Перспективы развития законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность
Отметим, что в настоящее время обсуждается вопрос о повышении определенных Законом об аудите 2008 г. финансовых показателей как критериев для обязательного аудита. Предлагается повысить предельный размер выручки с 50 млн. до 400 млн. руб.; сумму активов бухгалтерского баланса - с 20 млн. до 160 млн. руб. Для определения адекватных размеров финансовых показателей должны быть проведены экономические исследования, основанные в том числе на статистических данных о финансовом положении организаций в стране.
Однако уже и сегодня ясно, что закрепленные в Законе об аудите 2008 г. показатели таковы, что микропредприятия, малые и средние предприятия потенциально попадают в сферу их действия[73]. Данное положение не корреспондируется с проводимой в России политикой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и нашло негативные отклики у специалистов[74].
Очевидно, что инфляционные процессы в России предопределяют необходимость изменения финансовых показателей деятельности организаций для проведения обязательного аудита в сторону их увеличения, тогда как определенные Законом об аудите 2008 г. величины, по сути, тождественны тем, которые были установлены в Законе об аудите 2001 г.
Согласно ст. 13 Закона о бухгалтерском учете аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, входит в состав бухгалтерской отчетности.
Статья 15 указанного Закона определяет адресатов представления бухгалтерской отчетности. Иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, в силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
В настоящее время прямая ответственность аудируемых лиц за уклонение от обязательного аудита законодательством не установлена. Однако, поскольку налоговые органы являются адресатами получения бухгалтерской отчетности, что определено НК РФ, в такой ситуации возможно применение ответственности за нарушение налогового законодательства. Такая ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ и ст. 126 НК РФ[75].
В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
В ст. 126 НК РФ определено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Специалисты правомерно отмечают, что указанные положения относятся к организациям на общем налоговом режиме - находящиеся на упрощенной системе не представляют в инспекцию бухгалтерские сведения и формируют их лишь для того, чтобы показать участникам или акционерам, если те потребуют. Штрафов за неполную отчетность, предъявленную участникам (акционерам), законодательно не предусмотрено. Получается, наказать «упрощенцев», игнорирующих обязательный аудит, нельзя[76].
Этого недостаточно. Ситуацию, при которой наличие императивного законодательного требования не подкреплено прямой ответственностью за его несоблюдение, сложно назвать приемлемой и соответствующей принципу законности.
Напомним, что п. 7 Временных правил аудиторской деятельности устанавливал ответственность экономического субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению. Такая ответственность была определена и п. 3 ст. 21 Закона об аудите 2001 г., однако с 1 июля 2002 г. (после введения в действие КоАП РФ) данная норма утратила силу.
В литературе высказано мнение о том, что следовало бы установить меры административной ответственности за уклонение организации или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита или препятствование его проведению[77].
Такое предложение в целом должно быть поддержано. Однако, поскольку требование обязательного аудита распространяется лишь на организации (равно как и требование ведения бухгалтерского учета), меры административной ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита или препятствование его проведению должны быть установлены применительно к организациям и должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета[78].
Установление административной ответственности за уклонение от обязательного аудита необходимо и в силу неоднозначно складывающейся судебной арбитражной практики по данному вопросу.
Арбитражные суды, рассматривая иски, касающиеся штрафов за непроведение обязательного аудита, как правило, приходят к выводу, что с организации, не представившей в налоговую инспекцию аудиторское заключение, взыскивается штраф в размере 50 руб., предусмотренный в п. 1 ст. 126 НК РФ[79].
К такому же штрафу привлекается организация, если она представила аудиторское заключение, но сделала это позже срока, установленного для сдачи годовой бухгалтерской отчетности[80].
Вместе с тем есть судебные решения, в которых суды посчитали неправомерным привлечение организации к ответственности, установленной в пункте 1 ст. 126 НК РФ. По мнению арбитражных судов, привлечь к указанной ответственности можно, только если компания располагает аудиторским заключением, но уклоняется от его представления в налоговую инспекцию[81]. Рассматривая материалы дела, суды приходят к выводу, что к организации не могут быть применены меры ответственности за непредставление документа, который у нее отсутствует[82].
А в Постановлении ФАС Московского округа от 2 сентября 2009 г. № КА-А41/8622-09 по делу № А41-21379/08 суд в целом указал на неправомерность привлечения организации к ответственности по ст. 126 Налогового кодекса за непредставление аудиторского заключения, указав: «...В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ правонарушением признается непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а не нормами бухгалтерского учета».
Необходимость установления специальной ответственности именно за непроведение обязательной аудиторской проверки базируется и на правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 1 апреля 2003 г. № 4-П: «Обязательный аудит как завершающая стадия в системе официального бухгалтерского учета представляет собой независимый официальный контроль (надзор) за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Хотя выбор аудиторской организации и оплата оказываемых ею услуг осуществляются на коммерческой основе в рамках гражданско-правового договора, т.е. опосредуются частноправовой формой, по своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства, т.е. в общественном интересе. Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Осуществляющая ее аудиторская организация действует официально в качестве независимой контрольно-ревизионной (надзорной) инстанции в силу закона по уполномочию государства; проведение обязательного аудита не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера[83].
Аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента; без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе государственные налоговые органы, не вправе считать ее достоверной»[84].
Перечень организаций, обязанных привлекать аудитора для проведения обязательной аудиторской проверки, в целом коррелятивен списку организаций, бухгалтерская отчетность которых является публичной. В силу публичной значимости обязательного аудита, в процессе реформирования законодательства о бухгалтерском учете, эти перечни должны стать тождественными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпосылками возникновения аудита в России являются последствия экономических реформ: интеграция экономики России в мировую экономическую систему, привлечение иностранных инвестиций, возникновение таких организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, при которых право собственности отделено от управления организацией.
Быстрое формирование основных институтов фондового рынка, с одной стороны, и первый негативный опыт банкротства целого ряда финансовых институтов, использовавших денежные средства частных инвесторов, с другой - сделали проблему создания аудита в качестве авторитетного независимого финансового контроля одной из основных на пути стабилизации российской экономики.
Необходимость создания и правовой регламентации института аудита определяется как публичными интересами государства и общества, так и частными интересами коллективных и индивидуальных предпринимателей, российских и иностранных инвесторов.
Таким образом, можно выделить три этапа в процессе формирования нормативно-правовой базы аудиторской деятельности в России.
I этап (1987 - 1993): характеризуется отсутствием единого акта, устанавливающего основы правового регулирования аудита; этап «неупорядоченного» аудита.
II этап (1993 - 2001): утверждены Временные правила, содержащие основные положения, регулирующие отношения по поводу аудита и заложившие основы для дальнейшего развития аудиторской деятельности в России.
III этап, продолжающийся до настоящего времени, начало которого связано с принятием в августе 2001 г. Закона об аудите. Для этого периода характерно регулирование аудиторской деятельности на законодательном уровне, упорядочение требований к аудиторам и аудиторским организациям, приведение этих требований в соответствие с мировыми стандартами.
За прошедшие 15 лет можно выделить следующие положительные тенденции развития рынка аудиторских услуг в России:
1. Расширена организационная структура управления аудиторской деятельностью.
2. Наблюдается рост доли сопутствующих аудиту услуг, повышение их качества.
3. Получила дальнейшее развитие система контроля качества аудиторских услуг в рамках профессиональных аудиторских объединений.
4. Улучшилось качество профессиональной подготовки аудиторов.
Правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации установлены Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Нормы об аудите также содержатся в ГК РФ и в иных федеральных законах. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется законодательными актами только федерального уровня.
Из сказанного следует, что иными нормативными правовыми актами, которыми осуществляется регулирование аудиторской деятельности, могут быть только акты федерального уровня. К таковым относятся нормативные правовые акты Президента РФ, а также Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти. В этой связи уместно упомянуть, что в п. п. 2 и 3 ст. 2 Закона 2001 г. об аудите непосредственно говорилось о возможности издания указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, содержащих нормы об аудиторской деятельности.
В настоящее время обсуждается вопрос о повышении определенных Законом об аудите 2008 г. финансовых показателей как критериев для обязательного аудита. Предлагается повысить предельный размер выручки с 50 млн. до 400 млн. руб.; сумму активов бухгалтерского баланса - с 20 млн. до 160 млн. руб. Для определения адекватных размеров финансовых показателей должны быть проведены экономические исследования, основанные в том числе на статистических данных о финансовом положении организаций в стране.
В литературе высказано мнение о том, что следовало бы установить меры административной ответственности за уклонение организации или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита или препятствование его проведению. Такое предложение в целом должно быть поддержано. Однако, поскольку требование обязательного аудита распространяется лишь на организации (равно как и требование ведения бухгалтерского учета), меры административной ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита или препятствование его проведению должны быть установлены применительно к организациям и должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета.
Установление административной ответственности за уклонение от обязательного аудита необходимо и в силу неоднозначно складывающейся судебной арбитражной практики по данному вопросу. Арбитражные суды, рассматривая иски, касающиеся штрафов за непроведение обязательного аудита, как правило, приходят к выводу, что с организации, не представившей в налоговую инспекцию аудиторское заключение, взыскивается штраф в размере 50 руб., предусмотренный в п. 1 ст. 126 НК РФ. К такому же штрафу привлекается организация, если она представила аудиторское заключение, но сделала это позже срока, установленного для сдачи годовой бухгалтерской отчетности. Вместе с тем есть судебные решения, в которых суды посчитали неправомерным привлечение организации к ответственности, установленной в пункте 1 ст. 126 НК РФ. По мнению арбитражных судов, привлечь к указанной ответственности можно, только если компания располагает аудиторским заключением, но уклоняется от его представления в налоговую инспекцию. Рассматривая материалы дела, суды приходят к выводу, что к организации не могут быть применены меры ответственности за непредставление документа, который у нее отсутствует.
Необходимость установления специальной ответственности именно за непроведение обязательной аудиторской проверки базируется и на правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 1 апреля 2003 г. № 4-П.
Перечень организаций, обязанных привлекать аудитора для проведения обязательной аудиторской проверки, в целом коррелятивен списку организаций, бухгалтерская отчетность которых является публичной. В силу публичной значимости обязательного аудита, в процессе реформирования законодательства о бухгалтерском учете, эти перечни должны стать тождественными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993г. // Российская газета, 1993 – 25 дек.
2. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301
3. Гражданский кодекс РФ, часть вторая от 26 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138 – ФЗ//Собрание законодательства РФ, 18.11.2002. № 46. ст. 4532 (вступил в силу с 1 февраля 2003 г.)
5. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть Первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998
6. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть Вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) // Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
7. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Ведомости СНД РСФСР. 1990. № 27. Ст. 357
8. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870
9. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1
10. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369
11. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321
12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803
13. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7 ст. 785
14. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251
15. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3422
16. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4562
17. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СЗ РФ. 2002. № 18. Ст. 1720
18. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 48 ст. 4746
19. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30 (часть I). Ст. 3105
20. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3434
21. Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» // СЗ РФ. 2008. № 30 (часть II). Ст. 3617
22. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, № 1, ст. 15
23. Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» // ВВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 357
24. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г // ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1008. Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
25. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56
26. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1992 г. № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» // ВВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2370. Указом Президента РФ от 29 ноября 2004 г. № 1480 (СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4887) данный акт признан утратившим силу
27. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 // САПП. 1994. № 1. Ст. 2. Данный документ отменен Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. № 370 // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1229
28. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»//САПП. 1993. № 52. Ст. 5069
29. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3451
30. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» // САПП. 1994. № 8. Ст. 593
31. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» // СЗ РФ. 2002. № 25. Ст. 2447
32. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1298
33. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 9. Ст. 928
34. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 583
35. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СЗ РФ. 2008. № 30 (часть II). Ст. 3642
36. Положение об акционерных обществах, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601 // СП РСФСР. 1991. № 6. Ст. 92
37. Постановление Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ» // СП СССР. 1987. № 8. Ст. 38
38. Информационное сообщение Минфина РФ от 22 января 2009 г.// Финансовая газета от 22 января 2009 г. № 4
39. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 декабря 2007 г. № 03-03-06/1/871 // СПС «КонсультантПлюс»
40. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 июня 2008 г. № 03-03-06/2/66 // СПС «КонсультантПлюс»
41. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 марта 2009 г. № 03-03-06/1/137 // Приложение к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 31 марта 2009 г. № 13
42. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 июня 2008 г. № 03-03-06/2/66 // СПС «КонсультантПлюс»
43. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 января 2006 г. № 03-03-04/2/17 // СПС «КонсультантПлюс»
44. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 июня 2006 г. № 03-11-04/3/282 // Приложение к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 27 июня 2006 г. № 24
45. Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации, утв. Приказом Банка России от 18 марта 1996 г. № 02-71. Приказом Банка России от 10 сентября 1997 г. № 02-391 это Положение признано утратившим силу с 16 сентября 1997 г.
Учебная и монографическая литература
46. Аганина Р.Н. Субъекты профессиональной аудиторской деятельности // Право и политика, 2009, № 2
47. Адамс Р. Основы аудита/пер. с англ. М.: Аудит; Изд. объединение «ЮНИТИ», 2010.
48. Андреева В.Д. Практический аудит: справ. пособие. М.: Экономика, 2009
49. Апресова Н.Г. Саморегулирование в аудиторской деятельности // Предпринимательское право. 2010. № 2.
50. Бандурина Н.В. Правовые особенности отчетности и аудита государственных корпораций по законодательству Российской Федерации // Журнал российского права, 2009, № 9
51. Барыкин Е.А. Аудит эффективности в механизме государственного финансового контроля // Реформы и право, 2008, № 3
52. Белоусова О. Грозит ли «малышам» обязательный аудит? // Московский бухгалтер. 2010. № 3 – 4
53. Бодрягина О., Дарымова Ю. Аудит пошел на поправку // ЭЖ-Юрист, 2009, № 18
54. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 336 с.
55. Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2005. 256 с.
56. Вайтман Е.В. Есть ли санкции за непроведение обязательного аудита? // Российский налоговый курьер. 2009. № 23.
57. Ершов А.А. Аудит как вид финансового контроля // Финансовое право. 2010. № 10.
58. Ершов А.А. Обязательный и инициативный аудит: проблемы правового регулирования // Предпринимательское право. 2010. № 4.
59. Зевайкина А.Н. Правовые особенности ответственности при проведении аудиторского финансового контроля // Налоги. 2010. № 19.
60. Коновалов В.В. Проблемы теории и судебно-арбитражной практики аудита безналичных расчетов коммерческих организаций // Российский судья. 2009. № 10. С. 8 - 11.
61. Крохина Ю.А. Государственный долг Российской Федерации в условиях финансового кризиса: вопросы аудита эффективности // Финансовое право. 2010. № 3
62. Масленникова Л.А. Обязательный аудит // Упрощенка. 2010. № 1
Материалы судебной практики
63. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной» // СЗ РФ. 2003. № 15. Ст. 1416
64. Определение ВАС РФ от 05.03.2010 № ВАС-1953/10 по делу № А50-7204/2009 «В передаче дела по иску о взыскании расходов (убытков) по договору на оказание аудиторских услуг для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ» // СПС «КонсультантПлюс»
65. Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 № 17869/07 по делу № А32-5962/2007-62/129 «Исковые требования о признании незаконными действий директора общества в части отказа в предоставлении документов для проведения аудиторской проверки и обязании директора общества предоставить документы для проведения аудиторской проверки удовлетворены, так как в силу ст. 8 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» участник общества имеет право на получение информации о деятельности общества и ознакомление с его бухгалтерскими книгами и иной документацией» // СПС «КонсультантПлюс»
66. Постановление ФАС Московского округа от 29.12.2009 № КГ-А41/12796-09 по делу № А41-13823/09 «О предоставлении организационно-правовой и финансовой документации. Требование удовлетворено, поскольку в соответствии с законодательством РФ об обществах с ограниченной ответственностью аудиторская проверка годовой финансовой отчетности может быть проведена по требованию любого из его участников» // СПС «КонсультантПлюс»
67. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.2008 по делу № А17-122-123/1-2008 «Договоры по проведению аудиторской проверки правомерно признаны недействительными, так как в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в соответствии с действующим законодательством общее собрание общества принимало решение об утверждении аудитора общества, а советом директоров общества был определен размер оплаты аудиторских услуг» // СПС «КонсультантПлюс»
68. Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2006 № Ф09-11483/06-С7 по делу № А76-16843/06 «Так как учреждение подлежало обязательной аудиторской проверке и соответственно обязано представлять в налоговый орган аудиторское заключение, судом правомерно отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа о взыскании штрафа за непредставление указанного документа» // СПС «КонсультантПлюс»
69. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2007 по делу № А28-9567/2006-482/9 «Унитарное предприятие вправе заключать договоры аудиторского сопровождения без решения собственника аудируемого предприятия» // СПС «КонсультантПлюс»
70. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2008 по делу № А66-6135/2007 «Суд признал незаконным решение ИФНС о привлечении производственного кооператива к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок по требованию инспекции аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности, поскольку указанное заключение у кооператива отсутствовало в связи с тем, что в ходе переговоров с организациями кооперативом не было достигнуто соглашение об оказании аудиторских услуг» // СПС «КонсультантПлюс»
71. Постановление ФАС Уральского округа от 21.02.2006 № Ф09-735/06-С7 по делу № А76-19912/05 «Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа» // СПС «КонсультантПлюс»
72. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2006 № А19-16895/06-51-Ф02-7019/06-С1 по делу № А19-16895/06-51 «Решение суда об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности оставлено без изменения, поскольку запрашиваемые налоговым органом аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, и пояснительная записка представлены заявителем с нарушением установленного законодательством срока» // СПС «КонсультантПлюс»
73. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 ноября 2007 г. № А55-3597/07 // СПС «КонсультантПлюс»
74. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 января 2008 г. № А55-5316/07 // СПС «КонсультантПлюс»
[1] Адамс Р. Основы аудита/пер. с англ. М.: Аудит; Изд. объединение «ЮНИТИ», 2010. С. 16.
[2] Андреева В.Д. Практический аудит: справ. пособие. М.: Экономика, 2009. С. 49
[3] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С.24.
[4] Андреева В.Д. Практический аудит: справ. пособие. М.: Экономика, 2009. С. 58.
[5] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 28.
[6] Постановление Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ» // СП СССР. 1987. № 8. Ст. 38
[7] Постановление Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран» // СП СССР. 1987. № 3. Ст. 40.
[8] Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г // ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1008. Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
[9] Положение об акционерных обществах, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601 // СП РСФСР. 1991. № 6. Ст. 92.
[10] Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» // ВВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 357
[11] Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56.
[12] Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1992 г. № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» // ВВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2370. Указом Президента РФ от 29 ноября 2004 г. № 1480 (СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4887) данный акт признан утратившим силу
[13] Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»//САПП. 1993. № 52. Ст. 5069
[14] Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 // САПП. 1994. № 1. Ст. 2. Данный документ отменен Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. № 370 // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1229
[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» // САПП. 1994. № 8. Ст. 593
[16] Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3451
[17] Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации, утв. Приказом Банка России от 18 марта 1996 г. № 02-71. Приказом Банка России от 10 сентября 1997 г. № 02-391 это Положение признано утратившим силу с 16 сентября 1997 г
[18] Бандурина Н.В. Правовые особенности отчетности и аудита государственных корпораций по законодательству Российской Федерации // Журнал российского права, 2009, № 9. С. 33
[19] Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3422
[20] Временный правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5069
[21] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1
[22] Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321
[23] Зевайкина А.Н. Правовые особенности ответственности при проведении аудиторского финансового контроля // Налоги. 2010. № 19. С. 28
[24] Коновалов В.В. Проблемы теории и судебно-арбитражной практики аудита безналичных расчетов коммерческих организаций // Российский судья. 2009. № 10. С. 8
[25] Андреева В.Д. Практический аудит: справ. пособие. М.: Экономика, 2009. С. 194.
[26] Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.
[27] Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 583
[28] Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 9. Ст. 928
[29] Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1298
[30] Постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» // СЗ РФ. 2002. № 25. Ст. 2447
[31] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 54.
[32] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 55.
[33] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 102.
[34] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7 ст. 785
[35] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1
[36] Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 48 ст. 4746
[37] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 121.
[38] Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6076
[39] Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, № 1, ст. 15
[40] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 110.
[41] Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Ведомости СНД РСФСР. 1990. № 27. Ст. 357
[42] Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56
[43] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803
[44] Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СЗ РФ. 2002. № 18. Ст. 1720
[45] Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4562
[46] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3434.
[47] Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369
[48] Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 стать<