О бухгалтерском учете и финансовой отчетности
ЗАКОН
О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Принят Постановлением Народного Совета 27.02.2015
(с изменениями, внесенными Законом от 25.12.2015 г. № 99-ІНС)
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.Цели и предмет Закона
1. Целями настоящего Закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской и финансовой отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется экономическим субъектом. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета. Целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, достоверной и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств экономического субъекта.
3. Экономические субъекты, имеющие право ведения упрощенного учета доходов и расходов могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи.
Статья 2.Определение терминов
Для целей настоящего Закона термины употребляются в следующем значении:
активы – ресурсы, контролируемые экономическим субъектом в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем;
бухгалтерский учет – процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности экономического субъекта внешним и внутренним пользователям для принятия решений;
внутрихозяйственный (управленческий) учет – система обработки и подготовки информации о деятельности экономического субъекта для внутренних пользователей в процессе управления экономическим субъектом;
хозяйственная операция – действие или событие, вызывающее изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале экономического субъекта;
обязательство – задолженность экономического субъекта, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов экономического субъекта, воплощающих в себе экономические выгоды;
экономическая выгода – потенциальная возможность получения экономическим субъектом денежных средств от использования активов;
консолидированная финансовая отчетность – финансовая отчетность, отражающая финансовое состояние, результаты деятельности и движение денежных средств юридического лица (его дочерних предприятий, филиалов, обособленных структурных подразделений) как единой экономической единицы;
республиканский стандарт бухгалтерского учета (далее – республиканский стандарт) – нормативный правовой акт, утвержденный республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам;
учетная политика – совокупность принципов, методов и процедур, используемых экономическим субъектом для составления и предоставления финансовой и налоговой отчетности;
первичный документ – документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление;
бухгалтерская отчетность – система показателей, характеризующая состояние средств и хозяйственно-финансовую деятельность экономического субъекта за отчетный период, составляется по данным бухгалтерского учета;
финансовая отчетность– совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчетный период;
пользователи финансовой отчетности (далее – пользователи) – физические или юридические лица, нуждающиеся в информации о деятельности экономического субъекта для принятия решений;
международные стандарты финансовой отчетности (далее – международные стандарты) – принятые республиканским органом исполнительной власти по международным стандартам бухгалтерского учета документы, которыми определен порядок составления финансовой отчетности;
отчетный период – период, за который составляется бухгалтерская и/или финансовая отчетность;
руководитель экономического субъекта –это лицо, осуществляющее руководство деятельностью экономического субъекта, имеющее полномочия от имени экономического субъекта подписывать документы, представлять интересы экономического субъекта при взаимодействии со сторонними учреждениями, организациями, экономическими субъектами и несущее за свои действия уголовную, административную и другую ответственность, предусмотренную действующим законодательством Донецкой Народной Республики;
хозяйственная деятельность– какая-либо деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физических лиц-предпринимателей, связанная с производством продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ;
экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей;
должностное лицо – сотрудник экономического субъекта, имеющий право осуществлять в пределах своей компетенции властные организационно-распорядительные действия, имеющие юридически значимые последствия.
Статья 3.Сфера действия Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на следующих лиц (далее – экономические субъекты):
- коммерческие и некоммерческие организации;
- государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов;
- Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики;
- физических лиц-предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, самостоятельно осуществляющих хозяйственную деятельность;
- находящиеся на территории Донецкой Народной Республики филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики.
2. Субъекты хозяйствования, которым в соответствии с законодательством разрешено ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и предоставляют финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности.
(В часть 2 статьи 3 внесены изменения в соответствии с Законом от 25.12.2015 г. № 99-ІНС)
Статья 4.Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность основываются на следующих основных принципах:
осмотрительность – применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов экономического субъекта;
полное освещение – финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций;
автономность – каждый экономический субъект рассматривается как юридическое лицо, обособленное от его руководителя, в связи, с чем личное имущество и обязательства руководителя не должны отражаться в финансовой отчетности экономического субъекта;
последовательность – постоянное (из года в год) применение экономическим субъектом избранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных республиканскими стандартами бухгалтерского учета, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;
непрерывность – оценка активов и обязательств экономического субъекта осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться в дальнейшем;
начисление и соответствие доходов и расходов – для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, осуществленными для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;
превалирование сущности над формой – операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;
историческая (фактическая) себестоимость – приоритетной является оценка активов экономического субъекта, исходя из расходов на их производство и приобретение;
единый денежный измеритель – измерение и обобщение всех хозяйственных операций экономического субъекта в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;
периодичность – возможность распределения деятельности экономического субъекта на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности.
Статья 5.Валюта бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Экономические субъекты ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность в денежной единице Донецкой Народной Республики.
Если иное не установлено законодательством, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Донецкой Народной Республики.
РАЗДЕЛ II
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Статья 13.Общие требования к финансовой отчетности
1. На основе данных бухгалтерского учета экономические субъекты обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер экономического субъекта.
2. Финансовая отчетность экономического субъекта (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных такими в соответствии с действующим законодательством) обязательно включает:
- баланс;
- отчет о финансовых результатах.
А также может включать:
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о собственном капитале;
- примечания к отчетности.
3. Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности республиканскими стандартами устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.
4. Формы финансовой отчетности экономических субъектов (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере статистики.
5. Формы финансовой отчетности банков устанавливаются Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики.
6. Формы финансовой отчетности бюджетных учреждений и финансовой отчетности о выполнении бюджетов устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики.
7. Экономический субъект, отвечающий критериям субъектов малого предпринимательства, обязан составлять и подавать финансовую отчетность один раз в календарный год, следующий за отчетным, по состоянию на первое января, но не позднее срока, определенного органами государственной статистики и Министерством доходов и сборов.
Статья 14.Консолидированная и сводная финансовая отчетность
1. Экономические субъекты (дочерние предприятия, филиалы, обособленные структурные подразделения) кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и предоставлять консолидированную финансовую отчетность.
2. Министерства, другие республиканские органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся экономические субъекты, основанные на государственной собственности, и органы, осуществляющие управление имуществом предприятий, основанных на муниципальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и предоставляют сводную финансовую отчетность по всем экономическим субъектам, относящимся к сфере их управления.
Указанные также отдельно составляют сводную финансовую отчетность по хозяйственным обществам, акции (доли, паи) которых находятся соответственно в государственной и муниципальной собственности.
Статья 15.Применение международных стандартов
1. Для составления финансовой отчетности применяются международные стандарты, если они не противоречат настоящему Закону и официально обнародованы на веб-сайте республиканского органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики.
2. Публичные акционерные общества, банки, страховые компании, а также экономические субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам.
3. Экономический субъект, кроме указанных в части второй настоящей статьи, самостоятельно определяет целесообразность применения международных стандартов для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности.
4. Экономический субъект информирует в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики, республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере статистики, о составлении им финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам.
5. Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленные по международным стандартам, подаются в соответствующие органы в порядке, определенном настоящим Законом.
Статья 16.Отчетный период
1.Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная финансовая отчетность составляется ежемесячно, ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах.
Годовой баланс экономического субъекта составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (календарного года).
2. Первый отчетный период вновь созданного экономического субъекта может быть менее чем 12 месяцев, но не более чем 15 месяцев.
3. Отчетным периодом ликвидируемого экономического субъекта является период с начала года до даты его ликвидации.
Статья 17.Представление и обнародование финансовой отчетности
1. Экономический субъект (кроме субъектов малого предпринимательства, указанного в части 7 статьи 13 настоящего Закона) обязан подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых он относится. Органам исполнительной власти финансовая отчетность подается в соответствии с законодательством. Срок подачи финансовой отчетности устанавливается соответствующим органом Донецкой Народной Республики.
2. Финансовая отчетность экономического субъекта является коммерческой тайной, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
3. Публичные акционерные общества, банки, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны не позднее, чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением путем опубликования в периодических или непериодических изданиях.
Статья 18.Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности
Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности осуществляется Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики и Министерством финансов Донецкой Народной Республики в пределах их полномочий.
РАЗДЕЛ V
И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Статья 19.Хранение документов бухгалтерского учета
1. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и/или финансовая отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее трех лет после окончания календарного года.
В случае возникновения спора между экономическими субъектами или между экономическими субъектами и государственными органами власти, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и/или финансовая отчетность, подлежит хранению экономическими субъектами до окончания рассмотрения спора.
2. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после окончания календарного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской и/или финансовой отчетности в последний раз.
3. Экономический субъект обязан обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
4. При смене руководителя экономического субъекта должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета экономического субъекта. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется экономическим субъектом самостоятельно.
РАЗДЕЛ VI
ЗАКОН
О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Принят Постановлением Народного Совета 27.02.2015
(с изменениями, внесенными Законом от 25.12.2015 г. № 99-ІНС)
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.Цели и предмет Закона
1. Целями настоящего Закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской и финансовой отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется экономическим субъектом. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета. Целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, достоверной и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств экономического субъекта.
3. Экономические субъекты, имеющие право ведения упрощенного учета доходов и расходов могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи.
Статья 2.Определение терминов
Для целей настоящего Закона термины употребляются в следующем значении:
активы – ресурсы, контролируемые экономическим субъектом в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем;
бухгалтерский учет – процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности экономического субъекта внешним и внутренним пользователям для принятия решений;
внутрихозяйственный (управленческий) учет – система обработки и подготовки информации о деятельности экономического субъекта для внутренних пользователей в процессе управления экономическим субъектом;
хозяйственная операция – действие или событие, вызывающее изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале экономического субъекта;
обязательство – задолженность экономического субъекта, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов экономического субъекта, воплощающих в себе экономические выгоды;
экономическая выгода – потенциальная возможность получения экономическим субъектом денежных средств от использования активов;
консолидированная финансовая отчетность – финансовая отчетность, отражающая финансовое состояние, результаты деятельности и движение денежных средств юридического лица (его дочерних предприятий, филиалов, обособленных структурных подразделений) как единой экономической единицы;
республиканский стандарт бухгалтерского учета (далее – республиканский стандарт) – нормативный правовой акт, утвержденный республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам;
учетная политика – совокупность принципов, методов и процедур, используемых экономическим субъектом для составления и предоставления финансовой и налоговой отчетности;
первичный документ – документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление;
бухгалтерская отчетность – система показателей, характеризующая состояние средств и хозяйственно-финансовую деятельность экономического субъекта за отчетный период, составляется по данным бухгалтерского учета;
финансовая отчетность– совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчетный период;
пользователи финансовой отчетности (далее – пользователи) – физические или юридические лица, нуждающиеся в информации о деятельности экономического субъекта для принятия решений;
международные стандарты финансовой отчетности (далее – международные стандарты) – принятые республиканским органом исполнительной власти по международным стандартам бухгалтерского учета документы, которыми определен порядок составления финансовой отчетности;
отчетный период – период, за который составляется бухгалтерская и/или финансовая отчетность;
руководитель экономического субъекта –это лицо, осуществляющее руководство деятельностью экономического субъекта, имеющее полномочия от имени экономического субъекта подписывать документы, представлять интересы экономического субъекта при взаимодействии со сторонними учреждениями, организациями, экономическими субъектами и несущее за свои действия уголовную, административную и другую ответственность, предусмотренную действующим законодательством Донецкой Народной Республики;
хозяйственная деятельность– какая-либо деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физических лиц-предпринимателей, связанная с производством продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ;
экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей;
должностное лицо – сотрудник экономического субъекта, имеющий право осуществлять в пределах своей компетенции властные организационно-распорядительные действия, имеющие юридически значимые последствия.
Статья 3.Сфера действия Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на следующих лиц (далее – экономические субъекты):
- коммерческие и некоммерческие организации;
- государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов;
- Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики;
- физических лиц-предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, самостоятельно осуществляющих хозяйственную деятельность;
- находящиеся на территории Донецкой Народной Республики филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики.
2. Субъекты хозяйствования, которым в соответствии с законодательством разрешено ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и предоставляют финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности.
(В часть 2 статьи 3 внесены изменения в соответствии с Законом от 25.12.2015 г. № 99-ІНС)
Статья 4.Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность основываются на следующих основных принципах:
осмотрительность – применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов экономического субъекта;
полное освещение – финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций;
автономность – каждый экономический субъект рассматривается как юридическое лицо, обособленное от его руководителя, в связи, с чем личное имущество и обязательства руководителя не должны отражаться в финансовой отчетности экономического субъекта;
последовательность – постоянное (из года в год) применение экономическим субъектом избранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных республиканскими стандартами бухгалтерского учета, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;
непрерывность – оценка активов и обязательств экономического субъекта осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться в дальнейшем;
начисление и соответствие доходов и расходов – для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, осуществленными для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;
превалирование сущности над формой – операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;
историческая (фактическая) себестоимость – приоритетной является оценка активов экономического субъекта, исходя из расходов на их производство и приобретение;
единый денежный измеритель – измерение и обобщение всех хозяйственных операций экономического субъекта в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;
периодичность – возможность распределения деятельности экономического субъекта на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности.
Статья 5.Валюта бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Экономические субъекты ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность в денежной единице Донецкой Народной Республики.
Если иное не установлено законодательством, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Донецкой Народной Республики.
РАЗДЕЛ II