Процесс реализации стратегий развития фирмы: стратегический контроль и эффект

В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль в организации выполнения стратегии принадлежит высшему руководству. Его деятельность на этой стадии может быть представлена в виде пяти последовательных шагов:

1) углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий;

2) принятие решений по эффективному использованию имеющихся у фирмы ресурсов;

3) принятие решений по поводу организационной структуры;

4) проведение необходимых изменений на фирме, без которых невозможно приступить к реализации стратегии;

5) пересмотр плана осуществления стратегии в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникающие обстоятельства.

Первый шаг - окончательное уяснение сущности определенных целей, выработанных стратегий, их корректности и соответствия друг другу, а также состояние среды. Более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы с целью подготовки почвы для углубленного вовлечения сотрудников в процесс реализации стратегий.

Второй шаг - проводится оценка ресурсов, принимаются решения по их распределению. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать получению дополнительных ресурсов или развитию имеющихся в наличии (например, это могут быть программы повышения квалификации сотрудников).

Третий шаг - выясняется соответствие имеющейся организационной структуры принятым к реализации стратегиям и, если это необходимо, вносятся соответствующие изменения в организационную структуру фирмы.

Четвертый шаг - проведение необходимых изменений на фирме, без которых невозможно приступить к реализации стратегии.

Пятый шаг - стратегический план не догма, и, естественно, он может и должен при определенных обстоятельствах подвергаться модификации. Новый план может быть принят тогда, когда он сулит значительно большие возможности получения выгод, чем существующий план.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Первый этап процесса контроля – это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений в соответствии с принципом исключения только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

Следующий этап – измерение результатов – является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа уже закончена или истекло отведенное для нее время.

Контроль часто оказывает сильное влияние на поведение системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение работников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Также воздействия могут также привести к выдаче неверной информации.

Рекомендация по проведения эффективного контроля:

1. Устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками. Люди должны чувствовать, что стандарты действительно полно и объективно отражают их работу и должны пониматься, чем и как они помогают своей организации в достижении ее интегральных целей. Руководители должны также стремиться к тому, чтобы установленные ими стандарты были восприняты и одобрены теми людьми, чью деятельность они будут определять.

2. Устанавливайте двустороннее общение. Если у подчиненного возникают какие-либо проблемы с системой контроля, то у него должна быть возможность открыто обсудить их, не опасаясь, что руководство обидится на это.

3. Избегайте чрезмерного контроля, Руководство не должно перегружать своих подчиненных много численными формами контроля, иначе это будет поглощать все их внимание и приведет к полному беспорядку и краху.

4. Устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты. При разработке мер контроля важно принять во внимание мотивацию.

5. Вознаграждайте за достижение стандарта. Руководство должно справедливо вознаграждать сотрудников за достижения установленных стандартов результативности.

Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Контроль должен иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.

Контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем.

Своевременность контроля заключается не в скорости и частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.

Цель контроля – устранение отклонений, прежде чем они примут серьезные размеры.

Таким образом система эффективного контроля – это получение нужной информации нужным людям до того как разовьется кризис.

Контроль должен быть гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.

Эффективный контроль – это простейший контроль с точки зрения тех людей, для которых он предназначен, т.к. простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

Если затраты на систему контроля превосходят создаваемые е. преимущества, то организации лучше не использовать эту систему контроля. Чтобы контроль был экономически оправдан, отношение затрат к возможной прибыли у него должно быть довольно низким.

Наши рекомендации