Роль и место отрасли в мировой экономике

По йромышленной классификации к химической промышленности относятся следующие группы продуктов: неорганические и органические химикаты, полимерные материалы (пластмассы и синтетические смолы, химические волокна, синтетический каучук), фармацевтические препараты, синтетические моющие и очищающие средства, сельскохозяйственные препараты (минеральные удобрения и средства защиты растений), лаки и краски, клеи, взрывчатые вещества, кино- и фотоматериалы. Рост объ­емов и расширение сфер применения химических материалов и техноло­гии служат основой инновационного обновления материально-техниче­ской базы производства в целом, дают колоссальный ресурсосберегающий эффект, без которого даже теоретически невозможно представить разви­тие современной экономики.

Потребление полимеров позволило снизить остроту проблемы огра­ниченности сырьевых ресурсов, открыло возможность реализации прин­ципиально новых технических и конструкционных решений, радикально изменив структуру и динамику матери ало потребления. Всего за 40 лет (с 1960-го по 2000 г.), ничтожный в истории экономического развития период, потребление пластмасс возросло почти в 40 раз, химических волокон и синтетического каучука-—в 10—15 раз, тогда как натуральных сырьевых материалов — металлов, натуральных волокон и натурального каучука — всего в 2—3 раза. В балансе потребления основных конструк­ционных материалов в экономике ведущих стран в этот период доля пласт­масс, конкурирующих с металлами, возросла с 1—3 до 20—30%. Таким же образом (с 1 до 30%) изменилась суммарная доля синтетических сырь­евых материалов в совокупном потреблении основных видов сырья.

Интенсификация сельского хозяйства, повышение урожайности сельскохозяйственных культур невозможны без использования постоянно обновляющихся минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов, новых сортов растений, выращенных с применением генной инженерии. Фарма­цевтическая промышленность полностью базируется на применении химических веществ и химической технологии. Результат научно-тех­нических прорывов последних лет — межотраслевые технологии, пре­ображающие материю на молекулярном и надмолекулярном уровне, — биотехнология и нанотехнология, по существу, являются сверхвысоко-технологичными химическими процессами.

Со второй половины XX в. химическая индустрия развитых стран прошла путь от экстенсивного и динамичного развития базовых крупно­тоннажных нефтехимических производств, через технологическое обнов­ление и глубокую структурную перестройку к ресурсосберегающему науко­емкому этапу развития со сравнительно низкими темпами роста, свойственными современной постиндустриальной экономике. Средне­годовые темпы прироста производства в отрасли сокращались соответ­ственно с 8—10% (1950—1970 гг.) до 4—5% (1970—1990 гг.) и 1—3% (1990—2004 гг.) (табл. 17.1). Несмотря на снижение, темпы прироста про­изводства в отрасли неизменно опережали соответствующий показатель по промышленности в целом в 1,5—2 раза. В результате доля химии в обрабатывающей промышленности развитых стран возросла с середины XX в. до настоящего времени по условно-чистой продукции с 8—9 до 12—15%, по стоимости основного капитала — с 9—13 до 11 — 16% соответственно.

Роль и место отрасли в мировой экономике - student2.ru

При определенной специфике, связанной с различием ресурсной базы, национальной стратегии развития и темпов научно-технического прогресса, в развитых странах сформировалась сравнительно устойчивая структура химической индустрии с преобладанием доли органических химикатов (12—15%), фармацевтических препаратов (14—18%), пластмасс (10—12%), химических волокон (6—10%).

17.2. Инновационная деятельность и научно-технический прогресс

Основой динамичного бизнеса в отрасли служила активная научно-исследовательская и инновационная деятельность. В среднем по отрасли в экономически развитых странах расходы на НИОКР составляют 3—5% стоимости отгрузок, что почти вдвое превышает аналогичные показатели в промышленности в целом. Химические компании США, к примеру, еже­годно выделяют на научные исследования 13 млрд дол. — сумму почти равную производственным капиталовложениям (15—17 млрд дол.). Каждый восьмой патент в стране, по данным Патентного офиса, выдается в области химии. Государство стимулирует инновационную деятельность, освобождая от налогов четверть расходов на НИОКР, внедрение новых технологий, подготовку кадров, маркетинг, приобретение ноу-хау и патентов. В Японии компании лишь двух отраслей — химии и радиоэлек­троники — освобождаются от уплаты налогов на четыре года со дня осно­вания. Химические компании на протяжении многих лет проводят поли­тику интенсивного обновления средств производства, направляя на эти цели от 60 до 70% капиталовложений.

По мере диверсификации производства и исчерпания возможности повышения прибыльности бизнеса на основе факторов, присущих инду­стриальному этапу развития, в отрасли сформировался новый вектор научно-технического развития, общее направление которого в ближайшие десятилетия — внедрение системных технологий (system technologies), позволяющих освоить новые технологические принципы, радикально меняющие не только структуру производства, но и масштабы и структуру ресурсопотребления в отрасли. В их числе следует назвать:

конверсию природного газа в жидкие сырьевые углеводороды для расширения сырьевых ресурсов производства крупнотоннажных базовых производств;

новые биохимические и физические методы катализа (лазерные, мембранные, электрохимические);

компьютерное моделирование как альтернатива приборным и экспериментальным исследованиям;

синтез объектов надмолекулярных размеров (наноматсриалов), свойства которых изменяются и зависят от массы частиц.

Цель планируемого технологического обновления — утверждение концепции «устойчивого развития и ответственной заботы», отвечающей не только экономическим интересам бизнеса, экологическим и социальным нуждам общества, но учитывающей интересы будущих поколений.

Наши рекомендации