Типология управленческих решений. Основные модели, используемые в процессе принятия решений.
Решение - это выбор альтернативы.
Управленческое решение – творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Черты управленческих решений:
- обоснованность;
- своевременность;
- комплексность подхода;
- законность;
- четкая формулировка задач;
- посильность исполнения;
- преемственность и противоречивость по отношению к ранее принятым решениям.
В зависимости от подхода к принятию решений различаются следующие типы решений:
1. Интуитивные - принимаются на основе чувства (ощущения); приемлемы в условиях, когда необходимо избежать явной опасности, либо выйти из ситуации неопределенности.
2. Решения, основанные на суждениях, т.е. на предшествующем опыте и общепринятой практике. Использование таких решений экономит время и позволяет обеспечить приемлемый результат, который, однако, не всегда бывает наилучшим.
3. Компромисс - решение, основанное на взвешивании положительных и отрицательных последствий данного решения. Компромисс не всегда гарантирует оптимальное решение, поскольку минусы и плюсы последствия взвешиваются на основе интуитивно выбранных критериев. Крайний случай компромисса - ПАЛЛИАТИВ, т.е. половинчатое решение, которое, как правило, не снимает проблему, а лишь отодвигает ее во времени.
4. Рациональные решения - решения, основанные на специальном анализе ситуаций в рамках определенной модели.
Модель – теоретическая абстракция, отрицающая управляемый объект и процесс управления.
Существует несколько взглядов на классификацию управленческих решений. Согласно одной из классификаций управленческие решения подразделяются на общие и частные.
Общие – затрагивают все предприятия, его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Общие управленческие решения определяют коренные изменения на предприятии, а также дальнейшее развитие производства (компьютеризация производственного и управленческого процессов, переход на выпуск новой продукции, реорганизация предприятия и т.п.).
Частные – касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы (например, о дисциплине, об увольнении сотрудника, об изменении графика работы какого-либо подразделения и т.п.).
Кроме того, различают управленческие решения для воздействия на внешнюю и внутреннюю среду предприятия.
Решения для воздействия на внешнюю среду предприятия касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов (например, необходимость получения ссуды в банке).
Решения для воздействия на внутреннюю среду предприятия связаны с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, которое повлечет за собой сокращение сотрудников или разработку новой структуры управления, в результате появится дополнительная должность).
Также управленческие решения различаются по периоду их действия: на длительный срок (штатное расписание) и короткий срок (авария на производстве, форс-мажорные обстоятельства, такие как землетрясение, ураган, пожар и т.д.).
Управленческие решения могут классифицироваться по уровню иерархии. Это зависит от характера вопроса, по которому принимаются и от компетенции и права каждой ступени иерархии принимать решения.
Управленческие решения различаются по степени структурированности: слабоструктурированные (незапрограммированные (требуют изучения ситуации и за раннее не известны)) и высокоструктурированные (запрограммированные (однозначно определяются ситуацией, некими правилами)), т.е. являющиеся результатом реализации определенной последовательности действий или шагов. При этом число альтернатив ограниченно и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, с учетом нормативов, правил, стандартов и т.д.
Управленческие решения подразделяют также по количеству целей: моноцелевые (одноцелевые) и полицелевые (многоцелевые).
По длительности действия различают управленческие решения стратегические (долгосрочные и среднесрочные), тактические и оперативные (текущие).
Управленческие решения бывают индивидуальными и групповыми.
По уровню принятия различают управленческие решения, затрагивающие организацию в целом, структурные подразделения организации, функциональные службы организации, отдельных работников.
По глубине воздействия бывают управленческие решения одноуровневые и многоуровневые.
Технология разработки решения
Этапы процесса разработки решения: выявление управленческой задачи (проблемы), предварительная постановка цели, сбор необходимой информации, анализ информации, определение исходных характеристик проблемы с учетом ограничений, уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка, обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации, разработка альтернативных вариантов решения проблемы, выбор метода решения, экономическое обоснование выбранного решения, согласование решения с органами управления и исполнителями, окончательное оформление и утверждение решения, организация выполнения решения, контроль выполнения решения, стимулирование повышение качества работ, экономии ресурсов и соблюдение сроков, установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости, корректировка цели и задач.
Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий. Результатом такого анализа должна стать адекватная корректировка плана управляющих воздействий, обеспечивающая наименьшее отклонение от поставленных целей, а при более благоприятном развитии ситуации и более полное достижение целей. Реализованный план управленческих воздействий (представляющий интерес его фрагмент) должны быть подвергнуты тщательному анализу с целью оценки эффективности принимаемых управленческих решений и их реализации. Такой анализ должен определить:
• слабые и сильные места принимаемых решений и планов их реализации;
• дополнительные возможности и перспективы, открывающиеся в результате происшедших изменений;
• дополнительные риски, которым может быть подвергнуто достижение намеченных целей. Если результаты анализа заставляют серьезно задуматься о возможном развитии ситуации и возникают сомнения в правильности поставленных целей, то возможно переосмысление и изменение стратегии организации.
Теории принятия решений:
1. Теория игр – математическая дисциплина, изучающая ситуации, которая в принятии решения зависит от нескольких участников (игроков).
2. Теория очередей (теория оптимального (массового) обслуживания) – основная задача: определение оптимального числа каналов обслуживания в условиях когда рост числа каналов снижает издержки связанные с очередями, но увеличивает затраты на содержание каналов и наоборот.
3. Теория запасов - основная задача: определение оптимального запаса и размерного заказа расходуемых материалов в условиях, когда увеличиваются объемы заказа, снижаются накладные расходы, связанные с оформлением заказа, но увеличиваются явные/неявные издержки хранения.
4. Экономические модели, как правило, используются в качестве критерия оптимальности. Различные показатели экономической эффективности (КПВ, условия максимизации прибыли)
5. Линейное программирование – основная задача максимизация линейной функции нескольких переменных (целевой функции) в условиях, когда эти переменные дополнительно связаны линейными ограничениями.
6. Вероятностные методы - позволяют найти решения в условиях неопределенности (недостаточности информации (максимакс, максимин, минимакс)).
7. Платежная матрица - позволяет определить оптимальный вариант решения на основе расчета платежа определяемого как сумму выгод и затрат перемноженных на соответствующие им вероятности
8. Дерево решений – расширенный вариант платежной матрицы предполагающий несколько пунктов к принятию решений.
Модели, используемые в процессе принятия решений.
Модель - это теоретическая абстракция, отображающая процесс принятия решений или работы объекта управления.
Общенаучная классификация моделей:
1. Физическая – представляет изучаемый объект, уменьшенным или увеличенным в пространстве /во времени.
2. Аналоговая модель - имитирует поведение изучаемого объекта, не являясь им.
3. Математическая - отображает объект управления с помощью инструментов математики: функции, графики, матрицы.