О выполнении заданий учебной практики
ОТЧЕТ
О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ «Основы предпринимательства и бизнес-планирование»
Специальность: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Студента(ки) Мухаметзянова Ранила , группы КТ-458
Фамилия, И.О.,
Руководитель практики от ГАПОУ «КТЭТ»: Федотов Д.А.
Фамилия, И.О.
Казань, 2017 год
Оглавление
Введение. 3
Построение бизнес-модели. 4
Описание проблемы клиента. 4
Описание клиента. 4
Решение проблемы клиента. 5
Аналоги и альтернативы решения проблем. 5
Уникальность и преимущества. 5
Доходы проекта. 6
Каналы доставки продукта к клиенту. 6
Методы стимулирования спроса. 6
Расходы проекта. 7
Анализ рынка. 7
Оценка рынка методом «снизу-вверх». 7
Оценка рынка методом «сверху-вниз». 8
Разработка клиентских интервью.. 9
Основные принципы.. 9
Структура интервью.. 9
Плохие вопросы.. 10
Хорошие вопросы.. 10
Финансовое моделирование проекта по юнит-методу. 10
Определение финансового результата. 10
Определение срока окупаемости. 11
Кооперирование с другими проектами. 12
Создание экономических цепочек. 12
Совместное решение общих задач. 12
Введение
Я, Мухаметзянов Ранил, студент(ка) группы КТ-458 проходил учебную практику по курсу «Бизнес-планирование» на «Кооперативных играх-2017» проводимых с 18-го по 20-е апреля 2017г. Казанским открытым университетом талантов 2.0 и Центрсоюзом РФ.
В ходе прохождения практики мной:
- презентована бизнес-идея своего проекта (указать проект) и получена обратная связь;
- пройден практикум по построению бизнес-модели проекта с учетом полученных замечаний;
- пройден практикум по базовому механизму оценки и расчета рынка проекта;
- в форме деловой игры отработан навык взаимодействия с клиентом и освоены основные принципы разработки клиентских интервью;
- пройден практикум по финансовому моделированию проекта на основе юнит-метода;
- в формате деловой игры отработан навык сотрудничества с другими инициаторами проектов с целью формирования экономических цепочек и обеспечения синергии кооперативного взаимодействия;
- пройден практикум по созданию прототипа своего продукта и представлению его потенциальным инвесторам.
Построение бизнес-модели
Описание проблемы клиента
Задание: опишите 3 проблемы Ваших потенциальных клиентов, на решение которых направлен Ваш проект. Ответ на задание следует формулировать в терминах проблемы.
Пример Первая проблема для наших потенциальных клиентов – это цена за услуги. Во многих хостелах цена за услугу проживания очень завышена, что часто не совпадает в соотношении цена-качество. Мы же хотим , сделать цену ниже, чем у наших прямых конкурентов.
Вторая проблема – это качество предлагаемой услуги. Чаще всего это плохой ремонт помещения , старая мебель , слабое обслуживание и т.д. Мы будем стараться соответствовать всем требованиям, чтобы наши клиенты уходили и возвращались довольными.
Третья проблема – узкий ассортимент услуг. Это нехватка для клиента дополнительных удобств , что очень сильно влияет в выборе того или иного хостела. Мы планируем сделать наш спектр услуг широким ,чтобы наш клиент ни в чем не нуждался, находясь в хостеле.
Описание клиента
Задание: опишите основные характеристики присущие Вашим клиентам. Укажите от 1 до 5 целевых групп клиентов.
Пример:Мужчины, женщины в возрасте от 18 до 35 лет – это целевая группа. Студенты, туристы в возрасте от 18 до 35 лет, которые хотят пожить или переночевать за низкую и доступную цену
Задание: Из указанных групп выделите ту, за счет которой Вы предполагаете получать основной доход. Максимально подробно опишите своего «идеального» клиента.
Решение проблемы клиента
Задание: опишите как клиент (отдельно по каждой категории) решает указанные выше проблемы без Вас, и какие способы решения предлагает Ваш проект.
Аналоги и альтернативы решения проблем
Задание:Укажите кто еще предлагает клиентам решение указанных выше проблем. Кто Ваши конкуренты? Если нет прямых конкурентов, то какие есть альтернативы решения проблемы.
Пример: Если Вы производите зонты, то помимо прямых конкурентов производящих зонты Вашими конкурентами так же будут и производители накидок, так как они тоже решают проблему клиентов по укрытию от дождя. Оба этих продукта могут являться товарами-заменителями при определенных условиях.
Уникальность и преимущества
Задание: Опишите в чем преимущество и уникальность предлагаемых Вами методов решения проблем клиента? Почему клиент пойдет именно к Вам? Укажите 3 причины. Не рекомендуется делать акцент на предложение продукта по более низким ценам, чем у конкурентов, так как ценовая «война» требует значительных ресурсов, которых у большинства начинающих бизнесов нет.
Доходы проекта
Задание: укажите средний чек (среднюю стоимость покупки). Желательно указать для каждой категории клиентов.
Пример: Ваш основной продукт – шаурма, стоимостью 100 рублей. Однако клиент покупает так же и чай или кофе, стоимость которого составляет 40 рублей. Таким образом, средняя стоимость покупки составит 140 рублей.
Задание: Укажите периодичность совершения покупки клиентом.
Пример: услугами парикмахера клиент пользуется каждые 3-4 недели, то есть 12-17 раз в году.
Задание: укажите на протяжении какого срока клиент может пользоваться Вашим продуктом/услугой.
Пример: Человек может являться клиентом частного детского сада до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу. В среднем получается около трех лет.
Расходы проекта
Задание: укажите основные расходы на запуск проекта и на поддержание текущей деятельности.
Анализ рынка
Оценка рынка проводится с целью определить максимум годового дохода Вашего проекта.
Пример: Если в закрытом населенном пункте живет 100 человек, каждый из которых пьет каждый день по чашке кофе в одной единственной кофейне, то продавать больше 100 чашек кофе в день кофейня не сможет, даже имею супер кофе-машину и самый профессиональный персонал.
TAM
Что это за рынок? Его размер (годовой оборот)?
SAM (часто не более 10-20% от ТАМ)
Что это за рынок? Его размер?
SOM (для нового проекта не более 0,1-5% от SAM)
Что это за рынок? Ключевые конкуренты? Доля рынка конкурентов? Каковы их слабые стороны? Ключевые преимущества, за счет которых Ваш проект достигнет SOM.
SOM Вашего проекта
Если продаж еще не было, и каналы продаж Вы еще не тестировали – скорее всего, Ваш рынок будет меньше расчетного в 2-10 раз.
Основные принципы
Спрашивайте о прошлом, а не о возможном будущем.
Важны не мнения и оценки, а факты и договоренности о следующем шаге.
Используйте открытые, а не закрытые вопросы.
Структура интервью
1. Приветствие
2. Узнайте демографические данные (не личные вопросы)
3. Расскажите историю (зачем Вы здесь)
4. Узнайте о проблеме клиента
5. Спросите об опыте решения проблемы
6. Уточняйте и записывайте
Плохие вопросы
Что Вы думаете о нашей идее?
Нравится ли Вам наш продукт?
Сколько Вы готовы заплатить?
Хорошие вопросы
Расскажите, как Вы сталкивались с проблемой и как ее решали?
Сколько денег/времени Вы теряете из-за не решения проблемы?
Есть ли у Вас бюджет на решение проблемы?
Задание: составьте от 5 до 10 вопросов клиенту
1.Часто ли вы путешествуете ?
2.Где вы обычно останавливаетесь и проживаете в новом для себя месте ?
3.На что вы больше всего обращаете внимание в выборе временного место проживание ?
4.Как вы относитесь к хостелам ?
5.Что для вас является приоритетом в выборе временного место проживание ?
6.На какую сумму вы рассчитываете за ваше койко-место ?
7.Каким должен быть «идеальный хостел» ?
8.Какие услуги в хостеле более значимы для вас ?
ОТЧЕТ
О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ «Основы предпринимательства и бизнес-планирование»