Кризисы системы управления организациями их распознавание и преодоление

Система управления - представляет собой многогранную деятельность с явно выраженной специализацией по отраслям, масштабам и формам реализации.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально- экономической системе организации, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса различны:

- объективные - связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;

- субъективные - отражающие ошибки в управлении;

- природные - характеризующие явления климата, землетрясений и т.д.

Бывают внешние (связаны с развитием экономики страны, конкуренцией, политической ситуацией в стране) и внутренние кризисы (рискованные стратегии маркетинга, несовершенство управления и т.д.)

Опасность кризиса существует всегда, его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое значение имеют не только причины, но и последствия - возможно обновление организации или ее внутренние оздоровление или возникновение нового кризиса.

Кризисы подразделяются на общие и локальные, глубокие и легкие, затяжные и кратковременные, предсказуемые и неожиданные.

Типология кризисов имеет большое значение в их распознавании и успешном управлении ими. Классификационные признаки могут рассматриваться как его параметры, определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений.

Преодоление кризисов – управляемый процесс, который зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления.

Признаки кризиса делятся по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, опасность развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.

В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем.

Для предсказания кризиса необходимы четкий набор признаков и показателей кризисного развития, методология их расчета и использования в анализе ситуаций, тенденций и состояния организации.

Управление в кризисной ситуации - представляет собой набор радикальных действий по преодолению кризисности.

В условиях кризиса обостряются противоречия между различными элементами экономической структуры фирмы (инвесторы, персонал, менеджеры и др.), что требует от менеджера на этом этапе наибольшего внимания к экспресс-анализу организационно-экономических и психологических процессов, оперативному осуществлению мероприятий, предупреждающих возникновение любых конфликтов.

Одной из основных проблем кризисной организации является изыскание средств на осуществление стабилизационных меро­приятий.

Решение этой задачи включает:

а) поиск внутренних резервов за счет реструктуризации производства;

б) привлечение средств из внешней среды в виде финансирования специальных программ по линии административных органов, а также путем эмиссии акций, продажи объектов, получения займов и т.п.

Именно в своевременном выборе антикризисной стратегии, в мерах по недопущению, по предотвращению кризисных явлений на предприятии заключается суть профилактики кризиса.

Основным современным инструментом профилактики кризисов является контроллинг. Представляя собой функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, контроллинг, по сути, выполняет функцию «управления управлением» и является синтезом целого круга управленческих задач: планирования, учета, контроля, организации информационных потоков и др.

Появление на современном предприятии такого феномена, как контроллинг, во многом объясняется следующими объективными причинами.

Во-первых, из-за повышения нестабильности внешней среды система управления предприятием вынуждена переориентироваться с контроля прошлого состояния на анализ будущего, должна непрерывно отслеживать изменения, происходящие во внешних и внутренних средах предприятия, увеличивать скорость реакции на эти изменения, вырабатывать стройную программу по обеспечению выживаемости предприятия и избегания кризисных ситуаций.

Во-вторых, усложнение самой системы управления предприятием требует механизма координации внутри этой системы.

В-третьих, значительное увеличение информационных потоков на предприятии при одновременном сокращении существенной, значимой информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления.

В-четвертых, происходящее в результате этого усложнение всего процесса управления предприятием обуславливает необходимость синтеза, интеграции вокруг этой проблемы различных, а не только экономических, областей знания и человеческой деятельности.

В основе контроллинга как новой концепции системного управления организацией, в общем случае, лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговой фирмы, банка и др.) путем:

- ориентации на эффективную работу предприятия в долговременной перспективе;

- структурирования процесса управления и выделения циклов для обеспечения итеративности (часто повторяющиеся действия) планирования, контроля исполнения планов и принятия корректирующих решений;

- формирования организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и оперативных целей;

- создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления предприятием.

Распознавание кризисов и их предвидение должно быть поставлено на профессиональную основу. Преодоление кризисов зависит от методик анализа кризисных ситуаций и наличия специалистов в области антикризисного управления. Их профессионализм должен проявляться в условиях повышенного риска экстремальных ситуациях, кризиса.

Наши рекомендации