Реализация продовольственных и непродовольственных товаров
Из данных расчета видно, что реализация продовольственных и непродовольственных товаров в отчетном году по сравнению с базисным годом увеличилась на 56,8%, что составило 2,3 тыс.руб. Увеличение реализации товаров произошло практически только за счет роста цен в 1,796 раза, при этом физический объем продажи товаров снизился на 43,9%.
3.6.6. Интегральный способ расчета
Элиминирование как способ детерминированного факторного анализа имеет существенный недостаток, так расчет влияния факторов производится поочередно, не учитывая совместное воздействие, и даже простая перестановка факторов в модели дает совершенно разные результаты.
Чтобы избавиться от этого недостатка в мультипликативных, кратных и смешанных моделях типа у = а / (в+с) можно использовать интегральный способ расчета. Его сущность заключается в том, что общий абсолютный прирост от взаимодействия факторов раскладывается между ними пропорционально изолированному их воздействию. Приведем алгоритм расчета влияния факторов для разных типов моделей:
1. у = а×в
влияние фактора a
влияние фактора b
или
влияние фактора а
влияние фактора b
влияние фактора а
влияние фактора b
влияние фактора с
влияние фактора а
влияние фактора b
влияние фактора с
Таким образом, использование выше перечисленных формул не потребует знания всего процесса интегрирования. Достаточно в эти готовые рабочие формулы подставить необходимые числовые данные и провести соответствующие расчеты.
Пример 29. Рассмотрим каким образом, согласно формулы Дюпона, на изменение рентабельности капитала предприятия влияет коэффициент оборачиваемости и рентабельности продаж.
Таблица 3.15.
Показатели деятельности предприятия
Формула Дюпона:
Rk=ko*Rп – двухфакторная мультипликативная модель
В результате ускорения оборачиваемости капитала с 2,12 до 2,15 рентабельность капитала предприятия выросла на 0,13%.
В результате роста рентабельности продаж на 0,63%, общая рентабельность капитала предприятия выросла на 1,35%.
Таким образом, за изучаемый период рентабельность капитала всего выросла на 1,48%:
+0,13+1,35=1,48%
Пример 30. Рассмотрим применение интегрального способа расчета для кратной модели. В качестве примера возьмем данные расчета рентабельности продаж.
Таблица 3.16
Показатели деятельности предприятия
Проведенные расчеты показывают, что рентабельность продаж в исследуемом периоде выросла на 0,63%, данное изменение было обусловлено ростом прибыли и выручки от продажи. Согласно результатов, полученных с помощью интегрального метода расчета увеличение прибыли привело к росту рентабельности от продажи на 0,02% остальной прирост на 0,61% был обусловлен изменением объема продаж.
3.6.7. Способ логарифмироования
Еще более высокую точность расчетов для мультипликативных моделей можно получить с помощью способа логарифмирования. С его помощью результат совместного действия факторов распределяется пропорционально доли изолированного влияния каждого фактора на уровень результативного показателя. В отличии от интегрального метода при логарифмировании используются не абсолютные приросты показателей, а индексы их изменения. Алгоритм применения данного способа покажем на трехфакторной мультипликативной модели:
у = а в с
Прологарифмируем обе части уравнения
lg y = lgа + lgв + lgс
Разделим обе части уравнения на lg (у1/у0) и умножим на у.
у = D у(а) + D у(в) + D у(с), т.е.
влияние фактора a
влияние фактора b
влияние фактора c
Пример 31. На основании данных таблицы 4.10. рассчитаем влияние факторов с помощью способа логарифмирования:
Исходная модель:
Проведенные расчеты показывают, что объем выпущенной продукции увеличился на 1055 тыс.руб., в результате увеличения среднегодовой стоимости основных средств на 637 тыс.руб, увеличения доли активной части основных средств на 289 тыс.руб и роста фондоотдачи использования активной части основных средств на 129 тыс.руб.
Сравнивая результаты полученные при расчете способом абсолютных разниц и способом логарифмирования видим, что они не совпадают. Способ логарифмирования показал более точный результат воздействия факторных признаков на результатирующий показатель.