Участники финансовой деятельности государства

Государство осуществляет финансовую деятельность в лице уполномоченных специальных органов. Вместе с тем, особенностью данного вида деятельности является то, что практически все органы государства без исключения занимаются финансовой деятельностью. Это: Глава государства, Парламент, Правительство, банковская система Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты, другие республиканские органы государственного управления, подчиненные Правительству Республики Беларусь, органы местного управления и самоуправления.

Президент Республики Беларусь реализует свои полномочия в области финансовой деятельности путем принятия декретов и указов, а также через подписание законов, относящихся к финансовому законодательству, исходя из положений Конституции Республики Беларусь. Так, в соответствии с частью второй статьи 79 Основного Закона Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Парламент Республики Беларусь утверждает республиканский бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы (статьи 97и 98 Конституции).

Компетенция Правительства Республики Беларусь в области финансовой деятельности вытекает из общих полномочий, закрепленных в статье 107 Конституции, согласно которой Совет Министров Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.

Министерства, государственные комитеты иные республиканские органы государственного управления осуществляют финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций. Среди них необходимо выделить органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной либо занимает значительное место в их компетенции. В первую очередь это – Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. На таможенные органы возложена функция по взиманию таможенных платежей при пересечении государственной границы (статьи 7, 8, 10, 110 – 125 Таможенного Кодекса Республики Беларусь).

К участникам финансовой деятельности относится банковская система Республики Беларусь, которая состоит из Национального банка и иных банков, а также включает небанковские кредитно-финансовые организации. Банковская система специально создана для мобилизации и использования временно свободных денежных средств.

Участниками финансовой деятельности государства являются страховые организации. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов субъектов гражданского права (граждан Республики Беларусь, юридических лиц Республики Беларусь, а также Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, участвующих в соответствующих отношениях как субъекты гражданского права) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых резервов), формируемых страховщиками из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий). Правовое регулирование создания страховых резервов, фонда предупредительных (превентивных) мероприятий и гарантийных фондов страховых организаций, а также использования средств этих фондов предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь № 530.

Субъекты хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели) участвуют в мобилизации денежных средств в централизованные фонды государства путем уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей. Субъект хозяйствования может выступать и участником распределения бюджетных средств. Так, юридическим лицам из республиканского бюджета может быть предоставлена бюджетная ссуда, бюджетный заем на реконструкцию, конверсию и расширение производства, стимулирование увеличения экспорта продукции (товаров, работ и услуг) и другие цели.

Участниками финансовой деятельности государства являются также бюджетные организации, которые финансируются из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Они участвуют в основном в распределении денежных средств и несут ответственность за целевое расходование бюджетных ассигнований.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (физические лица) участвуют в формировании централизованных фондов государства путем уплаты налогов, сборов (пошлин). Для этого они должны иметь источник дохода на территории Республики Беларусь. Для налоговых правоотношений также важным условием является фактическое нахождение физического лица на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году. В этом случае физическое лицо признается налоговым резидентом Республики Беларусь.

Наши рекомендации