Сущность, задачи и принципы антикризисного фин. управления п/п.
Антикризисное фин. управление- систему принципов и методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление фин. кризисов п/п, а также минимизацию их негативных фин. последствий.
Главной цельюантикризисного фин. управления является восстановление фин. равновесия п/п и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых фин. кризисами.
Основные задачи антикризисного фин. управления
1. Своевременное диагностирование предкризисного фин. состояния п/п и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению фин. кризиса.Эта задача реализуется путем осуществления постоянного мониторинга фин. состояния п/п и факторов внешней фин. среды, оказывающих наиболее существенное влияние на результаты фин. деятельности.
2. Устранение неплатежеспособности п/п.В ряде случаев реализация только этой задачи позволяет пресечь углубление фин. кризиса п/п, восстановить его имидж среди хозяйственных партнеров и получить необходимый запас времени для реализации других антикризисных мероприятий.
3. Восстановление фин. устойчивости п/п.Реализация этой задачи осуществляется путем поэтапной структурной перестройки всей фин. деятельности п/п.
4. Предотвращение банкротства и ликвидации п/п. Для предотвращения банкротства и ликвидации п/п в процессе антикризисного фин. управления должна обеспечиваться эффективная внешняя его санация (с разработкой соответствующего инвестиционного проекта санации).
5. Минимизация негативных последствий фин. кризиса п/п.Эта задача реализуется путем закрепления позитивных результатов вывода п/п из состояния фин кризиса и стабилизации качественных структурных преобразований его фин. деятельности с учетом ее долгосрочной перспективы.
Система антикризисного фин. управления базируется на определенных принципах.
1. Принцип постоянной готовности реагирования.Достигаемое в результате эффективного фин. менеджмента фин. равновесие п/п очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития п/п определяется естественным откликом на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих изменений усиливает конкурентную позицию п/п, повышают его фин. потенциал и рыночную стоимость; другие — наоборот, вызывают кризисные явления в его фин. развитии.
2. Принцип превентивности действий.Этот принцип предполагает, что лучше предотвратить угрозу фин. кризиса, чем осуществлять его разрешение и обеспечивать нейтрализацию его негативных последствий.
3. Принцип срочности реагирования. Чем раньше будут включены антикризисные фин. механизмы по каждому диагностированному кризисному симптому, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного равновесия будет располагать п/п.
4. Принцип адекватности реагирования.Поэтому „включение" отдельных механизмов нейтрализации угрозы фин. кризиса и его разрешения должно исходить из реального уровня такой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект антикризисного фин. управления, или п/п в процессе антикризисного фин. управления будет нести неоправданно высокие затраты и потери.
5. Принцип комплексности принимаемых решений.Практически каждый фин. кризис п/п носит комплексный характер. Аналогичный комплексный характер должна носить и система разрабатываемых и реализуемых антикризисных мероприятий, обеспечивающих эффективную нейтрализацию влияния таких факторов и их негативных последствий.
6. Принцип альтернативности действий.Этот принцип предполагает, что каждое из принимаемых антикризисных фин. решений должно базироваться на рассмотрении максимально возможного числа их альтернативных проектов с определением уровня их результативности и оценкой затрат.
7. Принцип адаптивности управления. Необходим высокий уровень гибкости антикризисного фин. управления, его быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней фин. среды.
8. Принцип приоритетности использования внутренних ресурсов.В процессе антикризисного управления, особенно на ранних стадиях диагностики фин. кризиса, п/п должно рассчитывать преимущественно на внутренние фин. возможности его нейтрализации. В этом случае п/п может избежать потери управляемости и процедур внешнего контроля своей фин. деятельности.
9. Принцип оптимальности внешней санациипредполагает, что при выборе ее форм и состава внешних санаторов следует исходить из системы определенных критериев, разрабатываемых в процессе антикризисного фин. управления. Такими критериями могут быть сохранение управления п/п его первоначальными учредителями, минимизация потери рыночной стоимости п/п и др.
10. Принцип эффективности.Реализация этого принципа обеспечивается сопоставлением эффекта антикризисного финансового управления и связанных с реализацией его мероприятий финансовых ресурсов. Оценка эффективности отдельных мероприятий антикризисного фин. управления носит сравнительный характер (на основе сопоставления уровня достижения отдельных целей и объема затрат фин. ресурсов по альтернативным вариантам управленческих решений).
Содержание процесса антикризисного финансового управления п/п.
Антикризисное фин. управление п/п - процесс, основным содержанием которого является подготовка, принятие и реализация управленческих решений по предупреждению фин. кризисов, их преодолению и минимизации их негативных последствий. Для осуществления антикризисного фин. управления на п/п часто создается специальная группа высококвалифицированных менеджеров, наделяемая особыми полномочиями в принятии и реализации управленческих решений, а также соответствующими фин. ресурсами.
Процесс антикризисного фин. управления п/п строится по следующим основным этапам.
1. Осуществление постоянного мониторинга фин. состояния п/п с целью раннего обнаружения симптомов фин кризиса.Такой мониторинг организуется в рамках общего мониторинга фин. деятельности п/п как самостоятельный его блок с целью выявления ранних признаков возможного фин. кризиса.
2. Разработка системы профилактических мероприятий по предотвращению фин. кризиса при диагностировании предкризисного фин. состояния п/п.Антикризисное фин. управление п/п на этом этапе характеризуемое как „управление по слабым сигналам", носит преимущественно превентивную направленность.
3. Идентификация параметров фин. кризиса при диагностировании его наступления.Такая идентификация осуществляется на основе классификации фин. кризисов п/п по результатам мониторинга показателей — „индикаторов кризисного развития".
4. Исследование факторов, обусловивших возникновение фин. кризиса п/п и генерирующих угрозу его дальнейшего углубления.Такое исследование последовательно осуществляется следующим образом: 1)идентифицируются отдельные факторы финансового кризиса. 2)исследуется степень влияния отдельных факторов на формы и масштабы фин. кризиса п/п в разрезе отдельных параметров „кризисного поля". 3)прогнозируется развитие факторов фин. кризиса и их совокупное негативное влияние на развитие фин. деятельности п/п.
5. Оценка потенциальных фин. возможностей п/п по преодолению фин. кризиса.Такая оценка во многом определяет направленность антикризисных мероприятий и интенсивность использования стабилизационных механизмов.Оценивается объем чистого денежного потока п/п. Оценивается состояние страховых резервов фин. ресурсов п/п и их адекватности масштабам угроз. Определяются возможные направления экономии фин. ресурсов п/п в период протекания фин. кризиса. Определяются возможные альтернативные внешние источники формирования фин. ресурсов.Оценивается качественное состояние фин. потенциала п/п с позиций возможного преодоления фин. кризиса
6. Выбор направлений механизмов фин. стабилизации п/п, адекватных масштабам его кризисного фин. состояния.Выбор таких механизмов призван стабилизировать фин. состояние п/п путем соответствующих преобразований важнейших параметров его фин. структуры — структуры капитала, структуры активов, структуры денежных потоков, структуры инвестиционного портфеля и т.п.
7. Разработкаи реализация комплексной программы вывода п/п из фин. кризиса.Такая комплексная программа разрабатывается обычно в форме двух альтернативных документов — комплексного плана мероприятий по выводу п/п из состояния фин. кризиса или инвестиционного проекта фин. санации п/п.
Комплексный план мероприятий по выводу п/п из состояния фин. кризиса разрабатывается в тех случаях, когда предусматривается использование преимущественно внутренних механизмов фин. стабилизации в рамках объема фин. ресурсов, формируемых из внутренних источников.
Инвестиционный проект фин. санации п/п разрабатывается в тех случаях, когда п/п для выхода из фин. кризиса намеренно привлечь внешних санаторов. Такой проект носит форму бизнес-плана санации.
8. Контроль реализации программы вывода п/п из фин. кризиса.Такой контроль возлагается, как правило, на главных менеджеров п/п. Основная часть мероприятий комплексной программы вывода п/п из фин. кризиса контролируется в системе оперативного фин. контроллинга, организованного на п/п.
9. Разработка и реализация мероприятий по устранению п/п негативных последствий фин. кризиса.Система таких мероприятий на каждом п/пносит индивидуализированный характер и направлена на последующую стабилизацию качественных структурных преобразований его фин. деятельности.