Анализ обновления и конкурентоспособности продукции
В условиях рыночной экономики предприятия должны определять степень соответствия своей продукции требованиям внутреннего и внешнего рынка. Для решения этой задачи проводится оценка конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность в определенный период времени соответствовать сложившимся или предполагаемым требованиям рынка и быть успешно реализованной при наличии предложений др. аналогичных товаров. В условиях внешнеэкономической деятельности предприятия конкурентоспособной считается продукция, идущая на экспорт в развитые страны по ценам морового рынка.
Конкурентоспособность продукции выражается как совокупность качественных и ценовых характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретных покупателей в условиях конкретного рынка. Конкурентоспособность продукции определяется соотношением технико-эксплутационных характеристик своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. При выборе продукции для сравнения необходимо. Чтобы оцениваемая и конкурирующая продукция были аналогичны по назначению и условиям эксплуатации, ориентированные на одну и ту же группу потребителей.
Для оценки конкурентоспособности продукции применяют систему единичных, групповых и интегральных показателей.
Единичные показатели отражают отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра анализируемой продукции к величине такого же параметра продукции конкурента.
Групповой показатель объединяет единичные по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических и др.). Напр., групповой показатель по техническим параметрам определяется как произведение единичных показателей на коэффициенты их весомости, которые устанавливаются специалистами-экспертами по рассматриваемому виду товаров.
Интегральныйпоказатель конкурентоспособности рассчитывается как отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам. Если это соотношение меньше 1, то оцениваемый товар уступает товару образцу. Если это соотношение больше 1, то анализируемый товар превосходит товар-конкурент.
Кроме рассмотренных показателей для оценки конкурентоспособности продукции для определения положения товара на определенном рынке можно определит долю рынка, контролируемую данным предприятием. Чем больше эта доля. Тем выше фактическая конкурентоспособность продукции данного предприятия на этом рынке. Можно также рассчитать соотношение доли, занимаемой предприятием на рынке. К доле наиболее крупного конкурента. Если это соотношение больше 1, то доля предприятия считается высокой и наоборот.
При анализе рассмотренных показателей надо сравнить показатели отчетного года с показателями предыдущего года, определить произошедшие изменения и разработать соответствующие рекомендации, направленные на повышение уровня конкурентоспособности продукции: повышение качества продукции, совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции.
Важным направлением деятельности предприятия по поддержанию конкурентоспособности продукции является ее обновление. Анализ обновление начинают с оценки общего уровня обновления продукции, который измеряется удельным весом новой и модернизованной продукции в общем ее объеме. Затем проводится анализ новизны продукции. При этом к новой продукции относятся опытные образцы продукции, обеспечивающие ее обновление в будущем, изделия установочной партии и изделия первой промышленной партии. Новая продукция должны базироваться на принципиально новой конструкционной основе и др. принципах. При этом различают три степени новизны:
1 принципиально новая продукция, не имеющая аналогов в моровой практике;
2 продукция, впервые осваиваемая в РФ, имеющая зарубежные аналоги;
3 продукция новая для предприятия-изготовителя, имеющая отечественные аналоги.
При анализе рассматривают структуру новой продукции по степени ее новизны и по стадиям обновления.
Проводиться также анализ сменяемости продукции, для чего рассчитывается коэффициент опережения доли вновь освоенных видов продукции над долей снятых с производства. Доли вновь освоенных и снятых видов продукции могут быть рассчитаны как по числу наименований продукции, так и по объему их производства в стоимостном выражении.
Анализ реализации продукции
Анализ реализации продукции начинают с сравнения фактических объемов реализации с плановыми, с данными предыдущих лет. При этом определяют абсолютные и относительные отклонения, темпы роста и прироста. Такой анализ проводят за каждый месяц, квартал, полугодие и год. После этого рассматривают влияние на объем реализации продукции основных факторов. При этом рассматривают два варианта методики анализа реализации продукции:
1 если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланса продукции будет следующий:
ГПн + ТП = РП + ГПк, отсюда
РП = ГПн + ТП – ГПк
2 если выручка определяется после оплаты продукции, то баланс товарной продукции будет следующий:
ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТ к + ГП к, отсюда факторная модель реализованной продукции будет следующая:
РП = ГПн + ТП + ОТн – Отк – ГП к
где ГПн и ГПк – отстатки готовой продукции ан складе на начало и конец года;
ТП – стоимость товарной продукции;
РП – стоимость реализованной продукции;
ОТн ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец года, не оплаченные покупателями.
При анализе реализации продукции рассматривают также выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. Недопоставки продукции отрицательно влияют на результаты деятельности предприятия: уменьшают сумму выручки и прибыли, приводят к выплате штрафных санкций. Кроме того в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Недопоставки продукции также отрицательно влияют на работу предприятий смежников, торговых и транспортных организаций.
При анализе оценивают выполнение плана по поставкам продукции за месяц и нарастающим итогом за год в целом по предприятию, по отдельным потребителям и видам продукции. При этом рассчитывают процент выполнения плана договорных обязательств и выясняют причины недовыполнения плана.