Вопрос 1 Понятие, цели, субъекты и основные направления реализации региональной политики
Государственная региональная политика является составной частью общей политики государства, направленной на решение стратегических задач страны.
Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Субъекты РФ значительно различаются по уровням социально-экономического развития вследствие географического положения, влияния обеспеченности высокодоходными природными ресурсами, особенностей накопления экономического потенциала за предыдущие десятилетия, состояния производственной и социальной инфраструктуры. Часть регионов не имеет достаточных ресурсов для развития экономики и финансирования социальной сферы, вследствие чего нуждается в поддержке со стороны федерального бюджета. Степень дифференциации субъектов Федерации по величине валового регионального продукта и собственных доходов бюджетов на душу населения в текущем десятилетии увеличилась.
В этих условиях целями региональной политики федеральных органов являются:
- повышение однородности экономического пространства, т. е. создание одинаковых правовых и организационных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах;
- развитие единых общероссийских рынков, что, как показывает мировая практика, в том числе и Европейского союза, способствует увеличению масштабов производства и повышению его конкурентоспособности;
- усиление экономической интеграции регионов за счет стимулирования поставок товаров между территориями и развитие производственной кооперации в форме поставок комплектующих изделий из нескольких регионов для выпуска конечной продукции;
- оказание помощи бедным регионам, не имеющим достаточного объема собственных средств из-за ограниченности налоговой базы. Анализ показывает, что бюджетная обеспеченность субъектов Федерации собственными доходами различается в 30—40 раз;
- сглаживание экономических противоречий между регионами;
- достижение оптимальной комплексности экономики регионов. При этом не стоит задача обеспечения максимальной обеспеченности каждого из них продуктами собственного выпуска, обоснованным является создание только конкурентоспособных производств;
- создание специальных условий для развития северных территорий, на которые приходится около двух третей всей территории России.
Субъектами региональной политики являются высшие органы государственного управления (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ), а также федеральные министерства, агентства, службы. Среди федеральных министерств наибольший объем полномочий в рассматриваемой сфере имеют министерства экономического развития, финансов, регионального развития, промышленности и торговли, транспорта, сельского хозяйства, энергетики, природных ресурсов и экологии. К регулированию регионального развития имеют непосредственное отношение федеральные агентства лесного хозяйства, управления особыми экономическими зонами, управления государственным имуществом, по недропользованию, водных ресурсов, дорожного хозяйства, рыболовству.
Существуют две базовые стратегии действий государства по отношению к регионам — 1) политика выравнивания регионов и 2) политика стимулирования полюсов роста. Первая из них предусматривает поддержку относительно слабых в экономическом отношении регионов за счет богатых регионов с перераспределением средств через федеральный бюджет. Целью государственного регулирования при этом является создание новых рабочих мест, увеличение собственной налоговой базы регионов и обеспечение социальной стабильности. При этом возникает сильная зависимость многих субъектов Федерации от поступления средств из общегосударственного бюджета. Масштабы такого перераспределения должны быть достаточными для развития бедных регионов, но не должны блокировать развитие богатых регионов. Выравнивающая политика может давать ощутимые результаты в течение достаточно длительного времени.
Политика стимулирования полюсов роста предусматривает поддержку наиболее перспективных видов деятельности на ограниченном числе территорий, что должно способствовать общему экономическому развитию страны. Такая политика была продекларирована в середине текущего десятилетия Министерством регионального развития, но в полном объеме не была реализована.
Все субъекты Федерации делятся на регионы-доноры и регионы-реципиенты. У доноров объемы перечисления средств в федеральный бюджет значительно превосходят объемы поступления средств из федерального бюджета, и они формируют свою финансовую базу, в основном, за счет собственных доходов, предусмотренных законодательством страны. Реципиенты не имеют достаточных собственных финансовых ресурсов, в составе доходной части их бюджетов высокий удельный все (до 70—80%) занимают средства, получаемые из федерального бюджета. В такой ситуации серьезной проблемой является создание системы усиления мотивации бедных регионов к укреплению их собственной финансовой базы и снижению иждивенческих настроений.
Одной из причин существования большого количества регионов-реципиентов является то, что полномочия субъектов Федерации, предусмотренные федеральным законодательством, не полностью обеспечиваются собственными налоговыми источниками доходов. Нуждается в дальнейшем совершенствовании механизм распределения доходов между уровнями бюджетной системы страны в соответствии с закрепленными полномочиями.