Организация ПнаП (кто, в какой мере, выполняемые функции )

В организации ПнаП принимаю участие:

1) Высшие руководители предприятия

ü Являются архитекторами процесса планирования

ü Принимают решения по стратегич-му планированию

ü Принимают основные решения по текущему планированию

ü Осуществляют общий контроль за выполнением плана

2) Специализированные плановые службы (ПЭО – планово-экономический отдел, ПДО – планово-диспетчерский отдел)

ПЭО:

ü Методическое руководство технико-экономическим планированием на предприятии

ü Организационная разработка стратегических планов

ü Разработка бизнес планов работы предприятия на следующий год

ü Оказание помощи структурным подразделениям, а иногда и полностью разработка бизнес-планов инвестиционных проектов.

ü Оказание методической помощи и контроль за разработкой текущих планов структурного подразделения

ü Анализ и контроль выполнения планов структурных подразделений

ПДО:

§ Участие (ведущая роль) в формировании производственной программы предприятия

§ Разработка календарно плановых нормативов для работы цехов

§ Составление квартальных и месячных планов производства для основных цехов

§ Составление сменно-суточных заданий для цехов

§ Контроль и оперативное регулирование хода производства (диспетчирование)

3) Руководители и специалисты по планированию различных структурных подразделений

a) Отдел сбыта (управления маркетинга) – разрабатывает маркетинговые стратегии для перспективных планов, бизнес планов инвест проектов, бизнес-плана работы предприятия

b) Отдел труда и з/п – разрабатывает штатные расписания для вспомогат. рабочих и служащих

c) Отдел мат.-тех обеспечения – определ потребности предприятия в мат-тех ресурсах (в натуральном и стоимостном выражении)

d) Финансовые службы – фин стратегия предприятия

e) Различные технические службы – разрабатывают соответствующие стратегии и участвуют в разработке плана инноваций предприятия

Все службы разрабатывают планы работы подразделения на соответствующие периоды и согласовывают их с ПЭО.

5 Основные функции ПЭО и ПДО.

Технико-экономическое планирование предприятия осуществляется планово-экономическим отделом (ПЭО)

Оперативно-производственным планированием на предприятии занимается планово-диспетчерсткий отдел (ПДО)

Планово-экономический отдел осуществляет разработку бизнес-планов инвестиционных проектов, занимается организацией стратегического планирования.

ПЭО выступает в качестве катализатора разработки стратегии, выполняет функции штаба по разработке общей стратегии, осуществляет методическое руководство всеми подразделениями, участвующими в этом процессе.

Функции ПЭО:

-ƒ организация технико-экономич. планирования на предприятии;

-ƒ разработка стратегического и тактических планов;

-ƒ разработка бизнес-планов инвестиционных проектов;

-ƒ анализ выполнения планов структурных подразделений.

Отдел маркетинга на основе исследований рынка (или рынков) разрабатывает проект плана поставки, на основе которого ПДО формирует производственную программу предприятия, распределяет ее в пространстве (между цехами) и во времени (по кварталам, месяцам и т.д.). Планово-экономический отдел, отдел материально-технического снабжения, отдел труда и заработной платы, финансовый отдел в соответствии с выполняемыми функциями разрабатывают частные планы.

ПЭО, кроме того, осуществляют методическое руководство всей этой работой, координацию частных планов, осуществляют разработку бизнес-планов инвестиционных проектов, занимаются стратегическим планированием.

6. Принципы планирования

· Принцип системности – планы всех подсистем предприятия д.б. взаимосвязаны. По вертикали этот принцип реализуется путем интеграции и дифференциации. По горизонтали – путем координации планов в структурных подразделениях.

· Принцип участия – каждый работник предприятия в той или иной мере д.б. участником плановой деятельности.

· Принцип непрерывности- процесс планирования должен осуществляться постоянно, а разрабатываемые планы приходить на смену друг другу.

· Принцип гибкости –придание планам способности менять свои параметры. Для этого в планах должны предусматриваться соответствующие резервы, д.б. оптимальными.

· Принцип эффективности– затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения.

Технология принятия планового решения

Организация ПнаП (кто, в какой мере, выполняемые функции ) - student2.ru

Конечным результатом процесса планирования является плановое решение или планы. Сбор информации зависит от цели планирования. Параллельно со сбором информации осуществляется разработка критериев оценки плановых решений. Разработка осуществляется вручную или с использованием различных методов. Оценка в конечном счете сводится к ранжированию.
7. Методы разработки планов (общая хар-ка)

Методы планирования – это совокупность способов, приемов сбора и обработки информации, используемых при разработке и обосновании планов.

1. Метод экспертных оценок – основан на проведении экспертом интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработки результатов. Область: прогнозирование развития техники и технологии, прогнозирование спроса на выпускаемую продукцию, цен и возможных объемов продаж. Бывают

§ Индивид-е методы (интервью, аналитический метод);

§ Коллективные (мозговая атака, метод «Дельфи», метод комиссий, написания сценариев).

2. Метод экстраполяции – основан на изучении сложившихся в прошлом и наст-м устойчивых тенденций развития объекта планирования и переносе их на его будущее состояние. Вкл. методы: планируемое от достигнутого, метод подбора функций, осн-ный на методе наименьших квадратов, метод скользящей средней и т.д.

3. Метод экономического анализа – эк. процесс расчленяют на составные части, анализируют закономерности их изменения, взаимосвязь и влияние друг на друга и на этой основе формулируются возможности развития всего процесса в будущем

4. Балансовый метод – совокупность способов соизмерения потребностей в ресурсах с источниками их получения

Нормативный метод

6. Метод моделирования – разработка той или иной модели развития объекта на основе его предварительного изучения. Например: матричные модели, модели оптимального планирования, экономико- математические модели (способы постановки и решения эк задач с помощью математики)
8. Хозяйственный риск, его оценка и методы снижения

Риск при принятии плановых решений существует объективно.

Факторы, обуславливающие возникновение рисков:

v Изменение во внешней и внутренней среде функционирования предприяия

v Достоверность используемой информации

v «человеческий фактор»

Риск при планировании возникает в след случаях:

o При оценке рынков, динамики их развития, возможностей и доли рынка

o При определении номенклатуры выпускаемой продукции и ее структуры

o При планировании цен и уровня затрат на производство

o При планировании затрат на создание и освоение новой продукции

o При планировании финансов

Методы оценки рисков:

1.Экономико-математические – применяются, когда имеется информация о состоянии изучаемых явлений за определенный период. В таких случаях рассчитывается: вероятность наступления рискового события, его дисперсия, средне-квадратичное отклонение, коэффициент вариации, и как итог – цена риска.

2.Экспертные

3.Аналоговые – имеют количественную характеристику, оценивается его кредитоспособность

4.Расчетно- аналитические – основываются на использовании данных внутненей информации или инф-и баз данных аналогичных предприятий. Например, расчет коэф ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и т.д.

Мероприятия по снижению возможных последствий рисков:

ü Страхование

ü Поручительство

ü Распределение рисков между партнерами

ü Резервирование средств


Наши рекомендации