Плательщики налогов и элементы налогообложения

Налог считается установленным, если определены плательщик и обязательные элементы налогообложения – объект, налоговая база, налоговая ставка (ставки), налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты. В качестве дополнительного (факультативного) элемента выступают льготы по налогу.

Плательщики налогов – это организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Все плательщики налогов подразделяются на 2 основные группы: резиденты и нерезиденты. Цель данной классификации – установить объем налоговой обязанности плательщика.

Резиденты несут полную налоговую обязанность по всем своим доходам и имуществу, как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Статус налоговых резидентов Республики Беларусь имеют белорусские организации, то есть организации с местом нахождения (местом государственной регистрации) в Республике Беларусь. Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.

Физические лица являются налоговыми резидентами Республики Беларусь если они фактически находятся на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году (включая время, на которое эти лица выезжали за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку или на учебу). Физические лица – резиденты обязаны уплачивать налоги в Республике Беларусь со всех своих доходов и имущества. Физические лица – нерезиденты – уплачивают налоги только по доходам, полученным из источников в Республике Беларусь.

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Налоговая база измеряется определенной величиной (бел. руб., 1 га, 1 м3, 1 т), которая называется единицей налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Например, для физических лиц земельный налог, налог на недвижимость и подоходный налог определяется налоговым периодом в один календарный год.

Порядок исчисления налога. Исчисление суммы налога, сбора (пошлины) производится непосредственно плательщиком. Он самостоятельно высчитывает сумму налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, льгот. В отдельных случаях обязанность исчисления налога возлагается на налоговый орган, например, исчисление земельного налога и налога на недвижимость с физических лиц. Такая обязанность может быть возложена также и на налогового агента, т.е. лицо, являющееся источником выплаты доходов плательщику и на которое в силу актов налогового законодательства возлагается обязанность по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин). Налоговые агенты исчисляют, например, налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянные представительства, при выплате доходов в Республике Беларусь; подоходный налог при выплате нанимателем заработной платы работникам.

Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налогов может производиться в наличном или безналичном порядке, в белорусских рублях или иностранной валюте, посредством разового внесения всей суммы налога или с уплатой авансовых платежей.

Налоговые льготы выступают факультативным элементом налогообложения. Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются в виде: освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины); дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины); пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок; возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины).

Налоговый кодекс Республики Беларусь не допускает предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Этим плательщикам может быть оказана государственная поддержка индивидуально в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней или нормативного распределения выручки. Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты.

При использовании налоговых льгот плательщик должен представлять документы, подтверждающие право на льготы.

Источники налогового права

Налоговое право представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию в бюджетную систему налогов, сборов (пошлин) с организаций и физических лиц.

Нормами налогового права регламентируются отношения, связанные с установлением, введением, изменением и прекращением действия налогов, сборов (пошлин), закрепляющие основы налоговой системы, определяющие порядок исполнения налогового обязательства и осуществления налогового контроля.

Нормы налогового права устанавливают права и обязанности плательщиков налогов, налоговых органов и других участников налоговых отношений.

Источники налогового права – это нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права. Их совокупность образует налоговое законодательство государства.

Систему налогового законодательства возглавляет Конституция Республики Беларусь. В ст. 56 Конституции закреплена обязанность участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

Налоговый кодекс Республики Беларусь определяет основы налогообложения, в том числе содержит определения таких понятий, как налоговое обязательство, налоговый учет и налоговый контроль. Регламентирует права и обязанности налоговых и таможенных органов, порядок обжалования решений налоговых органов.

Особенная часть Налогового кодекса регламентирует отношения по установлению и взиманию отдельных налогов, сборов (пошлин).

В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса в систему налогового законодательства входят: декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения; постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение данного Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь; нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь. Налоговый кодекс закрепляет приоритет норм международного права.

Наши рекомендации