Личность и группа как субъекты организационного поведения
Личность – индивидуальность человека, в которой представлены особые качества, отличающие человека от других, от всех остальных людей.
Группа занимает ключевое место в организации: естественная форма объединенных индивидов, структурный элемент для построения организации. Группа оказывает позитивное влияние на отдельного работника и на всю организацию в целом. Процессы, которые идут в группе, носят название групповой динамики. Группа относительно обособленное объединение двух или более лиц взаимодействующих друг с другом в течение достаточно продолжительного промежутка времени, воспринимающих себя, как мы, т.е. сообщества, которому они принадлежат основные элементы структуры. Понятие группы: Взаимодействие: - Общность интересов и целей - Схожие отношения членов группы к целям и интересам - Возможность получения в результате взаимодействия морального или материального вознаграждения Принадлежность группе - Естественное желание человек к объединению с другими людьми - Возможность реализации себя в обществе. Формирование группы и ее характеристики Процессы, определяющие особенности развития группы: Адаптация Интеграция – формирование чувства принадлежности индивудуума к группе Поведение – стремление Превращение коллектива в саморегулируемый социальный коллектив. Стадии развития группы не изолированы друг от друга, процессы могут проходить одновременно. Структура группы зависит от: Размера группы Состава Типа Взаимоотношений и норм в группе Статуса и роли каждого члена Под групповыми нормами – принято понимать общепризнанные стандарты, сложившиеся в группе в результате длительного взаимодействия ее членов. Основные нормы можно классифицировать следующим образом: нормы деятельности: производительность, качество, сроки выполнения и т.д. нормы, связанные с распределением ресурсов, они регламентируют порядок выделения денег на З/П., поощрения, предоставление льгот и привилегий нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений, допустимые предельные санкции к отдельным членам группы Значение норм: обеспечивают предсказуемость поведения членов группы, сокращают количество межличностных проблем и конфликтов позволяют людям определить ценность своей группы, отличающую ее от других влияют на сплоченность группы Формальные и неформальные группы. Влияние формальных и неформальных групп на эффективность деятельности организации Формальные группы, группы, создаваемые директивно по воле организации для выполнения ее целей. Типы формальных групп: Административные Оперативные Неформальные группы – группы, создаваемые работниками для удовлетворения различных потребностей: по интересам на основе дружбы Общее у формальных и неформальных групп: проходят одинаковые стадии развития одинаково организованы групповой динамике свойственны одинаковые характеристики: сплоченность, конфликты. Принципы работы с неформальными группами: необходимо признавать наличие неформальной группы необходимо выслушивать мнение ее членов и лидера перед принятием, каких либо действий просчитывать их последствия для неформальной группы привлекать членов неформальных группы к принятию управленческих решений выдавать всем сотрудникам точную информацию, препятствующую распространению слухов
6. Понятие и признаки организации. Внешняя и внутренняя среда
Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией понимают способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп; в узком - группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Признаки организации: определенная обособленность; наличие внутреннего центра организации; саморегулирование ее деятельности; организационная культура; наличие общих целей. Любая организация является социально-экономической системой и состоит из отдельных элементов (людей), которые взаимосвязаны.
Внутренняя среда организации представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах организации. В ходе своей деятельности, организация испытывает постоянное прямое воздействие факторов внутренней среды. Внутренняя среда включает цели и задачи организации, её структуру, работников, технику и технологии, применяемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы.
Внешняя среда организации представляет собой основной источник поступления ресурсов, необходимых для функционирования организации. Внешняя, или окружающая среда включает огромное количество компонентов, оказывающих на организацию разное по характеру, степени и периодичности влияние. В то время, как одни компоненты окружающей среды предоставляют организации возможности для развития, другие создают серьёзные препятствия её деятельности. В составе внешней среды выделяют экономическую, политическую, правовую, политическую, технологическую, социальную и другие составляющие.
МАРКЕТИНГ