Разнообразие экономических и юридических систем
Каждая страна имеет свои неповторимые политические и экономические институты, и институциональные различия между странами могут создать определенные трудности при координации операций дочерних компаний по всему миру. К примеру, различия в налоговом законодательстве между странами могут привести к тому, что экономическая сделка будет иметь совершенно неодинаковые экономические результаты после уплаты налогов в зависимости от того, где эта сделка произошла.
Различия в юридических системах принимающих стран (например, система общего права в Великобритании и Гражданский кодекс во Франции) предполагают разночтение многих действий, начиная с записей о заключении контракта, до роли, которую играет суд в разрешении споров. В итоге такие различия могут ограничить гибкость МНК в размещении ресурсов по ее усмотрению и привести к незаконности процедур, выполняемых одной частью такой компании для другой ее части. Эти различия могут создать затруднения для исполнителей, обученных в одной стране, при совершении операций в другой стране.
Роль государственных органов
Основные денежные потоки от иностранных отделений МНК — дивиденды и роялти — обычно облагаются налогами как иностранными правительствами, так и местными правительствами. Кроме того, иностранное правительство может ограничить размер денежных доходов, которые можно репатриировать в страну происхождения материнской компании МНК. Например, может быть установлен предел, выраженный в процентах от чистой стоимости собственного капитала дочерней компании, на размер выплат наличными деньгами дивидендов, которые может выплатить дочерняя компания своей материнской компании. Обычно эти ограничения нацелены на то, чтобы заставить МНК реинвестировать доходы в иностранном государстве, но иногда они навязываются для предотвращения оттока крупных капиталов, который может повлиять на курс национальной валюты.
Правительство может приветствовать приток иностранных капиталов в страну или сдерживать его, создавая неблагоприятный инвестиционный климат. Могут регламентироваться импортные поступления в страну, что должно учитываться международным менеджером при принятии финансовых решений.
Финансовый менеджмент международной фирмы
Финансовый менеджер постоянно разрешает противоречие, возникающее между целями предприятия и финансовыми возможностями их реализации. В комплекс его многообразных задач входят как собственно задачи финансового менеджмента, так и специфические задачи международного финансового менеджмента. К задачам финансового менеджмента относятся:
• финансовый анализ и система принятия решений;
• планирование использования краткосрочных финансовых ресурсов;
• планирование использования долгосрочных финансовых ресурсов;
• анализ возможного риска;
• контроль и отчет о выполнении решения.
К специфическим задачам международного финансового менеджмента относятся:
• оценка внешнего положения страны на основе анализа ее платежного баланса;
• планирование финансовых операций с точки зрения использования в международных расчетах различных валют;
• кредитование экспортной деятельности;
• международное бюджетирование капитала, мотивация проведения прямых инвестиций и портфельных инвестиций;
• операции на евровалютном, еврокредитном и еврооблигационном рынках.
Главная задача международного финансового менеджера состоит в оценке краткосрочных и долгосрочных активов и обязательств компании во временном и пространственном использовании международных рынков.
Финансирование фирмы, в зависимости от целей, подразделяется на краткосрочное и долгосрочное.
Целью краткосрочного финансирования фирмы является пополнение оборотного капитала, выполнение текущих обязательств. Задачами менеджера в сфере краткосрочного капитала являются управление наличностью, управление материально-техническими запасами, финансирование торговых операций и прочее.
Целью средне- и долгосрочного финансирования фирмы является получение денежных средств для финансирования долгосрочных инвестиционных и других проектов фирмы, формирования доходного долгосрочного портфеля ценных бумаг, приводящих к росту оценочной стоимости компании в будущем и росту акционерного капитала.