Мировой рынок вооружения и военной техники в системе современных международных экономических отношений

После окончания холодной войны и распада биполярной структуры мира в начале 90-х годов начался активный процесс глобализации миро­вой экономики, движущей силой которого оставалось бурное развитие научно-технического прогресса.

Мировой рынок вооружения и военной техники (ВВТ), являясь одним из самых масштабных и в то же время достаточно специфичных и весьма политизированных рынков, также стал серьезно трансформироваться в конце XX в. Основной движущей силой его формирования постепенно становятся традиционные экономические факторы, базирующиеся на кате­гориях спроса — предложения и мировых ценах в отличие от чисто полити­ческих факторов, явно преобладавших ранее. На мировом рынке ВВТ начали появляться принципиально новые тенденции, серьезно изменился характер конкуренции, формы и методы торговли, трансформировалась роль международного и национального регулирования этой сферы бизнеса.

Военно-промышленный комплекс (ВПК) имеет сегодня важное значе­ние для экономики любой крупной державы, поскольку является не только поставщиком современных боевых средств для обеспечения потребностей национальной армии, а также их экспорта, но и одной из самых высоко­технологичных и рссурсопотребляющих отраслей индустрии, базирующейся на широчайшем использовании новейших научно-технических достижений практически во всех современных областях знания. На его долю в послед­ние годы приходится около 5% мирового промышленного производства.

ВПК во многом определяет развитие таких смежных сфер производства, как электроника, средства связи, производство современных материалов, металлургия и т.д. Большинство специалистов небезосновательно назы­вают ВПК генератором высоких технологий не только для военной сферы, но и всего гражданского сектора экономики.

Характерные черты и факторы формирования мирового рынка ВВТ существенно отличаются от черт и факторов формирования других товар­ных рынков, в том числе рынков сложной машинотехнической продукции невоенного назначения. Это объясняется особой природой рынка ВВТ и специфическим назначением его продукции. Среди таких особенностей можно выделить следующие:

—основными, в большинстве случаев единственными, заказчиками ВВТ являются не многочисленные частные независимые потребители, а правительственные органы, решающие стратегические задачи обеспече­ния государственной безопасности страны;

этот рынок в несравненно большей степени, чем другие товарные рынки, подвержен прямому и косвенному регулированию, а также постоян­ному контролю со стороны государства как в отношении стран и фирм — производителей и экспортеров, так и стран и фирм — потребителей и импортеров;

рынок ВВТ в классическом понимании все еще относится сегодня к относительно молодым, только развивающимся и формирующимся рын­кам, являясь в то же время чрезвычайно высококапиталоемким, с высо­чайшей степенью концентрации производства и капитала, а также моно­полизации в производственной и внешнеторговой областях;

динамика развития мирового рынка ВВТ в решающей степени определяется состоянием общего военно-политического климата и стабиль­ности на планете, а также складывающимися стратегическими взаимо­отношениями между ведущими мировыми державами и региональными лидерами;

дальнейшее развитие научно-технического прогресса было и остается важнейшим фактором и движущей силой формирования мирового рынка ВВТ, в сложной и многообразной продукции которого чрезвычай­но высока доля высокоинтеллектуальной составляющей. В течение уже не одного столетия новейшие достижения мировой науки и техники, как правило, находили первейшее воплощение именно в области военно-про­мышленной сферы.

После Второй мировой войны в мире, как известно, господствовала эпоха биполярного военно-политического противостояния, где главную роль играли две сверхдержавы — СССР и США. Они-то и были главными «законодателями мод» на мировом рынке ВВТ в целом. Этот рынок был четко поделен между двумя участниками, тогда как другие страны, такие, как Франция, Великобритания, Китай, Швеция, были задействованы на нем (в качестве экспортеров) незначительно и занимали относительно небольшую (около 10%) долю рынка.

СССР и США, преследуя цель стратегического превосходства, без­возмездно передавали крупные партии ВВТ дружественным режимам. Главной их задачей при этом было не получение прибыли как таковой, а расширение своего политического влияния. Таким образом, они явля­лись не классическими экспортерами ВВТ, а, скорее всего, его распреде­лителями. Такие же страны, как Франция, Великобритания, Швеция и Китай, в существенно меньшей степени были втянуты в стратегическое противостояние двух супердержав и занимались преимущественно ком­мерческим экспортом оружия.

Поэтому нормальный, в классическом понимании, мировой рынок ВВТ начал функционировать только после окончания холодной войны, когда коммерческая составляющая стала постепенно преобладать над военно-стратегическими и политическими мотивами.

Мировой рынок ВВТ — это относительно молодой рынок, он является одним из немногих современных товарных рынков, для которых харак­терна чрезвычайно высокая степень производственной монополизации, а потребителями военной продукции практически на вес 100%, за малым исключением, являются государства.

Помимо значительных валютных поступлений от продажи ВВТ пра­вительства соответствующих стран-производителей получают к тому же великолепную возможность влиять с помощью военно-технического сотрудничества на многие глобальные политические и экономические про­цессы, происходящие в мире. Чем прочнее позиции государства на миро­вом рынке ВВТ, тем, как правило, эффективнее се внешняя политика.

В настоящее время на данном мировом рынке все более активно реа­лизуется целенаправленная государственная политика протекционизма по отношению к национальным производителям и экспортерам оружия. Боль­шинство крупных сделок на мировом рынке ВВТ заключаются сегодня на самом высоком правительственном уровне, при прямой и косвенной под­держке государственных представителей и нередко даже президентов стран. В связи с этим закономерно то, что одной из основных функций современного государства для обеспечения успешного участия в между­народной торговле ВВТ стало постоянное широкомасштабное лоббирова­ние интересов национальных компаний.

К официальной государственной поддержке своих национальных производителей относятся также выделение государством целевых и экс­портных кредитов, государственные гарантии экспортных сделок со сто­роны правительств, частичное или полное освобождение от налогов, все­сторонняя информационная поддержка национальных экспортеров.

Мировой рынок ВВТ остается чрезвычайно политизированным. Строго говоря, торговля ВВТ —лишь наполовину коммерция. Основные мировые импортеры оружия, наряду с технической и экономической стороной сделки (цена, качество, условия поставки), по-прежнему уделяют повышенное внимание чисто политической составляющей контракта, что включает в себя сегодня, в частности, предоставление страной-экспорте­ром так называемых гарантий безопасности своему покупателю в лице государства-импортера.

Основными постоянно действующими факторами формирования и развития мирового рынка ВВТ являются: мировая военно-политическая обстановка и соответственно уровень военной угрозы, дальнейшее развитие научно-технического прогресса и, разумеется, общее экономическое состояние и платежеспособность соответствующих стран.

Современная международная обстановка характеризуется гораздо большей нестабильностью, чем прежняя эпоха глобального противостоя­ния сверхдержав. И хотя в настоящее время опасность глобальных войн практически исключена, в мире увеличивается угроза и растет число относительно небольших вооруженных конфликтов, территориальных споров, борьба отдельных государств за политическое и экономическое лидерство. Наглядным примером коренного изменения военно-политиче­ской ситуации в мире стали широко известные события — террористиче­ские акты, произошедшие в США 11 сентября 2001 г., после чего многие страны мира значительно увеличили военные расходы.

Что касается влияния фактора НТП, то здесь следует обратить внима­ние в первую очередь на то, что с развитием новых видов и модификаций ВВТ старые образцы постепенно утрачивают свою актуальность и эф­фективность, а следовательно, спрос на них постепенно снижается. Это закономерно отражается и на возникновении циклов создания очередных поколений военной техники. С выходом в свет новой генерации боевого комплекса наступает, как правило, очередной цикл перевооружения, уве­личиваются общие мировые военные расходы, расширяется объем миро­вого рынка ВВТ. Следует также заметить, что при очередной смене поко­лений ВВТ финансовые, трудовые и временные затраты на их разработку и производство (от начала работ до серийного выпуска), как правило, неуклонно растут.

Схожая ситуация наблюдается в настоящее время и в сфере сопут­ствующих НИОКР: для создания очередного поколения боевого комплекса требуется удвоение или утроение военных инвестиций.

С другой стороны, современные поколения ВВТ, хотя и имеют доста­точно длительный этап в разработке, обладают тем не менее более про­должительным, по сравнению с ранними генерациями, жизненным циклом. Так, если второе и третье поколения боевых авиационных комплексов, при их пятилетней разработке, функционировали всего около 15 лет, то срок жизни последующих, более совершенных генераций, при значительно более длительном этапе создания, варьирует от 30 до 50 лет.

Столь существенное увеличение жизненного цикла и финансовых за­трат, необходимых для создания очередного нового поколения ВВТ, связано не только с усложнением конструкции и усовершенствованием тактико-технических характеристик. В значительной степени на это по­влияло общее ослабление политической напряженности в мире после окон­чания холодной войны. Если в 80-е годы под давлением гонки вооруже­ний длительные паузы в разработке очередного нового поколения боевой техники были просто исключены, то сейчас в связи с заметным удорожа­нием военной продукции это стало нормальным явлением.

Еще одна особенность современного мирового рынка ВВТ заключа­ется в том, что многие международные сделки традиционно либо строго засекречены, либо информация о них скудна и не всегда достоверна. Ни один из крупных национальных и международных аналитических центров и институциональных организаций, целенаправленно занима­ющихся изучением проблем мировой торговли ВВТ, не обладает полной и точной информацией обо всех сделках, совершаемых на этом рынке. В первую очередь это относится к финансовой стороне контрактов, а также к их количественным параметрам и срокам исполнения. Поэтому практи­чески все оценки состояния мирового рынка ВВТ, его возможных тенден­ций и перспектив развития весьма противоречивы.

20.2. Особенности развития мирового рынка военной авиационной техники (на примере рынка боевых самолетов)

Лидирующую позицию во всей номенклатуре экспорта вооружения и военной техники занимает в настоящее время военная авиационная тех­ника (ВАТ), а точнее говоря — боевые самолеты, на долю которых прихо­дится до 50% мировой торговли ВВТ. Поэтому основные тенденции разви­тия рынка военной авиационной техники в значительной мере определяют и общую динамику мирового рынка вооружения в целом (табл. 20.1).

Столь высокое соотношение выпуска боевых самолетов в их экспорте ВВТ (до 50%) объясняется не только устойчивым спросом на боевую авиацию в мире, но и крайне высокой стоимостью одной единицы ВАТ. Кроме того, увеличение спроса на мировом рынке ВАТ непосредственно влияет и на повышение спроса в смежных сегментах мирового рынка ВВТ: средств ПВО, управляемых ракет классов «воздух-воздух» и «воздух-земля», наземного аэродромного оборудования и др. В последнее десяти­летие стало особенно заметно, что боевые самолеты и вертолеты играют все большую, можно даже сказать решающую роль во многих военных конфликтах и боевых операциях регионального характера, в частности, в Персидском заливе, Югославии, Афганистане, Ираке и т.д.

Основными участниками мирового рынка ВАТ в настоящее время являются относительно молодые, но уже гигантские по масштабам дея­тельности компании — производители международного уровня, чьи бюд­жеты вполне сопоставимы с национальными бюджетами многих стран мира (табл. 20.2).

Мировой рынок вооружения и военной техники в системе современных международных экономических отношений - student2.ru

Мировой рынок вооружения и военной техники в системе современных международных экономических отношений - student2.ru

Крупнейшими производителями современных видов вооружения и военной техники в мире, и в первую очередь военной авиационной техники, являются в настоящее время компании: США — «Lockheed Martin Corp.» и «Boeing»; России — Авиационная холдинговая компания (АХК) «Сухой», Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ»; Франции — «Dassault Aviation»; Великобритании — «British Aerospace Systems» (BAc Systems); Швеции — «SAAB»; европейский консорциум Германии, Великобритании, Испании и Италии — «Eurofighter». На долю этих компаний приходится более 90% производства современной ВАТ в мире.

Помимо указанных выше ведущих производителей боевых авиационных комплексов на мировом рынке ВАТ активно действуют также Китай, предла­гающий боевые самолеты собственного производства; Израиль, основу военного экспорта которого составляют услуги по модернизации иностран Мировой рынок вооружения и военной техники в системе современных международных экономических отношений - student2.ru ных истребителей; Чехия, производящая учебно-боевые самолеты; а так­же некоторые государства СНГ (Грузия, Украина, Белоруссия).

Ведущую роль на мировом рынке ВАТ сегодня играют США (около 47% мирового рынка), в лице своих крупнейших корпораций: «Lockheed Martin Corp.» и «Boeing». Основу их производства и экспорта в последнее десятилетие составляют истребители F-16, F/A-18 и F-15 различных модификаций. В конце 2001 г. компания «Lockheed Martin Corp.» выиграла тендер по американской программе «единого ударного истребителя», на создание легкого боевого самолета пятого поколения — F-35, что, по подсчетам экономистов, принесет компании в ближайшие 20 лет около 200 млрд дол. В то же время значительную часть своих доходов компания «Boeing» получает благодаря гражданскому сектору авиационной техники. В свою очередь ее отделение «Military Aircraft and Missiles» («Боевые самолеты и военные ракеты») активно работает над созданием истреби­телей F-15 и F/A-18 различных модификаций.

Сегодня США обладают рядом очевидных конкурентных преиму­ществ, позволяющих им удерживать лидирующие позиции на мировом рынке ВАТ. В связи с постоянным усложнением и значительным удо­рожанием новейших типов вооружений США остались единственным государством, сохраняющим практическую возможность и необходимый потенциал самостоятельно разрабатывать и производить ВВТ практически любого типа.

По сравнению с российским ВПК американская военно-авиационная индустрия достаточно быстро перестроилась под требования современного мирового рынка по ряду причин. Во-первых, основу ВПК США составляет частный сектор, поэтому государство вмешивалось в реструктуризацию военной сферы лишь в минимальной степени; во-вторых, США действи­тельно обладают сегодня исключительно большими финансовыми возмож­ностями, так как они перестраивали, в отличие от СССР, не всю экономику, а лишь ее военную отрасль.

Одной из причин серьезных успехов военно-промышленных корпо­раций США на мировом рынке ВВТ является их уникальная возможность предлагать на продажу военную технику, к примеру боевые самолеты, в любом модельном секторе рынка: бомбардировщики, истребители (лег­кие, средние, тяжелые, палубные), штурмовики, учебно-боевые самолеты, самолеты-разведчики. Такая способность позволяет США гибко реагиро­вать на любые изменения спроса на различные виды ВАТ на мировом рынке.

Кроме того, США все более активно и успешно применяют на миро­вом рынке новые коммерческие подходы, в частности, гибкие схемы оплаты при заключении контрактов: лизинг, кредит, сделки типа «trade-in», офсет и т.д. при одновременно чрезвычайно высоком уровне государственного лоббирования.

Другим важным конкурентным преимуществом США на данном мировом рынке является их способность в рамках товарной сделки пре­доставлять покупателю в одном пакете с собственно ВВТ еще и гарантии безопасности страны импортера. Имея широкую гамму технических, политических и экономических рычагов продвижения своей продукции, США могут быстро оказать эффективную военную и политическую под­держку любому своему клиенту.

Франция, в лице компании «Dassault Aviation» занимает в настоящее время одну из лидирующих позиций на мировом рынке ВАТ, разрабаты­вая и изготовляя современные боевые самолеты «Mirage-2000» различных модификаций, а также новейшие многофункциональные истребители «Rafale».

Великобритания занимает четвертое место среди ведущих стран-экс­портеров. Великобританию представляет крупнейшая авиационная кор­порация «British Aerospace Systems» («BAe Systems»), которая производит и продает штурмовики «Hawk» и истребители «Harrier».

Швеция в лице своей компании «SAAB» совместно с Великобрита­нией представляют на мировом рынке легкий многофункциональный истребитель «JAS.39 Gripen».

Западноевропейская корпорация «EADS» контролирует 44% акций консорциума Германии, Великобритании, Испании и Италии — «Eurofighter», который разрабатывает истребитель EF-2000.

Еще одна группа стран, которая занимается как производством, так и экспортом боевых самолетов и(или) предоставлением сопутствующих услуг, включает Китай, Израиль и некоторые страны СНГ: Грузию, Украину, Белоруссию. Однако доля этих государств на мировом рынке ВАТ отно­сительно невелика и в общем объеме производства составляет около 4—5%.

После того как в 1961—1962 гг. Китай приобрел у СССР лицензию и техническую документацию на серийное производство истребителей МиГ-21Ф-13, военно-авиационная индустрия страны стала бурно разви­ваться. В лице самолетостроительной корпорации «Первая Китайская авиа­строительная корпорация» (China Aviation Industry Corporation, AVIC I) Китай представлен на мировом рынке достаточно широким спектром боевых самолетов различных модификаций, способных конкурировать практически в любых сегментах рынка.

Израильские компании «IAI» (Israel Aircraft Industries) и «Elbit Systems» производят в настоящее время относительно недорогой национальный боевой самолет «Kfir», а также являются лидерами по созданию со­временных программ по модернизации различных видов ВАТ зарубеж­ного производства. С помощью модернизации можно не только увеличить срок службы истребителя, но и при минимальных затратах (10—15% от стоимости новейшего боевого самолета) получить современное Мировой рынок вооружения и военной техники в системе современных международных экономических отношений - student2.ru доукомплектование и оснащение его последними разработками в области электроники и приборостроения.

В настоящее время многие страны стараются целенаправленно раз­вивать собственную военную авиационную промышленность, преследуя традиционную, чисто экономическую цель — импортозамещение. К таким государствам прежде всего можно отнести Индию, Южную Корею и Япо­нию. Вместе с тем такие программы, как правило, оказываются весьма дорогостоящими, а в тактико-технической эффективности пока еще не выдерживают серьезной конкуренции.

Практически все крупнейшие мировые военно-промышленные кор­порации стараются сегодня уделять серьезное внимание не только созда­нию авиационной техники военного назначения, но и производству граж­данских авиационных комплексов, а также аэрокосмической продукции. Это относится прежде всего к таким компаниям, как «Boeing», «BAe Systems», «EADS», «Dassault Aviation». Производство военной и граждан­ской авиационной техники в этих компаниях в среднем уже соответствует пропорции 40 : 60, а доля гражданского сектора компаний «Dassault Aviation» и «EADS» даже достигает 70%.

Сейчас емкость рынка гражданских самолетов на порядок превосхо­дит рынок боевых самолетов. Почти V4 всех контрактов, заключаемых в последние годы во время проведения крупных международных аэро­космических выставок, приходится именно на гражданскую авиацию. Дальнейшее развитие такой тенденции было прервано событиями в США 11 сентября 2001 г.: доля военной продукции в общем обороте названных компаний заметно возросла.

Вполне очевидно, что главной задачей ВПК любой страны является в первую очередь обеспечение национальной армии, т.е. основным потре­бителем выпускаемой продукции должен быть внутренний рынок в лице Министерства обороны страны. До начала 90-х годов это правило четко соблюдалось и на мировой рынок поставлялось всего лишь до 20—30% от общего военного производства.

Однако после окончания холодной войны и соответствующего повсе­местного сокращения военных бюджетов и численности боевых самолетов ситуация резко изменилась. В первую очередь стали уменьшаться объемы закупок боевых комплексов для национальных вооруженных сил (особен­но это имело место в России). С уменьшением спроса на мировом и внут­ренних рынках сократилось производство ВАТ, что сразу же негативно отразилось на доходах военно-промышленных компаний.

Повсеместно возобладало понимание того, что если заказ на военную продукцию будет ограничен только внутренними (национальными) рам­ками, то ни одна, даже самая крупная военно-промышленная корпорация не сможет разрабатывать в дальнейшем новейшие, все более дорогостоящие виды ВАТ. Все это, начиная с 90-х годов, дало мощнейший стимул к даль­нейшей концентрации производства и капитала в этой области, интенсив­ному развитию и углублению международной и внутренней кооперации, общей стандартизации в разработке и совместимости в процессе последу­ющей эксплуатации ВАТ в рамках стран — стратегических партнеров.

Концентрация производства и объединение финансовых ресурсов активно происходят сегодня как на национальном уровне — слияния и поглощение военно-промышленных компаний внутри страны, так и на международном уровне — совместные международные программы. Благо­даря таким объединениям крупные корпорации не только разделяют риски и финансовое бремя, но также снижают стоимость единицы авиационной техники, производя ее крупными партиями и исключая дублирование.

Сегодня практически все современные военно-авиационные корпора­ции — ведущие производители боевых самолетов в США, Франции, Велико­британии, России — серьезно зависят от спроса на мировом рынке В А Т, так как до половины их военного производства находит сбыт именно там.

Для современного мирового рынка ВАТ характерно также, что боль­шая часть техники приобретается с целью ранее планируемой замены и модернизации уже устаревших боевых самолетов. Спрос здесь относительно легко прогнозируется на основании изначального времени предыдущих закупок и оценки жизненного цикла ВАТ, а также финансово-экономи­ческого положения страны-покупателя. При этом выбор поставщика глав­ным образом производится вовсе не по финансовым или даже техниче­ским параметрам, а прежде всего по соображениям политического характера. Импортеры обращают основное внимание в таком случае на способность продавца ВАТ предоставить, в случае необходимости, гаран­тии безопасности; на наличие выгодной офсетной программы, на относи­тельно дешевое, надежное и качественное послепродажное обслуживание.

Таким образом, на мировом рынке ВАТ стала все в большей мере проявляться тенденция, характерная для обычного рынка, где уже поку­патель начинает более уверенно диктовать свои условия.

Во времена холодной войны основные страны — производители ВВТ, СССР и США, экспортировали на мировой рынок в основном оружие старых поколений, уже бывшее в употреблении в собственных армиях. Новые правила поведения на современном рынке ВАТ поставили основных экспортеров в несравненно большей степени в прямую зависимость от за­просов их клиентов.

В настоящее время крупные страны — импортеры боевых самолетов, которые являются сегодня наиболее платежеспособными на этом рынке (Саудовская Аравия, ОАЭ, Китай, Индия), стремятся приобрести уже только суперсовременные боевые комплексы и готовы сполна платить за эти поставки. Более того, многие страны стараются теперь не просто купить крупную партию современных истребителей, но и получить лицензию на их производство- В большинстве случаев без передачи технологии на производство партии современных боевых самолетов экспортеру чаще всего просто не удастся получить крупный контракт.

В последние годы все более уверенно стала усиливаться тенденция по проведению импортером ВАТ политики диверсификации источников получения вооружений и услуг военно-технического характера. Теперь многие покупатели боевых самолетов стараются, по возможности, разно­образить свой парк ВВС, расширяя круг своих экспортеров и критически сопоставляя деловые предложения из разных стран. Главная цель такого рода стратегии — стремление избежать чрезмерной зависимости от отдель­ных поставщиков ВАТ и, по возможности, максимально использовать кон­курентные преимущества в условиях имеющегося выбора.

Тем не менее вполне очевидно, что серьезно диверсифицировать парк ВВС и, соответственно, источники их поступлений могут позволить себе далеко не многие государства, так как это крайне дорогое удовольствие. Такого рода политику, в частности, сегодня активно проводят Малайзия, Южная Корея, Греция, ЮАР. В последние годы расширить круг своих экспортеров стараются некоторые страны Ближнего и Среднего Востока (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар).

По данным Лондонского института стратегических исследований, емкость мировых рынков ВВТ и ВАТ в 2003 г. оценивалась порядка 58,4 млрд и 18,2 млрд дол. соответственно. При этом наиболее емким рынком оружия остается по-прежнему регион Ближнего и Среднего Востока (БСВ), на долю которого приходится до 40% ежегодного объема торговли ВВТ. Основными импортерами ВАТ в БСВ уже долгое время являются Саудовская Аравия (за последние десятилетия ее военные расходы колебались от 13 до 19 млрд дол. в год), Израиль (7,5—8 млрд дол.), ОАЭ (1,9—2,3 млрд дол.), Кувейт (2,5—2,9 млрд дол.), Оман (1,6—2 млрд дол.).

Следующим крупнейшим рынком сбыта ВАТ являются Юго-Восточ­ная Азия (ЮВА) и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР): Индия, Китай, Южная Корея, Таиланд, Малайзия, Индонезия и др. На азиатский регион в целом приходится более 35% от мирового импорта ВВТ, причем объем закупок ВАТ здесь непрерывно растет уже несколько десятилетий подряд. Основной особенностью данного региона является, так называемая, «гонка вооружений», из-за большого количества трудноразрешимых межгосудар­ственных споров.

На долю европейского рынка (основные страны-импортеры — Гре­ция, Италия, Испания) в последние годы приходится около 15% мирового спроса ВАТ, латиноамериканского рынка (Аргентина, Венесуэла) — 7% и африканского (ЮАР, Марокко, Эфиопия) — около 3—4% суммарного мирового импорта ВВТ.

Ценообразование в сфере мировой торговли ВАТ является крайне сложным явлением, на формирование которого так или иначе влияет спе­цифика самого изучаемого рынка: жесткое государственно-монополисти­ческое регулирование, весомая роль политической составляющей и стра­тегия поддержки национальных производителей, традиционно высокая засекреченность торговых сделок, чрезвычайная дороговизна единицы продукции, нерегулярное заключение сделок, выполнение которых рас­считано на многие годы, и т.п.

В общей структуре цен на ВАТ в силу их огромной наукоемкости и технической сложности существенно большую роль, чем в другой маши-нотехнической продукции, играют НИОКР, заработная плата и т.п. В целом же можно констатировать, что само понятие мировой цены здесь носит весьма условный характер и эту роль пытаются играть цены ведущих миро­вых фирм-производителей.

В условиях относительного сужения в последнее десятилетие миро­вого рынка ВАТ и усиления конкуренции, с одной стороны, а также пони­жения спроса и повышения требований к условиям контракта, с другой стороны, современные экспортеры ВВТ стали в последние годы активно применять различные новые рыночные и нерыночные способы конкурент­ной борьбы за увеличение объемов собственного экспорта и завоевание новых рынков сбыта. Если к нерыночным формам конкурентной борьбы принято относить формы прямого и косвенного политического и эконо­мического давления на своих потенциальных покупателей, то сравнительно новыми и эффективными рыночными формами и методами конкурентной борьбы являются: компенсационные соглашения, в том числе офсет, лизинг, создание совместных предприятий, бартер, встречные закупки, сделки типа «trade-in», предоставление льготных и бесплатных кредитов, практика безвозмездных поставок, стратегия «ателье». Последнее под­разумевает целенаправленную разработку и производство боевого само­лета, не говоря уже о модернизации, под индивидуальные требования импортера. Наряду с Россией такую стратегию активно используют и США.

С середины 90-х годов XX столетия на мировом рынке ВВТ при закупке боевых комплексов стало бурно развиваться применение так называемой офсетной практики. Такого рода соглашение предусматри­вает обязательство экспортера по возвращению (вплоть до 100% от стои­мости контракта) в форме инвестиций в экономику страны-покупателя.

Срок выполнения офсетных соглашений, как правило, колеблется от 4 до 10 лет со времени подписания контракта и обычно предусматривает: развертывание на территории страны-покупателя совместных предприя­тий, центров технического обслуживания и сборочных производств поставляемых видов ВВТ: участие в различных экологических, научно-исследовательских и прочих программах; передача покупателям ВВТ новейших технологий и ноу-хау; обучение соответствующих специали­стов. Этот вид сделки сейчас, по существу, является обязательным при заключении практически любого крупного контракта на поставку ВАТ или передачу технологии, и отказ продавца от такого рода соглашения, а тем более невыполнение его часто влечет за собой не только ликвидацию всего контракта, но и потерю делового имиджа страны-экспортера.

Интересна также практика безвозмездных поставок боевых самоле­тов (в большинстве случаев бывших в эксплуатации) западными военно-промышленными корпорациями. Особенность этой сделки заключается в том, что импортер, получая партию боевых самолетов безвозмездно, платит, как правило, только за упаковку, транспортировку и, самое глав­ное, за послепродажное обслуживание. Именно на этапе эксплуатации, а точнее, благодаря послепродажному обслуживанию ВАТ, се ремонту и поставкам запасных частей и комплектующих экспортер уже за 2—3 года не только окупает «подаренные» им самолеты, но и получает определен­ную прибыль. Кроме того, страна-экспортер как бы «привязывает» им­портера к ориентации в будущем именно на его военную технику. Для этого, в исключительных случаях, экспортеры ВАТ не требуют даже деньги за транспортировку и упаковку. Это относится прежде всего к бедным и развивающимся странам Африки, Азии, а также к ближайшим стратеги­ческим партнерам.

Такие контракты подписывают, главным образом, американские ком­пании, так как окупаемость такого рода сделок растягивается на многие годы, и позволить ее поэтому могут только достаточно мощные в финан­совом отношении военно-промышленные корпорации. США утверждают, что бесплатная передача старой ВАТ помогает им не просто сохранять дружественные деловые связи со многими странами, но также экономить значительные средства на демонтаже и утилизации такого оружия, кото­рый они неизбежно были бы вынуждены сделать сами.

Весьма популярна на мировом рынке ВАТ практика предоставления боевых комплексов в лизинг, или долгосрочную аренду. В течение всего срока эксплуатации согласно таким контрактам бремя расходов на обслу­живание, ремонт и т.д. ложится, как правило, на покупателя. Экспортер же, помимо оплаты за аренду, получаст еще и немалые доходы от даль­нейших поставок в эту страну запасных частей и услуг для обслуживания своих авиационных комплексов.

Широко используются на рынке бартерные операции. Основной при­чиной их заключения являются, как правило, ограниченные валютно-финансовые возможности импортера из числа большинства развивающихся стран. Бартерные операции на мировом рынке ВАТ заключаются чаще всего в качестве частичной оплаты сделки. На мировом рынке ВАТ в на­стоящее время весьма распространены также сделки типа «trade-in», при которых старые виды ВВТ обмениваются на новое современное оружие. Характерно, что в целом при заключении внешнеторговых сделок чаще всего имеет место некая гибридизация, комплекс сразу нескольких слож­ных типов контрактов, включая компенсационные.

Кроме того, современные экспортеры ВАТ, помимо широкой гаммы готовой продукции, предлагают целый пакет услуг по их техническому обслуживанию, обеспечению запчастями и эксплуатации, а также обуче­нию летного и технического состава страны-импортера, дальнейшей модернизации, утилизации и т.д.

Для успешного продвижения своей продукции многие страны-произ­водители регулярно участвуют в специализированных авиационных выс­тавках. Крупнейшие из них — «Paris air show» в Le Bourget (Франция), «Farnborough» (Великобритания), «DUBAI» (ОАЭ), Московский между­народный авиационно-космический салон — «МАКС» (Россия), «Lima» (Малайзия), «AERO-India» (Индия), «Aerospace & Defence Africa» (ЮАР).

Международные выставки, как известно, являются своего рода «клу­бами для общения» специалистов и бизнесменов в сфере ВПК, позволяют быть в курсе новейших тенденций и явлений, способствуют установле­нию, развитию и закреплению деловых контактов.

В настоящее время Россия во внешней торговле ориентирована пре­имущественно на мировые сырьевые рынки, в то время как доходы от экспорта высокотехнологичной продукции занимают существенно меньшую долю. Важно отметить, что, по подсчетам российских и между­народных специалистов, более 50% экспорта такого рода сложной российской машинотехнической продукции приходится именно на ВАТ (табл. 20.3). Эта отрасль военно-промышленного комплекса является сегодня одной из самых конкурентоспособных в общей номенклатуре российских экспортных товаров высокотехнологичного производства.

Россия традиционно занимает одно из ведущих мест в мировом экс­порте военно-авиационной техники с долей около 15% рынка. Основными ее производителями являются корпорации АХК «Сухой» и РСК «МиГ», однако право осуществлять экспортную деятельность имеют только две российские компании: РСК «МиГ» и Федеральное государственное уни­тарное предприятие (ФГУП) «Рособоронэкспорт», на которое приходится до 90% всего российского экспорта ВВТ.

После распада СССР российские производители ВАТ были постав­лены в новые, необычные для них жесткие рыночные условия конкурент­ной борьбы. Основной причиной этого стало резкое уменьшение с 1991-— 1992 гг. государственного оборонного заказа.

СССР в свое время был не столько экспортером, сколько крупней­шим распределителем ВВТ. Большинство поставок, производимых СССР в социалистические страны, а также страны —- политические союзники

Мировой рынок вооружения и военной техники в системе современных международных экономических отношений - student2.ru

из числа развивающихся, проходило на условиях долгосрочного кредита со сроком погашения до 40 лет, и только весьма незначительная часть — в счет традиционного экспорта товаров. Таким образом, СССР получал чистой валютой лишь 1,8—2 млрд дол. В итоге около 3/4 всего объема внешнего долга зарубежных стран СССР в конце 90-х годов (более 70—80 млрд дол.) приходилось именно на военный сектор.

Но крайне неправильно было бы утверждать, что советский экспорт был экономически абсолютно неоправдан. Следует констатировать, что за истекшие годы СССР завоевал огромные рынки сбыта, которые теперь перешли по праву к России. Совокупная стоимость поставленных Совет­ским Союзом ВВТ на мировой рынок составила к настоящему моменту до 200 млрд дол. и в итоге около половины всего мирового парка боевой авиа­ционной техники представляю

Наши рекомендации