Организация ПнаП (кто, в какой мере, выполняемые функции )
В организации ПнаП принимаю участие:
1) Высшие руководители предприятия
ü Являются архитекторами процесса планирования
ü Принимают решения по стратегич-му планированию
ü Принимают основные решения по текущему планированию
ü Осуществляют общий контроль за выполнением плана
2) Специализированные плановые службы (ПЭО – планово-экономический отдел, ПДО – планово-диспетчерский отдел)
ПЭО:
ü Методическое руководство технико-экономическим планированием на предприятии
ü Организационная разработка стратегических планов
ü Разработка бизнес планов работы предприятия на следующий год
ü Оказание помощи структурным подразделениям, а иногда и полностью разработка бизнес-планов инвестиционных проектов.
ü Оказание методической помощи и контроль за разработкой текущих планов структурного подразделения
ü Анализ и контроль выполнения планов структурных подразделений
ПДО:
§ Участие (ведущая роль) в формировании производственной программы предприятия
§ Разработка календарно плановых нормативов для работы цехов
§ Составление квартальных и месячных планов производства для основных цехов
§ Составление сменно-суточных заданий для цехов
§ Контроль и оперативное регулирование хода производства (диспетчирование)
3) Руководители и специалисты по планированию различных структурных подразделений
a) Отдел сбыта (управления маркетинга) – разрабатывает маркетинговые стратегии для перспективных планов, бизнес планов инвест проектов, бизнес-плана работы предприятия
b) Отдел труда и з/п – разрабатывает штатные расписания для вспомогат. рабочих и служащих
c) Отдел мат.-тех обеспечения – определ потребности предприятия в мат-тех ресурсах (в натуральном и стоимостном выражении)
d) Финансовые службы – фин стратегия предприятия
e) Различные технические службы – разрабатывают соответствующие стратегии и участвуют в разработке плана инноваций предприятия
Все службы разрабатывают планы работы подразделения на соответствующие периоды и согласовывают их с ПЭО.
5 Основные функции ПЭО и ПДО.
Технико-экономическое планирование предприятия осуществляется планово-экономическим отделом (ПЭО)
Оперативно-производственным планированием на предприятии занимается планово-диспетчерсткий отдел (ПДО)
Планово-экономический отдел осуществляет разработку бизнес-планов инвестиционных проектов, занимается организацией стратегического планирования.
ПЭО выступает в качестве катализатора разработки стратегии, выполняет функции штаба по разработке общей стратегии, осуществляет методическое руководство всеми подразделениями, участвующими в этом процессе.
Функции ПЭО:
- организация технико-экономич. планирования на предприятии;
- разработка стратегического и тактических планов;
- разработка бизнес-планов инвестиционных проектов;
- анализ выполнения планов структурных подразделений.
Отдел маркетинга на основе исследований рынка (или рынков) разрабатывает проект плана поставки, на основе которого ПДО формирует производственную программу предприятия, распределяет ее в пространстве (между цехами) и во времени (по кварталам, месяцам и т.д.). Планово-экономический отдел, отдел материально-технического снабжения, отдел труда и заработной платы, финансовый отдел в соответствии с выполняемыми функциями разрабатывают частные планы.
ПЭО, кроме того, осуществляют методическое руководство всей этой работой, координацию частных планов, осуществляют разработку бизнес-планов инвестиционных проектов, занимаются стратегическим планированием.
6. Принципы планирования
· Принцип системности – планы всех подсистем предприятия д.б. взаимосвязаны. По вертикали этот принцип реализуется путем интеграции и дифференциации. По горизонтали – путем координации планов в структурных подразделениях.
· Принцип участия – каждый работник предприятия в той или иной мере д.б. участником плановой деятельности.
· Принцип непрерывности- процесс планирования должен осуществляться постоянно, а разрабатываемые планы приходить на смену друг другу.
· Принцип гибкости –придание планам способности менять свои параметры. Для этого в планах должны предусматриваться соответствующие резервы, д.б. оптимальными.
· Принцип эффективности– затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения.
Технология принятия планового решения
Конечным результатом процесса планирования является плановое решение или планы. Сбор информации зависит от цели планирования. Параллельно со сбором информации осуществляется разработка критериев оценки плановых решений. Разработка осуществляется вручную или с использованием различных методов. Оценка в конечном счете сводится к ранжированию.
7. Методы разработки планов (общая хар-ка)
Методы планирования – это совокупность способов, приемов сбора и обработки информации, используемых при разработке и обосновании планов.
1. Метод экспертных оценок – основан на проведении экспертом интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработки результатов. Область: прогнозирование развития техники и технологии, прогнозирование спроса на выпускаемую продукцию, цен и возможных объемов продаж. Бывают
§ Индивид-е методы (интервью, аналитический метод);
§ Коллективные (мозговая атака, метод «Дельфи», метод комиссий, написания сценариев).
2. Метод экстраполяции – основан на изучении сложившихся в прошлом и наст-м устойчивых тенденций развития объекта планирования и переносе их на его будущее состояние. Вкл. методы: планируемое от достигнутого, метод подбора функций, осн-ный на методе наименьших квадратов, метод скользящей средней и т.д.
3. Метод экономического анализа – эк. процесс расчленяют на составные части, анализируют закономерности их изменения, взаимосвязь и влияние друг на друга и на этой основе формулируются возможности развития всего процесса в будущем
4. Балансовый метод – совокупность способов соизмерения потребностей в ресурсах с источниками их получения
Нормативный метод
6. Метод моделирования – разработка той или иной модели развития объекта на основе его предварительного изучения. Например: матричные модели, модели оптимального планирования, экономико- математические модели (способы постановки и решения эк задач с помощью математики)
8. Хозяйственный риск, его оценка и методы снижения
Риск при принятии плановых решений существует объективно.
Факторы, обуславливающие возникновение рисков:
v Изменение во внешней и внутренней среде функционирования предприяия
v Достоверность используемой информации
v «человеческий фактор»
Риск при планировании возникает в след случаях:
o При оценке рынков, динамики их развития, возможностей и доли рынка
o При определении номенклатуры выпускаемой продукции и ее структуры
o При планировании цен и уровня затрат на производство
o При планировании затрат на создание и освоение новой продукции
o При планировании финансов
Методы оценки рисков:
1.Экономико-математические – применяются, когда имеется информация о состоянии изучаемых явлений за определенный период. В таких случаях рассчитывается: вероятность наступления рискового события, его дисперсия, средне-квадратичное отклонение, коэффициент вариации, и как итог – цена риска.
2.Экспертные
3.Аналоговые – имеют количественную характеристику, оценивается его кредитоспособность
4.Расчетно- аналитические – основываются на использовании данных внутненей информации или инф-и баз данных аналогичных предприятий. Например, расчет коэф ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и т.д.
Мероприятия по снижению возможных последствий рисков:
ü Страхование
ü Поручительство
ü Распределение рисков между партнерами
ü Резервирование средств