Виды финансовых правоотношений

Вопросы классификации правовых отношений всегда привлекали внимание ученых. Классификация помогает научному осмыслению всего массива отношений, охватываемых той или иной отраслью права. Она обеспечивает логическую стройность научного мышления. «Классификация, — пишет О.Э. Лейст, — способ обнаружения существенных качеств подразделений системы, от которых ( качеств) зависят другие, производные от них признаки каждого из элементов подразделения» [16, с. 61]. В практической плоскости классификация обеспечивает научный подход в выборе форм и методов правового регулирования, в построении научного материала и т.д.

Вопросам классификации финансовых правоотношений уделялось весьма незначительное внимание в советской финансово-правовой науке. Сегодня, в новых условиях развития финансового права, такая классификация представляет несомненный интерес, поскольку дает возможность привести в систему и осмыслить всю ту массу финансовых правоотношений, которые составляют предмет этой отрасли.

Финансовое право является одной из отраслей права Республики Беларусь. Поэтому, прежде всего классификация правоотношений этой отрасли права может быть построена на общеправовых началах классификации правоотношений. Вместе с тем, в финансовом праве, в силу его отраслевой специфики, могут быть выделены и специфические критерии классификации правоотношений.

Исходя из основных функций права, финансовые правоотношения могут быть классифицированы на регулятивные и охранительные.

Регулятивные правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права [22, с. 59].

Финансовое охранительное правоотношение следует отличать от всякого другого, в частности, административного охранительного правоотношения, возникающего иногда в связи с нарушением финансово-правовой нормы, но на основе административно-правовой санкции[18, с. 22].

К числу финансовых охранительных правоотношений, на наш взгляд, сегодня могут быть отнесены: отношения, возникающие в связи с нарушением налогового обязательства; отношения, возникающие в связи с нарушением порядка и сроков возврата возвратной бюджетной ссуды; отношения, возникающие в связи с нарушением целевого использования предприятиями, организациями средств бюджета, выделенных на безвозвратной основе; отношения, возникающие в связи с нарушением права ведения кассовых операций и некоторые другие.

Соответственно, все остальные правоотношения, возникающие на основе норм финансового права, являются регулятивными.

Регулятивные финансовые правоотношения, в свою очередь, подразделяются в теории права на абсолютные и относительные. Такая классификация правоотношений базируется на особенностях способа индивидуализации субъектов. Абсолютные правоотношения (односторонне индивидуализированные) — это такие, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый. Относительные правоотношения (двусторонне индивидуализированные) — это такие, в которых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который должен совершать или не совершать определенные действия[21, с. 78]. Основная масса финансовых правоотношений — это относительные правоотношения, что обусловлено методом властных предписаний с опорой на позитивные обязывания, доминирующем в финансовом праве. Здесь управомоченному лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо.

Абсолютные финансовые правоотношения также имеют место в финансовом праве. Однако их число значительно меньше в сравнении с относительными финансовыми правоотношениями. Так, к числу абсолютных финансовых правоотношений можно отнести правоотношения по установлению налогов и сборов, по поводу выпуска государственных займов.

В абсолютном финансовом правоотношении, как и в относительном, проявляются особенности метода финансово-правового регулирования. Метод властных предписаний здесь дает о себе знать в том, что позиции сторон правоотношения не равны и никогда не могут быть равны. Если в гражданском праве в правоотношении собственности собственник имущества, которому противостоит неограниченный круг обязанных лиц, сам является в другом абсолютном правоотношении в числе неограниченного круга обязанных лиц, то в абсолютном финансовом правоотношении такая ситуация объективно невозможна[29, с. 30].

По характеру финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные, на что обращалось внимание Н.И. Химичевой[28, с. 37].

Материальные финансовые правоотношения — это те, которые возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственно, на основе процессуальных финансово-правовых норм. Н.И. Химичева отмечает, что «через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование» [28, с. 37].Материальные финансовые правоотношения являются формой проявления конкретных прав и обязанностей субъектов, а процессуальные — формой проявления порядка реализации этих прав и обязанностей.

Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних[17, с. 100].

Финансовые правовые отношения в науке финансового права также принято классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды: бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения [8, с. 113].

Всем перечисленным финансовым правоотношениям присущи особенности, характеризующие их субъектный состав; объекты, по поводу которых они возникают; права и обязанности их участников. Поэтому указанные виды финансовых правоотношений урегулированы нормами отдельных подотраслей и институтов финансового права.

Научно полезной, на наш взгляд, может быть классификация финансовых правоотношений по обязательному субъекту. Как известно, одним из субъектов финансового правоотношения всегда является государство, уполномоченный им орган [24, с. 22]. В связи с этим разумно выделить правоотношения, где субъектом является государство непосредственно, а где — его уполномоченный орган. Такая классификация в какой-то мере имеет и практическое значение, так как помогает сориентироваться, в каких случаях ответственным за нарушения финансового законодательства должно являться государство, а в каких — уполномоченные им органы.

Помимо всего отмеченного, финансовые правоотношения могут быть подразделены исходя из особенностей их объекта на имущественные и неимущественные. Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция: налог, трансферт и т.д. Объектом неимущественных финансовых правоотношений таковая не является. В качестве объекта здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.

Такая классификация финансовых правоотношений не нова. На нее обращалось внимание Е.А. Ровинским в учебнике «Финансовое право» [25, с. 48]. Однако авторы учебника отождествляли данную классификацию правоотношений с их классификаций на материальные и процессуальные правоотношения. С этим вряд ли можно согласиться. Во-первых, эти классификации построены по различным критериям: одна— по особенностям финансово-правовых норм, другая — по особенностям объекта финансового правоотношения. Во-вторых, неимущественные правоотношения шире процессуальных. Неимущественные правоотношения, имея нематериальный объект (как и процессуальные правоотношения), не являются в отличие от процессуальных исключительно той формой, в которой происходит реализация имущественных финансовых правоотношений. Неимущественные финансовые правоотношения, в отличие от процессуальных, не обязательно возникают на основе процессуальных финансово-правовых норм.

К имущественным финансовым правоотношениям относятся: отношения по уплате налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; отношения по бюджетному и внебюджетному финансированию; отношения по уплате неналоговых платежей и др. К неимущественным финансовым правоотношениям относятся: отношения по бюджетному процессу; отношения по государственному финансовому контроля; отношения по поводу установления налогов и предоставления налоговых льгот и т.д.

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. В этой связи они подразделяются на простые и сложные. Простые финансовые правоотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. В сложных финансовых правоотношениях содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей[3, с. 137]. Практическая значимость такой классификация финансовых правоотношений заключается в том, чтобы способствовать процессу финансово-правового регулирования. В.Н. Протасов отмечает, «... что оценка некой совокупности правоотношений как целостности выводит наши представления на качественно иной уровень, предъявляет дополнительные требования к процессу регулирования данной правовой сферы. Издавая ту или иную норму, законодатель в этом случае должен следить за тем, чтобы она вписывалась в общую целостную нормативную основу» [23, с. 137].

Простые финансовые правоотношения в чистом виде, т.е. не как элемент сложного финансового правоотношения, встречаются в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравнительно редко. Например, простым финансовым правоотношением является правоотношение по поводу установления налогов. Здесь праву государства в лице представительного органа власти на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению.Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве.

Финансовые правоотношения, также как и административно-правовые, могут быть классифицированы по юридическому характеру взаимодействия их участников на вертикальные и горизонтальные[4, с. 73]. Вертикальные финансово-правовые отношения существует между соподчиненными сторонами финансового правоотношения, а горизонтальные — между несоподчиненными.

Основная масса финансовых правоотношений — вертикальные. Это обусловлено тем, что финансовое право регулирует отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, являющиеся по своей природе управленческими, т.е. построенными по принципу «субъект— объект управления».

В последние годы, в финансовом праве стало появляться все больше и больше правоотношений договорного типа. Например, заключается договор при предоставлении налогового кредита, при предоставлении возвратной бюджетной ссуды и т.д. Однако, договорная форма финансовых правоотношений не меняет юридически неравного положения сторон таких правоотношений.

Горизонтальные финансовые правоотношения — явление достаточно редкое. Они возникают между юридически равноправными сторонами финансового правоотношения, реализующими одинаковую правоспособность. Например, это отношения между налоговым и финансовым органом по поводу согласования вопроса о возврате излишне взысканного налога.

В результате исследования третьей главы курсовой работы, нами установлено, что общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.Финансовые правоотношения могут быть классифицированы: а) исходя из основных функций права — на регулятивные и охранительные; б) по характеру финансово-правовых норм — на материальные и процессуальные; в) по видам финансово-правовых институтов — на бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения; г) по обязательному субъекту — на те, где субъектом является государство непосредственно или его уполномоченный орган; д) исходя из особенностей объекта — на имущественные и неимущественные; е) по структуре их юридического содержания — на простые и сложные; ж) по юридическому характеру взаимодействия их участников — на вертикальные и горизонтальные.

Глава 3

Наши рекомендации