Распределительная функция финансов
Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Дальнейшее перераспределение национального дохода связано: а) с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги.
Перераспределение национального дохода происходит между:
• производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;
• отраслями материального производства;
• отдельными регионами страны;
• формами собственности;
• социальными группами населения.
Конечная цель распределения и перераспределения национально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.
Контрольная функция финансов
Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.
Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.
Финансовый контроль — важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Таким образом, финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, общественных и иных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Важнейшая задача финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.
Централизованные финансы
Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственном бюджете.
К централизованным фондам денежных средств относят те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта.
Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств — банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но в сферах политики, демографии, экологии и т.д.
Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Т.о. проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. Именно поэтому необходимы правовые основы, которые должны регулировать проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она исключительно в правовой форме.
Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура.
Основное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы — понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же финансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и стабилизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.
Основные функции финансов две: распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно.
Финансовые правоотношения
Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:
•возникают в сфере финансовой деятельности государства в процессе распределения и перераспределения национального дохода;
•одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом);
•обязательным объектом всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.
Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные (местные) образования.
Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых
правоотношений являются юридические факты, т. е. предусмотренные в законе действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием. Финансовые правовые отношения принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права на следующие виды:
•бюджетные правоотношения;
•налоговые правоотношения;
•неналоговые правоотношения;
•финансовые правоотношения в области государственного кредита;
•финансовые правоотношения в области страхования;
•правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
•финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
•финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
•валютные правоотношения.