Правовые основы финансовой деятельности государства

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, извест­ных в мировой практике, представляет собой социально ориентиро­ванное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финан­сы. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации госу­дарственной политики. Вот почему необходимо разбираться в осо­бенностях функционирования правовых норм, регулирующих пра­вовые отношения, учиться посредством этих норм воздействовать на общественные отношения.

Экономическая политика государства осуществляется в основ­ном с помощью финансово-кредитных рычагов.

Роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов рез­ко возрастают в условиях перехода и развития в стране рыночных отношений: ведь денежная и финансово-кредитная система — один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают ры­ночные механизмы.

Вся деятельность государства по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств регулируется нормами фи­нансового права. Для решения задач и выполнения своих функций государство образует основной фонд денежных средств — бюджет. Вопросы правового регулирования деятельности по перераспределе­нию и аккумуляции средств в бюджет, а также во внебюджетные фон­ды тоже полностью относятся к сфере финансового права.

Основной рычаг государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти, да и общества в целом — это налоги. Поэтому нормами финансового пра­ва регулируется и институт налогов.

Кроме того, нормами финансового права регулируются отноше­ния в области государственного кредита, т.е. отношения государствен­ного внутреннего и внешнего долга. Этими же нормами регулируется к страховое дело. К финансовому праву относятся и нормы, регулиру­ющие банковскую деятельность, и банковский кредит. И это вполне естественно. Ведь аккумулируется и перераспределяется вся реаль­ная физическая масса денег, функционирующая в государстве имен­но через банковскую систему, с ее помощью перераспределяются и все средства государственной казны.

К финансовому праву относятся также и нормы, регулирующие денежное обращение, валютное законодательство и законодательство о расчетах, движении ценных бумаг.

Финансовое право, рассматривающее наиболее актуальные во­просы правового регулирования одной из важнейших областей дея­тельности государства, тесно связано с другими отраслями публич­ного права, в частности с гражданским правом, а также с рядом экономических и юридических дисциплин. Однако, если админист­ративное право охватывает организацию и деятельность государства в целом, то финансовое право регулирует только общественные от­ношения, возникающие в процессе финансовой деятельности госу­дарства. Связь финансового права с гражданским обусловлена тем, что в предмете гражданского права среди имущественных отноше­ний имеются и денежные. Помимо этого часть отношений в области кредита, расчетов, страхования также регулируется нормами граж­данского права. Отличительным признаком финансового права в этом случае выступает то, что в отличие от гражданско-правовых отноше­ний, предусматривающих равенство сторон, финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, прису­щих государственным и финансово-кредитным органам.

Специфика финансового права, по мнению специалистов, опре­деляется его предметом, видом тех общественных отношений, кото­рые оно должно регулировать, а также особенностями этого регули­рования. Отсюда следует:

финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирую­щих общественные отношения, которые возникают в процессе обра­зования, распределения и использования денежных фондов (финан­совых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, не­обходимых для реализации их задач.

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и исполь­зованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализа­ции задач социально-экономического развития, обеспечения оборо­носпособности и безопасности страны.

Основные организационно-правовые особенности финансовой деятель­ности состоят в следующем.

1. От других сфер деятельности государства она отличается меж­отраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государствен­ного управления. Кроме того, в процессе этой деятельности государ­ство контролирует работу органов власти и управления, а также пред­приятий, организаций, учреждений по реализации задач.

2. Государство осуществляет финансовые функции (в зависимо­сти от их содержания, роли, масштабов) в виде деятельности пред­ставительных и исполнительных (государственного управления) ор­ганов власти. Например, бюджетные средства по основным направ­лениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются представительными органами, а финансовые ресур­сы внутри отраслей народного хозяйства — в порядке государствен­ного управления органами исполнительной власти.

3. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каж­дой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предприятий, проведе­ние совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседа­ний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представитель­ных органов власти, разъяснение финансового законодательства на­селению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозирова­нию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обуслов­лены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-пра­вовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетен­ции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пре­делах своих полномочий регулируют общественные отношения в обла­сти аккумуляции, распределения и использования финансовых ресур­сов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением фи­нансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В та­ких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финан­совой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельнос­ти, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или от-f меняют финансово-правовые нормы либо служат основанием для воз­никновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразде­ляются на нормативные и индивидуальные. К нормативным отно­сятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых ак­тах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отноше­ний, ведет к возникновению, изменению или прекращению конк­ретных финансовых правоотношений.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым, относятся законы, принимаемые Государ­ственной Думой РФ, а также законы субъектов Федерации по вопро­сам финансовой деятельности государства, и подзаконные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона,

Характерная особенность финансово-правовых актов — наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они прини­маются в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по моби­лизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К. ним относятся: основной финансовый план государства — федераль­ный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; финансовые планы государственных и муници­пальных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государствен­ного управления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; сметы учреждений, организаций, обес­печиваемых из государственного и местного бюджетов.

Финансовая деятельность государства и органов местного само­управления основана на определенных принципах, т.е. основополага­ющих правилах и требованиях, выражающих се наиболее существен­ные особенности и целенаправленность. Основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об осно­вах организации и функционирования Российской Федерации и нор­мами, относящимися к ее финансовой деятельности,

Среди таких принципов можно выделить следующие.

1. Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность
должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов
с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необходимыми
финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее зна­чение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и само­стоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

2. Единство финансовой политики и денежной системы предполагает что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федератьной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики — это необходимое условие га­рантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств (ст. 8), также требующее единой денежной системы.

3. Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов равной мере распространяется федеральное финансовое законодатель­ство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ве­дения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное пра­вовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную фи­нансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

4.Самостоятельность финансовой деятельности органов местного са­моуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно ут­верждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют вне­бюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

5.Социальная направленность финансовой деятельности в Рос­сийской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, ха­рактеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

6.Распределение функций в области финансовой деятельности про­исходит на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Исходя из этого принципа Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и ис­полнительных органов власти.

7.Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и ор­ганов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами го­сударства как непосредственно, так и через своих представителей.

8.Основы принципа гласности также установлены нормами Консти­туции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свобо­ды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 1.5).

9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых
ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатывае­мых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Наши рекомендации