Резервы роста прибыли и эффективности работы организации

Таблица 5

Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации

Виды продукции Резервы увеличения объема производства, ед. Возможная товарность, % Резерв увеличения объема реализации, ед.. Прибыль за 1 изд. в 2008г., руб. Резервы увеличения прибыли, тыс.руб.
Изделие «А» 222,5
И т.д. по всем видам товаров          
Всего          

Таблица 5

Резервы роста прибыли за счет снижения себестоимости реализуемой продукции.

Виды продукции Возможное снижение себестоимости продукции, тыс.руб. Фактическая товарность, % Резерв увеличения прибыли, тыс. руб.
Изделие «А»
И т.д. по всем видам товаров      
Всего      

Таблица 6

Резервы роста прибыли за счет совершенствования каналов реализации продукции

Виды продукции Возможное увеличение реализации продукции на рынке, ед Цена реализации продукции на рынке, руб. за 1 изд. Резерв увеличения прибыли, тыс.руб.
Изделие «А» 10,5
И т.д. по всем видам товаров      
Всего      

Таблица 7

Обобщение выявленных резервов роста прибыли, тыс.руб.

Виды продукции Источники резервов Итого
увеличение объема реализации снижение себестоимости совершенствование каналов реализации другие
Изделие «А» 222,5 10,5  

4. ВЫВОДЫ:

Экономическая природа финансового результата субъектов рынка - это прибыль или убыток, которые могут быть использованы как своего рода комплексные показатели эффективности использования экономических ресурсов.

В сущности, финансовый результат является прибылью или убытком, а проявлением этой сущности является объединяющий все направления деятельности организации экономический показатель.

Доходы и расходы предприятия определяются в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 [8] и "Расходы организации" ПБУ 10/99 [10].

Доходами считаются увеличения экономических выгод предприятия в результате поступления различного вида активов (материальных и денежных ценностей) и/или погашения обязательств перед другими субъектами, приводящие к увеличению капитала (за исключением вкладов в уставный капитал).

Расходами, соответственно, считаются уменьшения экономических выгод в результате выбытия активов и/или увеличения обязательств предприятия перед другими субъектами рыночных отношений, приводящие к уменьшению капитала (за исключением изъятий из уставного капитала).

Сравнение совпадающих по времени доходов и расходов по всем упомянутым категориям деятельности позволяет судить об их прибыльности или убыточности. Суммирование всех частных результатов определяет конечный результат функционирования предприятия за тот или иной период.

Прибыль до налогообложения представляет собой суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, прочих активов и сальдо прочих доходов и расходов.

В 25 гл. «Налог на прибыль организации» НК РФ указывается, что прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Формирование прибыли происходит следующим образом:

Резервы роста прибыли и эффективности работы организации - student2.ru Резервы роста прибыли и эффективности работы организации - student2.ru Резервы роста прибыли и эффективности работы организации - student2.ru Резервы роста прибыли и эффективности работы организации - student2.ru .

На изменение финансового результата от продаж влияют изменения в объеме продаж, структуре продаж, полной себестоимости и ценах реализации.

Последовательность в расчетах:

Чтобы определить влияние каждого из этих факторов необходимо рассчитать коэффициент изменения объема продаж.

1) Коэффициент изменения объема реализации (К):

Резервы роста прибыли и эффективности работы организации - student2.ru , где

q1z0 - фактический объем реализованной продукции по базисной себестоимости;

q0z0 – базисный объем реализованный продукции по базисной себестоимости.

2) Изменение финансового результата в отчетном периоде по сравнению с базисным определяется как:

Резервы роста прибыли и эффективности работы организации - student2.ru , где

П01, - финансовый результат соответственно в базисном и отчетном периодах.

На уровень финансового результата влияют несколько факторов:

· объем реализации;

· структура реализации;

· полная себестоимость продукции;

· средняя цена реализации

Общее изменение финансового результата может быть разложено на четыре составляющие под влиянием каждого из указанных факторов:

а). изменение финансового результата за счет изменений в объеме реализованной продукции определяется разницей между базисным финансовым результатом скорректированным на коэффициент изменения объема и базисным финансовым результатом:

Резервы роста прибыли и эффективности работы организации - student2.ru

б). изменение финансового результата за счет изменений в объеме и структуре реализованной продукции рассчитывается разницей между расчетным и базисным финансовым результатом.

DП (q и стр.) = Пр – По;

в). изменение финансового результата за счет изменений в средних ценах реализации определяется разницей между фактической и расчетной выручкой.

DП(р) = В 1 – Врасч.;

г). изменение финансового результата за счет изменений в полной себестоимости произведенной и проданной продукции рассчитывается разницей между фактической и расчетной себестоимостью, но при этом необходимо арифметический знак сменить на противоположный, так как между себестоимость и финансовым результатом существует обратная зависимость.

D П z= Z1 – Z расч.(+,-)

По отдельным видам продукции изменение финансового результата может быть под влиянием изменений в объеме продаж, ценах реализации и полной себестоимости.

Исследование необходимо проводит в разрезе каналов реализации продукции. Влияние изменений в объеме продаж на изменение финансового результата определяется умножением разницы в объеме продаж на финансовый результат от реализации единицы продукции по плану( в базисном периоде).

Влияние изменений в ценах реализации и полной себестоимости определяется аналогично, как и по всему объему продаж.

Уровень рентабельности предприятия можно определить делением прибыли на 1 руб. оборота на коэффициенты фондоемкости и материалоемкости. Для пофакторного исследования необходимо определить 2 расчетных (условных) уровня рентабельности, первый-делением прибыли на 1 руб.оборота за фактический период на базисные коэффициенты фондоемкости и материалоемкости и второй – делением прибыли на 1 руб. оборота за отчетный период на фактический коэффициент фондоемкости и базисный коэффициент материалоемкости.

Отклонение в уровне рентабельности за счет изменений в доле прибыли на 1 руб. реализованной продукции (оборота) рассчитывается разницей между первым расчетным уровнем рентабельности и базисным (плановым) уровнем, отклонение за счет изменений в фондоемкости продукции – разницей между вторым и первым расчетными уровнями рентабельности, а за счет изменений в материалоемкости продукции – разницей между фактическим уровнем ренбтабельности и вторым расчетным.

Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли за определённый период к чистому объёму продаж за тот же период.

Резервы роста прибыли и эффективности работы организации - student2.ru

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики организации и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности организаций. Коэффициент способности активов порождать прибыль рассчитывается по формуле:

Резервы роста прибыли и эффективности работы организации - student2.ru

Этот коэффициент показывает, сколько прибыли на каждый рубль активов заработала бы организация в гипотетической безналоговой и беспроцентной ситуации. Коэффициент удобен для сравнения эффективности работы организаций, находящихся в неодинаковых налоговых условиях и имеющих различную структуру капитала (соотношение собственных и заемных средств).

Рентабельность собственного капитала — относительный показатель эффективности деятельности организации. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.

Резервы роста прибыли и эффективности работы организации - student2.ru

Рентабельность активов — относительный показатель эффективности деятельности организации. Это наиболее общий коэффициент, который характеризует эффективность использования организацией активов, находящихся в ее распоряжении.

Резервы роста прибыли и эффективности работы организации - student2.ru

Вопросы для самоконтроля

1. Как определить расходы по реализации продукции?

2. Какие факторы влияют на изменение прибыли от продаж?

3. Как определить влияние изменений в объеме продаж на изменение прибыли от продаж?

4. Как определить влияние изменений в структуре продаж на изменение прибыли от продаж?

5. Как определить изменения в прибыли от продаж за счет изменений в средних ценах реализации?

6. Как определить изменение в прибыли от продаж за счет изменений в полной себестоимости продаж?

7. Как рассчитать рентабельность производства продукции?

8. Как определяется рентабельность продаж? О чем свидетельствует этот показатель?

9. Какие факторы влияют на изменение прибыли от продажи отдельных видов товаров? Методика их определения?

10. Как определить влияние изменений в доле прибыли на 1 руб. оборота на изменение рентабельности предприятия?

11. Как определить влияние изменений в фондоемкости продукции на изменение уровня рентабельности предприятия?

12. Как определить влияние изменений в материалоемкости продукции на изменении уровня рентабельности предприятия?

13. Как определяется рентабельность собственного капитала? О чем свидетельствует этот показатель?

Библиография

1. Н. П. Любушин. Экономический анализ. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2007.

2. Экономический анализ. Учебник под ред. Войталовского Н.В. , Калининой А.П. и Мазуровой И.И. М.: Высшее образование, 2007.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Гинзбург А.И. Экономический анализ для руководителей малых предприятий / А.И.Гинзбург. - СПб. [и др.]: Питер, 2007.

5. Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие. – М.: Издательский дом «Социальные отношения», 2007.

6. Гиляровская Л.Т, Д.В.Лысенко, Д.А.Ендовицкий. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. для студентов вузов. М. : Проспект : [Велби], 2008.

7. И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. для вузов. М. : Дашков, 2006.

8. Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. М.: ИНФРА-М, 2006.

9. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия. Под ред. Войталовского Н.В., Калининой А.П., Мазуровой И.И. Санкт-Петербург, : Питер, 2009.

10. Мельник М.В. Экономический анализ в аудите : учеб. пособие для студентов вузов. М. : ЮНИТИ, 2007.

11. Молибог Т.А. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации : учеб. пособие. М.: Владос, 2007.

12. Орлова Т. М. Практикум по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010.

Наши рекомендации