Распределительная функция финансов

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в созда­нии так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуют­ся при распределении национального дохода среди участников материального производства. Дальнейшее перераспределение национального дохода свя­зано: а) с межотраслевым и территориальным перераспределе­нием средств в интересах эффективного и рационального ис­пользования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) с наличием не только производственной, но и непроизводст­венной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и со­циальное обеспечение, управление); в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, на­логи.

Перераспределение национального дохода происходит между:

• производственной и непроизводственной сферами народ­ного хозяйства;

• отраслями материального производства;

• отдельными регионами страны;

• формами собственности;

• социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения нацио­нально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уров­ня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованно­сти коллективов предприятий и организаций, а также работни­ков в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, дос­тижении высоких результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция финансов

Финансы, являясь инструментом ак­кумуляции и использования денежных доходов и фондов, объ­ективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отно­шений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль — важное средство обеспечения за­конности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Таким образом, финансовый контроль — это регламентиро­ванная нормами права деятельность государственных, общественных и иных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирова­ния, обоснованности и полноты поступления доходов в соответ­ствующие фонды денежных средств, правильности и эффектив­ности их использования.

Важнейшая задача финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и органи­заций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, ау­диторами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

Централизованные финансы

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственном бюджет­е.

К централизованным фондам денежных средств относят те денеж­ные средства государства, которые поступают в его распоряже­ние как властвующего субъекта.

Любая финансовая деятельность государства связана с рас­ходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств — банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в об­ласти экономики и социальных процессов, но в сферах полити­ки, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Т.о. проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. Именно поэтому необходимы правовые основы, которые должны регулировать про­ведение финансовой деятельности государства, поскольку осу­ществляется она исключительно в правовой форме.

Без участия финансов не может быть распределен нацио­нальный доход, являющийся главным материальным источни­ком денежных доходов и фондов. С учетом объемов националь­ного дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития эконо­мики и ее структура.

Основное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы — по­нятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же фи­нансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и ста­билизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов две: распределительная и кон­трольная, которые осуществляются финансами одновременно.

Финансовые правоотношения

Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

•возникают в сфере финансовой деятельности государства в процессе распределения и перераспределения национального дохода;

•одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом);

•обязательным объектом всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные (местные) образования.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых
правоотношений являются юридические факты, т. е. предусмотренные в законе действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием. Финансовые правовые отношения принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права на следующие виды:

•бюджетные правоотношения;

•налоговые правоотношения;

•неналоговые правоотношения;

•финансовые правоотношения в области государственного кредита;

•финансовые правоотношения в области страхования;

•правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

•финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

•финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

•валютные правоотношения.

Наши рекомендации