Финансовая политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.
Составной частью экономической политики государства является финансовая политика.
Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.Будучи составной частью социально-экономической политики, финансовая политика является важнейшим средством реализации политики государства.
Финансовая политика – это совокупность принципов, методов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которые разрабатывают стратегию основных направлений развития финансовых отношений на перспективу, определяют тактику действий на предстоящий период и ищут пути достижения стратегических целей.
Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы страны.
Главной целью государственной финансовой политики должно быть создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются:
- зависимость от конечной цели;
- соответствие интересам основных социальных слоев общества;
- обеспечение макроэкономической сбалансированности всех отраслей хозяйства;
- соответствие требованиям экономических законов;
- учет внутренних и внешних экономических условий и реальных возможностей.
Финансовая политика включает:
- выработку научно обоснованной концепции развития финансов;
- определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов;
- регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики;
- создание адекватного финансового механизма;
Приоритет в разработке финансовой политики России принадлежит Президенту РФ, который в своих ежегодных Бюджетных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.
Важной составной частью финансовой политики является финансовый механизм, при помощи которого государство осуществляет свою деятельность в области финансов и оказывает регулирующее воздействие на всю экономику и социальную сферу.
Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Элементы финансового механизма:
· формы финансовых ресурсов (централизованные и децентрализованные);
· методы их формирования;
· законодательные нормы и нормативы, которые используются при определении доходов и расходов государства;
· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Такими отношениями являются: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила финансовых отношений ("правила игры") в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов.
Финансовая наука выделяет три основных типа финансовой политики:
- классическая финансовая политика;
- регулирующая финансовая политика;
- планово-директивная финансовая политика.
Основатели классической финансовой политики А. Смит и Д. Риккардо. 19-20век. Основной постулат классической финансовой политики – невмешательство государства в экономику, а следовательно, и в сферу финансов (кроме госбюджета), сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов в обществе.
Основатель кейнсианской регулирующей финансовой политики Дж. Кейнс. Активное вмешательство государства в экономику и регулирования им циклического развития экономики. Финансовая политика стала использоваться для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.
В 70-х гг. в основу финансовой политики была положена новая стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Основанная на государственной собственности на средства производства и плановой системе управления, директивная финансовая политика в бывших социалистических странах обеспечивала максимальную концентрацию финансовых ресурсов у государства (в первую очередь, у центральных органов власти).
В условиях рыночной экономики, эффективной является, как доказано мировым опытом, регулирующая финансовая политика.
Основу современной финансовой политики России составляют:
- свобода рыночного предпринимательства;
- разнообразные формы хозяйствования;
- приватизации госсобственности;
- переход к смешанной экономике, базирующейся на сочетании частных (в различных формах: индивидуальных, групповых, кооперативных, коллективных) и государственных хозяйствующих субъектов.
Финансовая политика включает бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, инвестиционную, ценовую и таможенную политику.
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законодательстве. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между центральной федеральной властью и субъектами Федерации, в оптимизации структуры расходной части бюджета, распределении расходов между бюджетами разных уровней, доле федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета, управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета.
Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется непосредственно – высокий налоговый порог снижает инвестиционные возможности воспроизводственного процесса, уменьшает уровень потребления в обществе, что в свою очередь снижает базу производственного сектора и сектора услуг.
Денежно-кредитная политика РФ формируется Правительством РФ и ЦБ РФ, ее задачами на ближайшие годы являются:
- повышение уровня монетизации экономики;
- снижение инфляции до 4-5% в 2014г.;
- достижение реальной конвертируемости рубля;
- укрепление банковской системы, повышение доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения;
- повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора экономики;
-стимулирование консолидации в банковской сфере, формирование крупных и финансово устойчивых банковских структур, конкурентоспособных на международном уровне и способных обеспечивать «длинное» финансирование проектов.
Финансовая политика государства неразрывно связана с инвестиционной политикой, т.е. с политикой финансирования инвестиций. Она представляет собой систему мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики.
Основными задачами инвестиционной политики государства являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, определение приоритетов в ее финансировании, повышение эффективности капитальных вложений.
Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на товары и услуги так называемых естественных монополий. Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики.
Таможенную политику можно рассматривать как составную часть налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные сборы и налоги прямо воздействуют на цену товаров и услуг. В то же время таможенная политика специфически влияет на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из стран.
Управление финансами
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансам.
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды (сферы) финансовых отношений. Разным подсистемам финансов (объектам управления) соответствуют определенные субъекты управления. Государственными финансами управляют органы государственной власти и управления. Финансами хозяйствующих субъектов управляют их высшие исполнительные органы управления, включая финансовые службы. Государство регламентирует финансовую деятельность хозяйствующих субъектов, т.е. в условиях рыночной экономики финансы хозяйствующих субъектов управляются ими самостоятельно, но по правилам, которые устанавливает государство.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, составляет финансовый аппарат, соответственно, государства или хозяйствующего субъекта.
Цель управления финансами государства – обеспечение финансовой устойчивости, проявляющейся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, оптимизации государственного долга, твердости национальной валюты, снижении темпов инфляции, повышении благосостояния населения.
Цель управления хозяйствующих субъектов – обеспечение финансовой стабильности предприятия, создание предпосылок для экономического роста и получение прибыли.
В управлении финансами можно выделить такие важнейшие методы и формы (функциональные элементы), как планирование (в том числе программирование), прогнозирование, оперативное управление, контроль.
Планирование – это практическая реализация планомерности, которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. Применительно к финансовому планированию – это деятельность по обеспечению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.
Финансовое программирование является методом финансового планирования, использующим программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения.
Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства и хозяйствующих субъектов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов. На его основе вырабатывается концепция финансовой политики на среднесрочный или долгосрочный период.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в обеспечении наиболее рационального использования финансовых ресурсов.
В ходе оперативного управления финансами обеспечивается стабильное развитие государства и функционирование хозяйствующих субъектов, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в финансово-хозяйственной деятельности, осуществляется маневрирование бюджетными средствами.
Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми заданиями, выявлять резервы роста эффективности.
В ходе финансового контроля осуществляется проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий работников финансовых служб, руководителей организаций, министерств и ведомств.
Управление финансами основано на знании объективных экономических законов, закономерностей развития общества, а также на знании и неукоснительном соблюдении финансового, бюджетного, налогового и других законодательств.
Финансовое планирование является одним из методов управления финансами. Цель финансового планирования – обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами.
Расчеты плановых финансовых показателей и составление финансовых планов позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления.
Результатом финансового планирования являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ и бизнес-планов.
Финансовый план - это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предусматриваемый объем поступления и использования финансовых ресурсов в плановом периоде.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов и государства. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. В частности, хозяйствующие субъекты, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, составляют сметы, а органы государственной власти – бюджеты разных уровней.
Природа рыночного механизма определяет применение в нем прогнозного подхода с элементами планирования. Прогнозные и плановые расчеты базируются на использовании различных методов: экстраполяции, нормативного, математического моделирования, балансового.
Метод экстраполяции заключается в том, что плановые финансовые показатели определяются на основе анализа их динамики за ряд предшествующих периодов и выявления наметившихся тенденций роста или снижения.
Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов (экономических, финансовых, технических и др.).
Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических, социальных и финансовых процессов.
Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод, который можно представить в виде универсальной формулы: Оо+П = Р+О1, где Оо- остаток на начало; П - поступление; Р – расход; О1 – остаток на конец периода.