Территориальные особенности экологического страхования

Трудности в определении степени риска и размера страхового тарифа обуславливают необходимость особого подхода страховщика к обеспечению финансовой устойчивости проводимых страховых операций по договорам экологического страхования. Страховщик должен формировать дополнительные страховые резервы для исполнения обязательств по договорам экологического страхования, учитывая резерв колебаний убыточности, резерв катастроф.

В экономически развитых странах основную нагрузку по компенсации материальных потерь от аварий, катастроф и стихийных бедствий несут страховые компании. Может ли какая-либо российская страховая компания отвечать по обязательствам такого масштаба? Нет! Ни одна российская компания, ни все вместе российские страховые компании не способны обеспечить подобное страховое покрытие. Для решения проблемы необходимо создание системы страховой защиты, объединяющей ресурсы государства и частных страховых компаний.

Первым шагом на этом пути можно считать эксперимент по внедрению системы экологического страхования, который был начат в России в 1994 году (Приказ Минприроды России № 233 от 26.07.94). Эксперимент этот должен был показать, насколько реалистичны прогнозы специалистов о возможности финансирования ряда региональных природоохранных программ за счет привлеченных средств их коммерческих структур и насколько экономически выгодно для последних участие в охране окружающей среды. В число участников эксперимента входила и Иркутская область.

Иркутская область занимает значительную часть Восточной Сибири и является специфической с точки зрения концентрации различных источников техногенного риска и уникальных природных комплексов. Длительное время строительство и эксплуатация промышленных объектов осуществлялись без учета негативного воздействия на окружающую среду и население области. Введение механизма платного природопользования позволило аккумулировать некоторые средства для ликвидации последствий экологических аварий и финансировать в небольших объемах природоохранные мероприятия.

Развитие различных видов страхования, а экологического в особенности, существенно зависит от региональных особенностей. В связи с этим в рамках эксперимента была начата разработка концепции региональной системы возмещения ущерба применительно к Иркутской области. Данные исследования включали:

- анализ техногенных и природных рисков на территории области;

- анализ и оценку эффективности существующих способов возмещения ущербов;

- разработку концепции региональной системы возмещения ущерба с применением экологического страхования.

Результаты эксперимента показали, что на территории области размещается около 400 крупных и средних промышленных объектов, которые условно можно разделить на три основных класса по степени потенциальной опасности для окружающей природной среды и населения. К первому, максимально опасному классу, относятся крупные предприятий химической и перерабатывающей промышленности. Несмотря на их малое количество (около 10), аварии и катастрофы на этих предприятиях могут привести как к масштабным последствиям для региона, так и вызвать трансрегиональные воздействия. На данных объектах размещены высокотоксичные вещества: аммиак, хлор, фтористые соединения, серная и азотная кислоты, бензол и др. Практически все предприятия размещены в непосредственной близости к главным рекам области (Ангара, Иркут, Кетой), крупным населенным пунктам, а также на побережье озера Байкал. К данному классу опасности относятся две нитки трансрегионального нефтепровода, а также региональные этиленопровод и керосинопровод.

Ко второму классу можно отнести предприятия, которые содержат опасные химические вещества, но объем, которых либо недостаточно велик, либо их токсичность недостаточно велика. С этой точки зрения химическое загрязнение окружающей среды может осуществляться предприятиями пищевой, легкой и перерабатывающей промышленности, на территории которых расположены хранилища аммиака, хлора, нефтепродуктов и других веществ. Число таких объектов значительно (около 200). К третьему классу относятся предприятия, аварии на которых не приводят к значительным последствиям в окружающей среде или у третьих лиц.

Анализ статистических данных позволяет делать вывод об увеличении числа чрезвычайных событий на территории области. Из всего числа чрезвычайных событий экологические бедствия и катастрофы на территории области в разные годы составляли от 15 до 40%. Основное число аварий с экологическими последствиями происходит в крупных промышленных центрах и на железной дороге. Наиболее часто экологические аварии происходят в пищевой промышленности, на нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятиях. Для последних, включая транспортировку нефтепродуктов, характерны максимальные размеры экономического ущерба. В отдельных случаях ущерб, отражаемый через иски Областного комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов к виновнику аварии, достигал нескольких миллиардов рублей. Необходимо подчеркнуть, что эти суммы имеют отношение только к затратам на ликвидацию последствий и не отражают ущерб у третьих лиц.

Сами по себе природные бедствия и их последствия не являются предметом экологического страхования, но особенность области состоит в том, что в ряде случаев стихийные явления могут стать причиной техногенных аварий. Анализ показал, что с этой точки зрения наиболее опасными являются землетрясения и наводнения, которые могут привести к затоплению или разрушению опасного производства, размыву железнодорожного полотна и другим последствиям.

В последние годы вследствие серии засушливых сезонов существенно возросли частота и масштабы лесных пожаров. Например, в мае 1996 года в области было зарегистрировано более 100 крупных лесных пожаров, причем часть их них находилась вблизи размещения потенциально опасных промышленных объектов. Все вышесказанное подтверждает необходимость обязательного учета природных явления при оценке причин и повторяемости экологических аварий и катастроф.

Наши рекомендации