Методика расчета и эконом.характеристика основных показателей рентабельности
Название показателей | Усл. обозн. | Методика расчета | Экономическая характеристика |
1. Показатели рентабельности продаж | |||
1. Рентабельность продаж по ПП | RПП | ПП : ВР × 100 % = – | Характеризует прибыльность основной деятельности, показывая величину прибыли от продаж на 100 руб. выручки от продаж |
2. Рентабельность продаж по ПДН | RПДН | ПДН : ВР × 100 % | Характеризует прибыльность всех видов деятельности до налогообложения, показывая величину ПДН на 100 руб. выручки от продаж |
3. Рентабельность продаж по ЧП | RЧП | ЧП : ВР × 100 % | Характеризует прибыльность ор-ции в целом, показывая величину ЧП, приходящейся на 100 руб. выручки от продаж |
3. Показатели рентабельности расходов | |||
1. Рентабельность расходов на продажу товаров | RРП | ПП : РП× 100 % | Характеризует величину прибыли от продаж на 100 руб. расходов на продажу товаров |
2. Рентабельность расходов от обычной дея-ти | RРОД | ПП : РОД × 100 % | Характеризует величину ПП на 100 руб. расходов, включающих покупную ст-ть проданных товаров и расходы на продажу товаров или в производстве с/с, кр и ур |
Изучение влияния на изменение показателей рентабельности факторов первого порядка, находящихся в исходных кратных факторных моделях, проводится методом цепных подстановок.
С целью выявления дополнительных внутренних резервов улучшения финансовых результатов осуществляют моделирование исходных факторных систем рентабельности продаж методом удлинения.
в торговле: RПП = ПП : ВР × 100 % = (ВП – РП) : ВР × 100 % =
в производстве : RПП = ПП : ВР × 100 % = (ВР – З) : ВР × 100 % = 100 –
42 Методика анализа взаимосвязи затрат, выручки от продажи продукции (товаров) и прибыли
Общие расходы по степени зависимости от объема продукции подразделяются на постоянные и переменные. Общая величина переменных расходов изменяется пропорционально изменению объема продукции. В состав переменных расходов включаются, например, все материальные и трудовые затраты.
Общая сумма постоянных расходов не зависит от изменения объема производства, однако удельные постоянные затраты с увеличением объема продукции снижаются. К постоянным расходам относятся: амортизация основных средств, арендная плата, оплата труда управленческого и обслуживающего персонала, материальные затраты, связанные с содержанием основных средств.
Критическая точка безубыточности(порог рентабельности, критический объема продаж) – это такая / такой выручка от продажи товаров (объем произведенной продукции), при которой (ом) предприятие не только покрывает все расходы (как условно-переменные, так и условно-постоянные), но и не имеет прибыли от продажи, т. е. финансовый результат от основного вида деятельности равен нулю.
ПР(тыс.руб.) = Пост.Р : Кмд *100%
ПР(ед.) = Пост.Р : (Цена – Перем.Р : V)
Коэффициент маржинального дохода (КМД)показывает, сколько копеек условно-постоянных расходов и прибыли от продажи приходится на рубль проданных товаров (продукции) Кмд = МД : ВР *100%
Маржинальный доход для организаций торговли представляет собой разность между валовой прибылью и суммой условно-переменных расходов на продажу. Для производственных организаций представляет собой разность между выручкой от продаж и суммой переменных расходов. Он служит источником покрытия постоянных расходов и формирования прибыли от продаж.
МД = ВП – Перем.Р = ВР - Перем.Р = Пост.Р + ПП
Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает возможное снижение объема продаж, при котором при прочих равных условиях предприятие все еще будет покрывать свои расходы, т. е. иметь финансовый результат больше или равный нулю. ЗФП = ВР – ПР
Для оценки запаса финансовой прочности следует рассчитывать его относительное выражение – уровень запаса финансовой прочности по формуле Узфп = ЗФП : ВР × 100 %.
Считается, что организация обладает достаточным запасом финансовой прочности, если относительная его величина составляет 60–70 % от фактически сложившегося значения выручки от продажи товаров.
Эффект операционного рычага (ЭОР)характеризует степень предпринимательского риска, показывая, сколько процентов изменения прибыли от продаж дает каждый процент изменения выручки. ЭОР = МД : ПП = (ПП + РПпост) : ПП
Его воздействие проявляется в том, что любое изменение ВР от продаж всегда порождает более сильное изменение прибыли, что обусловлено различной степенью изменения условно-переменных и условно-постоянных расходов при изменении объема продаж. В связи с этим, чем больше доля условно-постоянных расходов в общей сумме расходов, тем больше сила воздействия операционного рычага. Таким образом, снизить степень предпринимательского риска возможно на основе контроля за величиной условно-постоянных расходов на продажу, особенно в условиях снижения выручки от продаж.