Брак все еще остается хорошей идеей, потому что это Божья идея.

Сам Бог установил и предопределил брак в самом начале истории человечества. Вторая глава Книги Бытие описывает, как Бог, взяв ребро у человека, которого Он уже создал, выле­пил из этого ребра женщину, чтобы она была подходящим помощником (см.: Бытие 2:20) мужчине. Затем Бог привел женщину к мужчине и утвердил их взаимоотношения как му­жа и жены, тем самым заложив основание института брака.

Изначально Бог установил брак как постоянные взаимо­отношения, соединяющие двух отдельных людей — мужчину и женщину - в "одну плоть". Когда Адам впервые взглянул на Еву, он воскликнул: "...Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей', она будет называться женою: ибо взята от мужа" (Бытие 2:23, курсив авт.). Божий замысел брака виден тут же, в следующем стихе: "Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть” (Бытие 2:24).

Одна плоть — это не просто "склеивание" двух людей, а скорее "сплав" двух разных элементов в один. Если я склею два куска дерева, они будут соединены вместе, но не сплав­лены. Они останутся двумя отдельными кусками дерева, и при достаточно высокой температуре или давлении связь между ними разрушится. В химии различные элементы сое­диняются друг с другом химическими связями, которые по­зволяют им действовать вместе определенным образом. Если эта связь разрушается, элементы отделяются друг от друга.

В случае со сплавом дело обстоит по-другому. Когда два элемента сплавляются в один, они становятся единым целым. Достаточно большая сила может разрушить их, но она никогда не сможет их разъединить. Мужчину и женщину, ставших "одной плотью" согласно Божьему замыслу брака, нельзя разъединить, не нанеся при этом серьезного ущерба, вплоть до гибели. В духовном плане это равносильно потере руки или ноги в естественном.

Когда Бог постановил, что мужчина и женщина "станут одной плотью", Он подразумевал постоянные взаимоотно­шения длиной в жизнь. Господь Иисус, будучи великим иудейским раввином и учителем, исчерпывающе разъяснил это во время дискуссии с некоторыми фарисеями по вопросу разводов. Фарисеи спросили Иисуса, законно ли мужчине разводиться со своей женой, указывая на то, что Моисей разрешил это в законе.

...По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь; В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать И прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того чело­век да не разлучает (Марка 10:5—9).

"Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Если бы брак имел человеческое начало, тогда люди имели бы право прекратить его, когда захотят. Но так как именно Бог установил институт брака, то только Он имеет власть определять стандарты и устанавливать правила брака. И толь­ко Он имеет власть упразднить его. Но Он этого не сделает, так как в Писании ясно говорит, что брак — это предопреде­ленное Им установление, которое включает в себя соедине­ние мужчины и женщины как "одной плоти" для близких взаимоотношений на всю жизнь. Это установление будет длиться столько же, сколько продлится на земле жизнь чело­века. Брак будет отменен только в грядущей вечной жизни.

Брак – это основной общественный институт

Другой важной истиной о браке является то, что Бог установил его как первый и самый основной элемент челове­ческого общества. Семья является основой любого здорового общества, а брак — это основа семьи. Брак — это основной общественный институт, который предшествует всем осталь­ным. Прежде чем возникли нации и правительства, прежде чем появились церкви, школы или фирмы, была семья, а еще до нее был брак.

Семья является основой любого здорового обще­ства, а брак - это основа семьи.

Брак является основой, потому что именно на этих прин­ципах взаимоотношений Бог начал строить общество. Когда Бог "сочетал" Адама и Еву в саду, брак стал основанием для развития их социального взаимодействия при их совместном росте. Именно в контексте брака они узнали о своих обязан­ностях по отношению друг ко другу и выполняли свои обяза­тельства друг перед другом.

Выживание человеческого общества во всех его формах зависит от брака. Вот почему сегодняшнее невысокое мнение о браке, бытующее в разуме очень многих людей, так опасно. Когда все традиционные ценности и основы подвергаются атакам со всех сторон, разве удивительно, что брак также подвергается нападению? Когда так много людей не имеют четкого представления о браке, разве удивительно, что обще­ство в целом находится в таком беспорядке? Глобальное на­падение врага на брак фактически является нападением на само общество и в конечном счете нападением на Бога — создателя и устроителя общества и брака. Враг знает, что если он сможет разрушить институт брака, он разрушит и семьи; если он разрушит семьи, он разрушит общество; а если он разрушит общество, то он уничтожит человечество.

Брак также является основанием, на котором стоит Цер­ковь — сообщество верующих, особое Божье общество. Новый Завет описывает взаимоотношения между Христом и Его Церковью как взаимоотношения между женихом и не­вестой. Эта аналогия имеет большое значение для понима­ния того, как мужья и жены должны относиться друг ко другу. Например, в своем Послании к церкви в Ефесе иудейский апостол первого столетия Павел писал:

...Повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, по­винуйтесь своим мужьям, как Господу, Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Ефесянам 5:21—23,25,31,32).

Отношения между Христом и Его Церковью являются примером того, какими должны быть отношения между му­жем и женой: уважение, взаимное подчинение и жертвенная любовь.

От "Бытия" до "Откровения" в Библии часто используется слово "дом" в качестве самой маленькой и самой основной единицы общества — семьи. "Дом" — это основа общества, а брак — это фундамент "дома". Здоровье брака определяет здо­ровье "дома", а здоровье "домов" определяет здоровье нации.

Здоровый "дом" - это ключ к здоровой Церкви и здоровому обществу.

Неправильные представления о браке

То же самое происходит и в Церкви. Здоровье Церкви за­висит от здоровья "домов" членов Церкви, особенно тех, кто стоит у руководства. Хорошее управление семьей является основным требованием для лидеров Церкви. Павел разъяс­нил это, когда писал Тимофею: "Верно слово: если кто епис­копства желает, доброго дела желает" (1-е Тимофею 3:1). Кро­ме того: "Но епископ должен быть... хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?" (1-е Тимофею 3:2,4,5).

Здоровый "дом" - это ключ к здоровой церкви и здорово­му обществу. Критерий здорового "дома" — это здоровый брак. Брак — это основной общественный институт.

Продолжение рода не является главной целью брака

Одно из неправильных представлений, бытующее как в церкви, так и за ее пределами, заключается в том, что главной целью брака является продолжение человеческого рода. Биб­лия говорит иначе. Хотя в Бытие 1:28 Бог заповедал человеку "плодиться и размножаться" и определил брак как среду, в ко­торой должно происходить продолжение рода, продолжение рода не является главной целью брака.

Божье повеление относилось к сотворению и покорению всего творения. "И благословил их Бог, и сказал им Бог: пло­дитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Бытие 1:28). Бог создал человека — мужчину и жен­щину — и ожидал, что они будут размножаться и наполнять землю потомками, способными править всем творением в качестве Божьих наместников. Брак, по сути, был заветом товарищества, структурой отношений, посредством которой мужчины и женщины — мужья и жены — могли соединиться, стать одной плотью и- вместе править, имея земное господ­ство, данное им Богом. Продолжение рода - это функция брака, но не главная его цель.

Современное общество ясно показывает, что для продол­жения рода брак не обязателен. У неженатых мужчин и неза­мужних женщин нет никаких проблем в зачатии детей. Во многих странах мира число внебрачных детей превышает число детей, рожденных замужними женщинами. Данное со­отношение беспокоит многих ученых и социологов: за одно- два поколения на Земле станет больше людей, чем можно будет прокормить.

Вопреки общепринятой мысли о том, что брак предназ­начен, главным образом, для рождения детей, на самом деле брак фактически служит ограничителем необузданного вос­производства. Этому есть, как минимум, два объяснения. Во- первых, социальное и нравственное требование вступить в брак прежде, чем заводить детей, все еще очень сильно во многих странах. Большинство людей там все еще относятся к браку уважительно, и это сдерживает чрезмерное воспроиз­водство, которое могло бы иметь место в противном случае. Если бы не было института брака, то люди сегодня были бы еще более плодовиты.

Во-вторых, супружеские пары, которые серьезно отно­сятся к своим обязанностям, следят за тем, чтобы не заводить детей больше, чем они смогли бы должным образом обеспе­чить любовью и заботой. У Павла есть несколько строгих слов по этому поводу: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1-е Тимофею 5:8).

В тщательном заблаговременном планировании семьи нет ничего греховного или небиблейского. (Позвольте мне пояс­нить, что аборт не является ни "планированием семьи", ни "здравоохранением". Аборт - это предумышленное разру­шение жизни и потенциала. Это смерть судьбы и вмешатель­ство в Божественный план. Аборт — это бунт против явлен­ной воли Божьей.) Напротив, истинное планирование семьи - это зрелое, ответственное управление.

Половые отношения не является главной целью брака

Еще одним неправильным представлением о браке явля­ется то, что он существует с целью узаконить сексуальные отношения. Брак никогда не следует приравнивать к сексу, потому что секс также не является главной целью брака. Сексуальный союз не является и никогда не был синонимом брачному союзу. Брак — это союз, подразумевающий и вклю­чающий в себя сексуальный союз как установление кровного завета, основного обязательства и удовольствия (см.: 1-е Ко­ринфянам 7:3-5). Но эти три вещи — не одно и то же.

Прежде всего брак включает в себя посвящение. Секс не имеет практически никакого отношения к посвящению; это стопроцентная физическая реакция на физиологические и биохимические стимулы. Секс сам по себе не созидает и не разрушает брак. Брак шире и глубже, чем секс, и не ограни­чен им. Секс, возможно, составляет один процент брака, ос­тальное - это обычная повседневная жизнь. Если вы вступа­ете в брак ради секса, то как вы собираетесь справляться с остальными 99 процентами?

В течение многих лет распространенным убеждением было то, что прелюбодеяние разрушает брак. Это попросту неверно. Если секс не созидает брак, как он может его разру­шить? Конечно, прелюбодеяние — это грех и, согласно Биб­лии, единственно важный повод для развода верующего. Но даже в этом случае развод не происходит автоматически, к нему не принуждают. Не прелюбодеяние разрушает брак, разрушение брака — это выбор.

Для правильного понимания брака абсолютно необходи­мо осознавать, что сексуальный союз и брачный союз — это не одно и то же. Это также необходимо для понимания того, что такое развод и повторный брак. Брак отличается от сек­суального союза, брак больше него и включает его в себя. Отсутствие сексуальной активности никогда не сможет раз­рушить брак, так же как и одно ее присутствие не сможет превратить чьи-либо взаимоотношения в брак. Брак и секс связаны между собой, но они не являются одним и тем же.

Брак как "драгоценный камень"

Как же мы тогда определим брак? Если половые отноше­ния и продолжение рода не являются главными целями бра­ка, что же тогда представляет собой брак? Как всегда, мы мо­жем найти ответ в Библии. Божье Слово на самом деле уди­вительно; ничто из того, что мы находим в нем, не является случайным. Слова "брак" и "сочетаться браком" происходят от греческого слова "gameo", означающего "драгоценный ка­мень". Это корневое слово буквально означает "слиться вое­дино". Слияние различных элементов в одно целое характе­ризует процесс формирования драгоценных камней глубоко под землей. Этот процесс также является подходящим описанием брака.

Такие драгоценные камни, как алмазы, рубины, изумру­ды и сапфиры, формируются глубоко под землей из обычных элементов, которые подвергаются высокой температуре и сильному давлению в течение продолжительного периода времени. Совместное действие высокой температуры, давле­ния и времени может преобразовать даже самый обычный материал во что-то необычное. Возьмем, например, уголь. Уголь формируется, когда частично разложившаяся древеси­на или другой растительный материал объединяются с влагой в безвоздушном пространстве под действием высокой темпе­ратуры и интенсивного давления. Этот процесс не происхо­дит мгновенно, а требует столетий.

Хотя уголь по своей сути является формой углерода, его составляющие элементы все еще можно различить при хими­ческом анализе. Но вот уголь, который остается в земле очень долго — тысячелетиями, под непрерывным воздействием высо­кой температуры и давления в конечном счете преобразуется в алмаз. Химически алмаз — это чистый углерод, но отдельные элементы, участвовавшие в его формировании, больше нельзя определить. Давление преобразовало их в один неразделимый элемент, высокая температура придала алмазу блеск.

Чтобы вступить в брак, нужно всего лишь несколь­ко минут, но созидание брака требует всей жизни.

Брак, в соответствии с Божьим замыслом, подобен дра­гоценному камню. Во-первых, он развивается в течение дли­тельного времени. Алмазы не формируются за десять лет — для этого требуются тысячелетия. Чтобы вступить в брак, нужно всего лишь несколько минут, но созидание брака тре­бует всей жизни. Это одна из причин, побудившая Бога уста­новить брак как постоянные взаимоотношения для всей жизни. Двум людям с различным прошлым и индивидуаль­ными характерами нужно дать достаточно времени для того, чтобы сплавиться в одно целое и стать одной плотью.

Во-вторых, благочестивый брак под давлением становит­ся сильнее. Алмаз — это самое твердое вещество на земле. Миллионы тонн давят, сплавляют и преобразовывают тыся­челетиями углеродистое вещество в кристалл, способный противостоять любому натиску. Алмаз можно разрезать толь­ко при определенных условиях и с использованием специ­ально разработанных инструментов. Подобным образом внешнее давление закаляет и усиливает благочестивый брак, сближая мужа и жену. Так же, как давление очищает алмаз, повседневные проблемы и жизненные испытания очищают благочестивый брак. Муж и жена вместе сталкиваются с дав­лением, и чем труднее проблемы, тем сильнее становится их союз. Брак соединяет двух различных людей в одно целое таким образом, чтобы они под давлением стали настолько твердыми и стойкими, что ничто не смогло бы разрушить их.

Божьи и мирские семьи по-разному реагируют на давле­ние. Когда в мирской семье возникают проблемы, партнеры расходятся (как те два куска дерева, которые склеены, да не сплавлены) — высокая температура и давление жизни разъе­диняют их. Но та же самая высокая температура и давление объединяют Божью пару настолько, что их брак становится еще сильнее — и так продолжается до тех пор, пока они не станут неразделимыми.

Столкновение прошлого

Брак — это не просто соединение двух людей, это стол­кновение их прошлого. Это столкновение их культур, опыта, воспоминаний и привычек. Брак — это прекрасное размеще­ние одной жизни в другой.

Развитие сильного брака требует времени, терпения и упорного труда. Одно из самых трудных преобразований, с которыми сталкиваются люди, — это переход от жизни вне брака к жизни в браке. Признаемся честно: никто не спосо­бен измениться мгновенно. Вступая в брак с кем-то, вы не просто связываете себя с одним человеком — вы "сочетае­тесь", можно сказать, с целым семейством, имеющим свою историю. Вот почему сначала часто бывает так трудно понять того человека, с которым вы теперь живете под одной кры­шей и спите в одной постели. Вы оба вносите в свой брак двадцать или тридцать лет жизненного опыта, и этот опыт влияет на то, как вы смотрите и реагируете на мир. В боль­шинстве случаев вы быстро обнаружите, что взгляд каждого из вас на многие вещи существенно отличается. Различные точки зрения - это одна из самых распространенных причин стрессов и конфликтов в молодых браках. Приспосабливание к этим различиям очень важно для выживания брака. К сожалению, многие браки терпят неудачу именно на этом этапе.

Все мы пропускаем то, что видим и слышим, через фильтр своих собственных переживаний. Личные драмы, физические (в том числе и сексуальные) посягательства, образ жизни в детстве, уровень образования, вера или неверие — все это влия­ет на то, как мы смотрим на окружающий нас мир. Все это помогает формированию наших ожиданий от жизни и влияет на наше восприятие слов или поступков других людей.

Никто из нас не вступает в брак "чистым". В той или иной степени каждый из нас приходит со своим эмоциональным, психологическим и духовным "багажом". Независимо от того, что говорит наш супруг или наша супруга, мы воспри­нимаем это через фильтр нашего личного опыта в прошлом. Наш супруг или супруга слышит все, что мы говорим, точно так же. Понимание и "притирка" супругов требует много вре­мени и терпения.

Со временем, находясь под давлением повседневной жизни, муж и жена учатся понимать друг друга все больше и больше. Они начинают думать одинаково, поступать одина­ково и даже чувствовать одинаково. Они обретают способ­ность улавливать настроения друг друга и узнавать, в чем проблема, часто даже без слов. Постепенно их личные отно­шения и взгляды меняются и смещаются по направлению друг ко другу таким образом, что их мышление от понятий "твое" и "мое" переходит к понятию "наше". Именно тогда брак начинает сиять, как драгоценный камень. Слияние про­изводит единство.

Божий брак подобен драгоценному камню еще вот в чем. Обычно никто не находит драгоценные камни, просто прогу­ливаясь и глядя на землю, как мы это делаем, когда ищем морские ракушки на пляже. Чтобы найти драгоценный ка­мень, нужно глубоко бурить землю и пробивать твердые ска­лы. Точно так же мы никогда не достигнем такого брака, каким видит его Бог, если просто будем идти за толпой, делая то, что делают все остальные. Мы должны глубоко копать, чтобы постичь сердце Бога и раскрыть Его принципы. Дра­гоценные камни — это редкость, так же как и подлинный брак. К нему нет коротких путей или формул типа "Раз-два- три!". Есть только Слово Божье, чтобы наставлять нас, и Его Дух, чтобы давать нам понимание и проницательность. Но это все, что нам нужно!

Мы никогда не достигнем такого брака, каким ви­дит его Бог, если просто будем идти за толпой, делая го, что делают все остальные. Мы должны глубоко копать, чтобы постичь сердце Бога и раскрыть Его принципы.

Что-то действительно стоящее вряд ли будет лежать просто на земле. "Хороший материал" чаще всего находят глубоко под землей, и нам тоже следует копать вглубь, чтобы добраться до него. Хороший брак — это то, над чем нам сле­дует работать; он не возникает случайно. Брак, так же как и драгоценный алмаз, является конечным результатом дли­тельного и интенсивного процесса.

Так что же такое брак? Брак — это установленный Богом институт, отношения между одним мужчиной и одной жен­щиной длиною в жизнь. На протяжении длительного време­ни под воздействием высокой температуры и давления два человека, заключившие брачный завет, соединяются и рас­творяются друг в друге до такой степени, что становится невозможным понять, где заканчивается один и начинается другой. Брак — это процесс слияния тух различных элементов в один искрящийся драгоценный камень любви, верности и посвящения, ярко сияющий в мире причуд моды и модного непостоянства.

Принципы

1. Брак все еще остается хорошей идеей, потому что это Божья идея.

2. Брак — это основной общественный институт, предшествующий всем остальным институтам.

3. Продолжение рода не является главной целью брака.

4. Половые отношения не являются главной целью брака.

5. Брак в соответствии с Божьим замыслом подобен драгоценному камню: это сплав двух различных элементов воедино.

6. Благочестивый брак развивается в течение длительного времени.

7. Благочестивый брак под давлением становится сильнее.

8. Благочестивый брак — это слияние, которое производит единство.

Глава 2

Брак достоин уважения

Однажды во время, поездки в Германию мне пришлось консультировать одну супружескую пару, находившую­ся на грани развода. Муж встретил меня в аэропорту, и в течение двух с половиной часов езды до их дома мы имели возможность обстоятельно поговорить. Он начал изливать мне свое сердце, рассказывая о том, как сильно любит свою жену, но ему кажется, что это все впустую. Постоянное давле­ние и трения во взаимоотношениях довели их до того, что они уже готовы были признать свое поражение и разойтись. Все было настолько плохо, что они даже не спали в одной постели. Озабоченный муж не мог понять, что же произошло в отношениях между ним и его женой. Он умолял меня по­мочь ему. Я ответил ему, что не могу дать совет, пообщавшись с ним одним, потому что брак состоит из двух человек. Мне нужно было поговорить с обоими супругами.

Когда мы подъехали к дому, было уже очень поздно, но вместо того, чтобы пойти спать, мы втроем сели и начали разговаривать. Закончили мы в четыре часа утра. Супруги поведали мне о проблемах, с которыми столкнулись, а я по­мог понять им самую основную причину неудачных браков, а именно: многие не понимают, что брак сам по себе достоин уважения, причем даже большего, чем его участники.

Наши рекомендации