Финансовый аспект управления товарно-материальными запасами

Запасывключает в себя: товарно-материальные запасы (сырье и материалы), незавершенное производство, готовую продукцию на складе

Под управлением запасамипонимается контроль состояния запасов и принятие решений, нацеленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат по содержанию запасов, необходимых для своевременного выполнения производственной программы.

Цель системы управления запасами - обеспечение бесперебойного производства продукции в нужном количестве и в установленныесроки и достижение на основе этого полной реализации выпуска при минимальных расходах на содержание запасов.

Эффективное управление товарно-материальными запасами (ТМЗ) позволяет:

• уменьшить производственные потери из-за дефицита материалов

• ускорить оборачиваемость этой категории оборотных средств

• свести к минимуму излишки товарно-материальных запасов, которые увеличивают стоимость операций и “замораживают" дефицитные денежные средства

• снизить риск старения и порчи товаров

• снизить затраты на хранение товарно-материальных запасов

С точки зрения финансовпредпочтительно сохранять низкий уровень запасов, поскольку высокий уровень запасов способствует замораживанию капитала.

С точки зрения маркетингацелесообразно наличие высокого уровня запасов для увеличения продаж.

С точки зрения производстванеобходимо иметь уровень запасов, достаточный для эффективного производства.

Задача управления запасами -найти баланс между этими противоречивыми целями и управлять уровнем запасов в соответствии с интересами фирмы в целом .

С помощью оптимального управления товарно-материальнымизапа­сами предприятие может максимизировать норму прибыли и ми­нимизировать свою ликвидность и коммерческий риск.

Для эффективного управления запасами необходимо знать величины трех основных видов затрат, связанных непосредственно с запасами:

Стоимость хранения запасов (С)- затраты, связанные с хранением единицы запасов за отчетный период.

Стоимость выполнения заказа (О)- затраты, связанные с выполнением одного заказа на покупку товаров.

Убытки из-за недостатка запасов (U)- затраты, которые несет компании вследствие отсутствия единицы запасов на складе в нужное время. Эти затраты могут быть связаны как с простоем оборудования, так и с потерями вследствие снижения объема продаж.

При управление товарно-материальными запасами важно определить объемы и сроки пополнения запасов и время для оформления соответствующих заказов.

Оптимальный размер заказа (EOQ,или Q)- это такой объем покупки, при котором суммарные затраты на хранение и выполнение заказов минимальны.

Q* = Финансовый аспект управления товарно-материальными запасами - student2.ru

Суммарные затраты минимальны тогда, когда затраты на хранение равны затратам на выполнение заказов.

При уменьшении стоимости выполнения заказа (O) Q уменьшается, а частота выполнения заказов увеличивается - (частые, небольшие поставки - "только вовремя" - "JIT").

При увеличении стоимости хранения (С), например, рост аренды, оптимальный размер заказа Q уменьшается, следовательно, необходимо снизить средний объем запасов на складе.

Увеличение потребности в запасах (S) приводит к увеличению Q.

/
47.Оценка эффективности использования оборотных средств

Эффективность использования оборотных средств измеряется показателями их оборачиваемости.

Оборачиваемость оборотных средств – продолжительность последовательного прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения. От скорости оборота средств зависят: размер годового оборота, потребность в дополнительных источниках финансирования и плата за них, сумма затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением и др.

Организации должны целесообразно и эффективно использовать оборотные средства . Это предполагает, во-первых, сохранность собственных оборотных средств , недопустимость уменьшения их суммы, имеющейся в распоряжении предприятия. Необходимым условием сохранности собственных оборотных средств является рентабельная работа предприятия. Во-вторых, оборотные средства (собственные и заемные) должны использоваться на определенные цели и в размере, предусмотренном финансовым планом. В-третьих оборотные средства следует использовать эффективно, т.е. планы должны выполняться при минимальной сумме оборотных средств .

Под эффективным использованием оборотных средств понимается такое их функционирование, при котором обеспечивается устойчивое состояние финансов, строго соблюдается финансово-сметная дисциплина, достигаются наивысшие результаты при наименьших затратах.

Для оценки оборачиваемости оборотных средств используются следующие показатели:

1.Коэффициент оборачиваемости средств (К) характеризует размер объема выручки от продажи продукции на один рубль оборотных средств:

Коб= Выручка / Оборотные средства

Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует о более эффективном использовании оборотных средств.

2.Продолжительность одного оборота в днях (П) определяется путем отношения средней величины оборотных средств к сумме однодневной выручки за анализируемый период и показывает средний срок, за который возвращаются в хозяйственный оборот денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.

П= Число дней в периоде/Коб

3.Коэффициент закрепления средств (КЗ)(или коэффициент загрузки средств) в обороте характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на один рубль выручки от продажи продукции:

КЗ = Оборотные средства / Выручка

Чем меньше коэффициент закрепления, тем эффективнее используются оборотные средства.

4.Экономический эффект (Э)в результате ускорения оборачиваемости выражается в относительном высвобождении средств из оборота и увеличении суммы прибыли. Сумма высвобожденных средств из оборота за счет ускорения оборачиваемости (Эв) или дополнительно привлеченных средств в оборот (Эп) при замедлении оборачиваемости определяется путем умножения фактического однодневного оборота по реализации на изменение продолжительности одного оборота в днях:

Э =(П1- По)*N1/Д ,

где П1 – продолжительность одного оборота за отчетный год;

По - продолжительность одного оборота за предыдущий год;

Д–число календарных дней анализируемого периода (30;60;90;180;360);

N1– фактическая выручка от продажи продукции, работ, услуг за анализируемый период.

Увеличение (уменьшение) суммы прибыли (Р) можно рассчитать умножением относительного прироста (снижения) коэффициента оборачиваемости на сумму прибыли от продаж за предыдущий год:

Р = Ро * (К – 1),

где Ро–прибыль от продажи продукции, работ, услуг за предыдущий год;

К- темп роста коэффициента оборачиваемости.

Наши рекомендации