Механизм экологического страхования

Экологическое страхование представляет собой страхование гражданской ответственности страхователей за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную экологическую опасность. Цель экологического страхования – гарантировать полное или частичное возмещение ущерба, причиненного экологически опасной деятельностью страхователя другим лицом.

Объектом экологического страхования является имущественные интересы застрахованного лица, связанные с обязанностью последнего нести ответственность за вред, причиненный ОС и третьим лицам, в связи с осуществлением застрахованным лицом деятельности, представляющей повышенную экологическую опасность.

Субъектами экологического страхования являются:

страхователи(застрахованные лица) – граждане и юридические лица, деятельность которых связана с повышенной экологической опасностью;

страховщики – юридические лица, выплачивающие страховое возмещение лицам, которым нанесен ущерб деятельностью страхователя;

выгодоприобретатели – граждане, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, которым может быть причинен вред вследствие нарушения экологического благополучия.

Экологическое страхование осуществляется на основании договоров страхования, заключаемых страхователями со страховщиками. Экологическое страхование по своей форме бывает обязательное и добровольное.

Страхователями в системе обязательного страхования являются предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью аварийного (сверхнормативного) загрязнения ОС. Договор обязательного экологического страхования заключается на случай наступления страхового события – внезапного загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения ОС в пределах конкретной территории (атмосферы, водных объектов, рельефа местности и др.) в результате техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий.

Страховым случаем признается свершившееся страховое событие, при наступлении которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату в виде возмещения ущерба, понесенного выгодоприобретателями вследствие нарушения экологического благополучия. Порядок определения и расчет материальной ответственности страхователя при аварийном загрязнении ОС и перечень загрязняющих веществ, в результате аварийного выброса которых возможно наступление страховых событий, устанавливается Правительством РФ. При наступлении страхового случая страховщик выплачивает страховое возмещение выгодоприобретателям в пределах объема ответственности (величины страховой суммы), закрепленной в договоре страхования. Суммы страховых взносов, направляемые на обязательное экологическое страхование страхователем, включаются в себестоимость продукции предприятия-страхователя.

По договору добровольного экологического страхования могут быть застрахованы имущественные интересы гражданина или юридического лица, деятельность которого связана с риском ответственности перед третьими лицами за причинение вреда вследствие нарушения экологического благополучия. Страховые взносы при добровольном экологическом страховании осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении страхователей после налогообложения.

Особую остроту приобретает проблема страхования для водного хозяйства в связи с ростом аварийности гидротехнических сооружений, участившимися случаями паводков и наводнений. При существующей системе ликвидации последствий наводнений средства, выделяемые на эти цели из государственного бюджета, в значительной части расходуются на восстановление объектов, находящихся в зонах повышенного риска и подвергающихся неизбежным разрушениям (повреждениям) от последующих наводнений. Это поощряет местные органы исполнительной власти, землепользователей к интенсивному освоению пойменных территорий и ведет к дальнейшему росту ущербов. Кроме того, в последнее время происходит резкое сокращение объемов финансирования предупредительных противопаводковых мероприятий как из государственного бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ. В сложившихся условиях для снижения ущербов от наводнений, на ряду с традиционными мероприятиями, необходимо принятие на государственном уровне политики регламентирования хозяйственного освоения паводкоопасных территорий, сочетающей экономические регуляторы с рядом административно-правовых ограничений.

Четко выраженная тенденция роста ущербов, которая наблюдается в последние годы, связана с интенсивным и часто бесконтрольным освоением пойменных земель. Рост количества производственных и непроизводственных объектов, дачных и садово-огородных участков и тому подобного на этих землях ведет к увеличению ущербов от паводков одной и той же обеспеченности. Предприятия, организации, хозяйства, рассчитывая на государственные дотации, воздерживаются от расходования средств на защиту своих объектов. Страхование в сфере водопользования представляет собой финансово-экономический механизм защиты имущественных и других интересов государства, предприятий и граждан, нарушенных в результате аварий на гидротехнических сооружениях, наводнений и паводков по причинам непредвиденного случайного характера, техногенного и природного свойства.

Объектом страхования в сфере водопользования является риск ответственности за причинение вреда водному фонду, природной среде, имуществу и здоровью третьих лиц в результате наступления страхового события.

Страхованию подлежат следующие объекты водопользования:

– гидротехнические сооружения: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные, водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники;

– сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов и дна русел рек;

– сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;

– устройства от размывов на каналах;

– другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Введение в России специального страхования от наводнений позволит сократить убытки от воздействий водной стихии владельцам объектов путем распределения финансовых средств (в виде страховых взносов) во времени и получения страховых выплат при возникновении ущербов, сократить ущербы от наводнений за счет рационального использования паводкоопасных территорий, значительно уменьшить размеры бюджетных ассигнований на компенсацию ущербов от наводнений, повысить заинтересованность местных органов власти, предприятий и хозяйств в проведении противопаводковых мероприятий. По предварительным оценкам расходы государства на указанные цели должны сократиться более чем в 3 раза.

Страхование в сфере природопользования – это финансово-экономи-ческий механизм восстановления имущественных интересов физических, юридических лиц и государства, нарушенных в случае непредвиденных природных и техногенных аварий. Страхование предоставляет гарантии инвестиций в высокорисковые виды производства и освобождает бюджет от покрытия расходов, связанных с предотвращением ущерба ОС и природным ресурсам в результате техногенных и природных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Страхование в сфере природопользования обеспечивает права государства как собственника природных ресурсов на поддержание приемлемого качества ОС и необходимого уровня воспроизводства природных ресурсов.

Страхование позволяет аккумулировать средства предприятий и государства для целевого возмещения затрат на восстановление природной среды, воспроизводства природных ресурсов, возмещения ущерба имуществу и здоровью третьих лиц в результате деятельности потенциально опасных объектов природопользования, а также для проведения превентивных мероприятий, направленных на восстановление и охрану природных ресурсов.

Наши рекомендации