Контроллинг маркетинга и сбыта.

Задачей этого вида контроллинга является информационная поддержка менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов.

Виды контроллинга:

1. Стратегический контроллинг - включает стратегическое планирование и контроль (анализ стратегического портфеля, методическая и информационная поддержка менеджмента при выборе и обосновании идей нового продукта и каналов сбыта, координация стратегических планов).

2. Оператиный контроллинг - решает следующие задачи:

- формирование и контроль сбыта - анализ оборота, издержек и прибыли, анализ эффективности запланированных мероприятий по сбыту, анализ и оценка выгодности клиентов для получения прибыли;

- формирование и контроль ценовой политики - планирование цены и изменение на отдельные виды продукции, планирование конкретных мероприятий по дифференцированию цен для разных потребительских групп;

- формирование коммуникационной политики - анализ распределения коммуникационных издержек, сравнительный анализ коммуникационных издержек в отрасли и по конкурентам, проведение сравнительных расчетов затрат для альтернативных мероприятий.

Основные инструменты контроллинга:

1. Стратегического:

- GAP анализ – установление отклонений желательного развития ситуации от ожидаемого - количественное сопоставление прибыли, рентабельности и т.д.

- портфолио анализ - распределение деятельности компании по отдельным стратегиям относительно продукции и рынков.

2. Оперативного:

- маржинальная прибыль (Маржинальная прибыль — прирост общей суммы прибыли, полученной фирмой.) - анализ эффективности конкретных мероприятий, предметы анализа - группы товаров, регионы и т.д.

- сравнительные расчеты - анализ издержек, им противопоставляется доход компании, используют показатели: оборот/расходы на рекламу; оборот/издержки продаж; оборот/ издержки на постпродуктное обслуживание.

КОНТРОЛЛИНГ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСУРСАМИ.

Деятельность предприятия в области закупок преследует цель найти и предоставить с минимальными издержками материальные ресурсы.

Целевыми задачами контроллинга закупок являются:

- контроль за экономичностью издержек при снабжении материалами,

- текущая оценка закупок,

- формирование ориентированной на рынок системы материального снабжения.

Инструменты исследования:

1. первичные исследования (в форме вопросов и наблюдений),

2. вторичные (анализ), предполагающие обработку информации, получаемой как на самом предприятии, так и вне его.

- АВС-анализ. Задача ABC - анализа состоит в оказании помощи покупателю (службам обеспечения) при выборе наиболее значимых для предприятия материалов. В процессе ABC-анализа рассчитываются количество и стоимость потребляемых материалов. По итогам расчета формируются три группы товаров: А (наибольшей кумулированной стоимостью - количество товара, умноженное на его цену), В (в диапазоне от 50 до 90% кумулированной стоимости) и С (минимальной).

- анализ возможных ситуаций прерывания процесса производства.

- определение верхних границ цен (максимальная цена, которую предприятие готово заплатить за товар).

- контроль за экономичностью деятельности службы закупок. Его показатели:

- относительная доля стоимости в процессе закупок в общем объёме закупок:

а. стоимость процесса закупок / объём закупок * 100%.

- эффективность работы сотрудников отдела закупок:

а. общее количество заказов / количество этих сотрудников,

б. достигнутое снижение цен / количество этих сотрудников,

в. фактическая цена / рыночная цена.

- надежность обеспечения предприятия материалами и комплектующими:

а. количество недопоставок / общее количество поставок,

б. количество вовремя полученных заказов / общее количество заказов.

- зависимость предприятия от определённых поставщиков - должна определяться, как минимум, для товаров групп А и В.

Особое внимание уделяется качеству, количеству, цене товара, местонахождению, поставщикам.

КОНТРОЛЛИНГ ПРОИЗВОДСТВА.

Целевая задача контроллинга производства (КП) управление производственными запасами. К задачам КП относится:

- оптимизация производственных издержек, в том числе программы их снижения;

- формирование условий эффективности производственного процесса;

- предоставление информации другим подразделениям о производственных издержках, загрузке мощностей, параметрах выполнения производственной программы.

Основными критериями оценки производства служит рентабельность, а также производительность ресурсов в стоимостном и натуральном выражении.

В обязанности контроллера производства входит составление отчётов, включающих не только величины фактических возникших отклонений по факторам, но и комментарии к ним. Если контроллер выявляет негативные тенденции по контролируемым видам издержек, то он должен инициировать мероприятия по их устранению.

В задачи контроллинга производства входит также управление рентабельностью капитала, задействованного в производственном процессе.

К задачам КП может относиться информационная поддержка процессов, направленных на сокращение объёма бракованной продукции.

Контроллинг должен оценивать различные стратегии, направленные на снижение суммарных издержек от прерывания производственного процесса: совершенствование системы планово-предупредительного ремонта, создание резерва мощностей и запасов по производственным переделам.

Наши рекомендации