Налоговая система государства и ее состав. Классификация налогов.
Налоговая система— это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов.Налоговая система является одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству. Структура налоговой системы определяется социально-экономическим устройством общества.
Состав налоговой системы разнообразен и включает большое количество налогов.
Классификация налогов:
1) по использованию: общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства, предназначены для общегосударственных мероприятий; специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды;
2) в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает: федеральные, налоги субъектов Федерации, местные;
3) по объектам обложения: прямые устанавливаются непосредственно на доход и имущество; косвенные — налоги на товары и услуги, входящие в цену или тариф.
Принципы построения налоговой системы:
• равномерность — жесткое обложение для богатых и щадящее для бедных;
• определенность, т.е. плательщик должен точно знать место, время, способ и сумму платежа;
• удобство — упростить акт уплаты налога;
• экономность — расходы по сбору налогов должны быть минимальными;
• однократность обложения одного и того же объекта за определенный срок;
• стабильность налоговой системы в течение длительного времени и т.д.
34)Неналоговые доходы бюджета государства, их состав и особенности.
Неналоговые доходы бюджета - по законодательству РФ –
1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2. доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
3. доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия;
5. доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
6. иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
35.Экономическое содержание расходов бюджетной системы, их классификация. Методы и формы организации расходов бюджетов
Расходы бюджета — денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.
Основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т. п.
Функциональный состав расходов
• осуществление правотворческой, судебной, управленческой, правоохранительной деятельности;
• реализация социальных прав граждан, устанавливаемых Конституцией РФ, включая права на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, защиту материнства и детства, на жилище;
• обеспечение внутренней и внешней безопасности государства, международное сотрудничество;
• государственное регулирование и стимулирование экономики, научно-технического прогресса;
• формирование государственных (муниципальных) запасов и резервов;
• управление государственным (муниципальным) долгом
и др.
Ведомственная структура расходов предусматривает распределение бюджетных средств между органами исполнительной власти, в распоряжение которых они предоставляются, с последующей группировкой расходов в зависимости от их функционального назначения.
Экономическая группировка расходов бюджета предполагает распределение бюджетных средств в зависимости от целей и условий их выделения..
• текущие расходы бюджета
• капитальные расходы активов;
• расходы, связанные с предоставлением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также государственных кредитов
Территориальная: федеральные
Субъектов РФ
Местные
Расходы бюджетов осуществляются в различных формах, определенных ст. 6, 69 Бюджетного кодекса РФ, представленных в табл.
Расходы на государственную (муниципальную) поддержку коммерческих организаций (Субвенции Субсидии Дотации Бюджетный кредит)
Расходы на содержание бюджетных учреждений (Ассигнования на содержание бюджетных учреждение)
Расходы на государственную (муниципальную) поддержку населения (Трансферты населения Субсидии населению Бюджетный кредит)
Методы: - подушевое нормативное
- постатейное финансирование
Бюджетное финансирование и бюджетные кредиты, их особенности, принципы и порядок организации.
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ – предоставление денежных средств участникам денежной системы на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Принципы
1) получение максимального эффекта при минимуме затрат, бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования.
2) целевой характер использования бюджетных ассигнований.
3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
4) безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в бюджет;
5) бесплатность бюджетного финансирования
В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:
1) финансирование по системе «нетто-бюджет» — выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
2) финансирование по системе «брутто-бюджет» — применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании.
формы бюджетного финансирования:
1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
3) трансфертов населению;
4) ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных действующими законами и правовыми актами;
5) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
6) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
7) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
8) межбюджетных трансфертов;
9) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
10) средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Российской Федерации.
Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах
два вида: а) предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями; б) предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям.
Принципы:
Срочность кредита
возвратность кредита .
Обеспеченность кредита
Платность кредита
дифференцированности кредита
Целевая направленность кредита