Классификация и критерии (показатели) государственного аудита
Государственный аудит можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на внешний и внутренний.
Задачами внешнего государственного аудита являются анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления национальными ресурсами (финансовыми, природными, производственными, кадровыми, информационными) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны.
Задачами внутреннего государственного аудита являются анализ, оценка и проверка достижения объектом государственного аудита прямых и конечных результатов, предусмотренных в документах Системы государственного планирования Республики Казахстан, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства.
По назначению государственный аудит подразделяется на следующие виды (типы): аудит финансовой отчетности, аудит эффективности, аудит соответствия, специфичный аудит.
Аудит финансовой отчетности заключается в оценке достоверности, обоснованности финансовой отчетности, бухгалтерского учета и финансового состояния объекта государственного аудита.
Аудит эффективности представляет собой оценку и анализ деятельности объекта государственного аудита на предмет эффективности, экономичности, продуктивности и результативности.
Аудит соответствия направлен на оценку, проверку соблюдения объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.
Специальный аудит (экологический аудит, аудит государственного долга, стратегический аудит, IТ - аудит и др) – проверка отдельных сторон деятельности субъекта, соблюдения им определенных обязательств перед государством или по решению самого субъекта.
По объектам государственный аудит подразделяется:
- аудит государственных органов;
- аудит государственных учреждений;
- аудит субъектов квазигосударственного сектора;
- аудит получателей бюджетных средств.
По способу назначения государственный аудит делится на плановый и внеплановый.
Плановый аудит проводится органами государственного контроля в соответствии с перечнем объектов государственного аудита на соответствующий год, сформированных на основании систем управления рисками и утвержденных их первым руководителем.
Система управления рисками основывается на единых принципах и подходах, устанавливаемых совместно Счетным комитетом и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту [10].
Внеплановый аудит проводится уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту в следующих случаях:
1) по поручениям Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан;
2) по вопросам, связанным с увеличением сметной стоимости бюджетных инвестиционных проектов;
3) по результатам мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета с применением системы управления рисками в части проверок по выявленным фактам нарушений;
4) по обращениям физических и юридических лиц.
В зависимости от типа государственного аудита учитываются следующие критерии (показатели):
1) эффективность- соотношение полученных результатов к запланированным с учетом использованных для их достижения ресурсов;
2) экономичность - минимизация стоимости ресурсов, выделенных для достижения оцениваемых результатов деятельности с сохранением соответствующего качества этих результатов;
3) продуктивность - получение максимально полезного результата для экономики или отдельной сферы управления с использованием выделенных ресурсов с учетом количества, качества и сроков;
4) результативность - степень реализации намеченных по каждой деятельности задач и соотношение плановых (прямых, конечных) и фактических результатов соответствующей деятельности;
5) существенность - отклонение при совершении объектом государственного аудита финансовых и хозяйственных операций от требований норм законодательства Республики Казахстан, актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации, а также иные ошибки, оказывающие влияние на принимаемые решения, максимально допустимый размер которых определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле в зависимости от специфики деятельности объекта государственного аудита и категории показателей;
6) перспективность- соответствие произведенных расходов целям и задачам, поставленным на обозначенный ожидаемый период.
Согласно Закону Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» систему органов государственного аудита и финансового контроля составляют:
1) Счетный комитет, являющийся высшим органом государственного аудита и финансового контроля;
2) ревизионные комиссии областей, города республиканского значения, столицы;
3) уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту;
4) службы внутреннего аудита центральных государственных органов, за исключением службы внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
5) службы внутреннего аудита ведомств центральных государственных органов, создаваемые по усмотрению первого руководителя в рамках предусмотренной штатной численности.
Службы внутреннего аудита не являются юридическими лицами. При этом уполномоченными органами внешнего государственного аудита и финансового контроля являются Счетный комитет и ревизионные комиссии, а остальные органы - уполномоченными органами внутреннего государственного аудита и контроля.
Компетенции этих органов в Законе рассмотрены по типам государственного аудита, который включает аудит финансовой отчетности, аудит соответствия и аудит эффективности.
Конституцией закреплен механизм формирования состава Счетного комитета. Структуру Счетного комитета образуют Председатель Счетного комитета, члены и аппарат Счетного комитета. Главой государства назначается Председатель Счетного комитета и два члена Счетного комитета. Шесть (из восьми) членов Счетного комитета назначаются на должность путем тайного голосования двумя Палатами Парламента: трое – от Сената, трое – от Мажилиса. Данная схема формирования состава высшего органа финансового контроля является одной из эффективных и действенных.
В соответствии с Законом Счетный комитет осуществляет аудит эффективности по 14 направлениям. Аудит эффективности планирования и использования средств республиканского бюджета проводится по доходам, расходам и дефициту бюджета и источникам его финансирования, включая эффективность налогового и таможенного администрирования.
Счетный комитет осуществляет аудит эффективности использования активов государства и управления активами квазигосударственного сектора.
Кроме того, в Законе о государственном аудите предусмотрено проведение аудита эффективности по отдельным проблемам и тематикам, в частности, вопросы ценообразования, влияния деятельности субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики, а также в сфере охраны окружающей среды и информационных технологий.
Счетный комитет является членом пяти международных организаций высших органов финансового контроля (аудита):
1. INTOSAI – Международной организации высших органов аудита, с мая 2000 года;
2. ASOSAI - Азиатской организации высших органов аудита, с октября 2000 года;
3. EUROSAI - Европейской организации высших органов аудита, с октября 2003 года;
4. ECOSAI - Организации высших органов аудита стран экономического сотрудничества, с января 2004 года;
5. Совета руководителей высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств, с 2000 года.
В рамках данных международных организаций Счетный комитет активно сотрудничает с высшими органами финансового контроля (аудита) других стран, обменивается передовым опытом, новаторскими идеями. Международными организациями на постоянной основе проводятся Конгрессы, Ассамблеи и Симпозиумы, на которых обсуждаются актуальные проблемы государственного аудита, вопросы совместных контрольных мероприятий, а также современные методы контроля в сфере аудита эффективности, информационных технологий, экологического аудит и т.д.
Являясь членом 5 рабочих, целевых групп и комитетов ИНТОСАИ, Счетный комитет тесно взаимодействует с коллегами по вопросам экологического аудита, ключевых национальных показателей, наращивания потенциала и др.
Председательствуя в 2013-2014 годах в Совете руководителей высших органов финансового контроля государств-участников СНГ, Счетный комитет также председательствует в рабочей группе Совета по разработке стандартов государственного финансового контроля (аудита).
Основное назначение государственного аудита заключается в содействии успешной реализации экономической политики, эффективному использованию производственного потенциала страны, регионов, отраслей, сфер и др.
Проведение государственного аудита эффективности использования средств местных бюджетов является компетенцией ревизионных комиссий.
До 2011 года в стране органами внешнего государственного контроля на местном уровне являлись ревизионные комиссии маслихатов, организационно-правовая форма деятельности которых была несовершенна, так как они не являлись самостоятельными юридическими лицами.
Результаты проводимых контрольных мероприятий ревкомиссиями желали оставлять лучшего, как в организационном плане, так и в профессиональном. Практика избрания маслихатом внешнего аудитора из числа депутатов, при этом работающего в аппарате представительного органа, вызывало «конфликт интересов» и противоречило мировой практике. При этом нарушался принцип независимости, отсутствовали беспристрастность и нацеленность на пресечение и недопущение финансовых нарушений.
В соответствии с Указом Главы государства от 2 мая 2011 года № 67 «О совершенствовании органов внешнего государственного финансового контроля в регионах» были созданы ревизионные комиссии по областям и городам Астана и Алматы.
Миссией ревизионных комиссий является повышение эффективности управления и использования средств местного бюджета, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора в целях укрепления финансовой дисциплины и обеспечения экономической стабильности на территории области, городов Астана и Алматы. Ревизионными комиссиями осуществляется аудит эффективности по 12 направлениям, включая вопросы планирования и использования активов государства, проблемных и тематических аудитов эффективности.
Председатели ревизионных комиссий назначаются на должность и освобождаются от должности маслихатом по представлению Счетного комитета и согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан. Члены ревизионных комиссий назначаются и освобождаются от должности маслихатом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе.
Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов.
Является органом внутреннего государственного аудита Правительства.
Службы внутреннего аудита
Контрольные вопросы
1. Раскройте этапы внедрения государственного аудита в Республике Казахстан?
2. Раскройте структуру и содержание Концепции внедрения государственного аудита в Республике Казахстан.
3. Есть ли разница в понятиях «государственный аудит» и «финансовый контроль».
4. В чем заключается цель государственного аудита?
5. Каковы задачи государственного аудита?
6. Назовите и раскройте основные принципы государственного аудита.
7. В чем заключаются задачи внешнего государственного аудита?
8. В чем заключаются задачи внутреннего государственного аудита?
9. Назовите и раскройте основные типы государственного аудита.
10. Как классифицируется государственный аудит по объектам?
11. Раскройте классификацию государственного аудита по способу назначения.
12. В каких случаях проводится внеплановый аудит?
13. Раскройте систему органов государственного аудита в Республике Казахстан.
14. Есть ли разница в компетенциях Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионных комиссий областей, города республиканского значения, столицы? Если да – то в чем она заключается?
15. Раскройте опыт организации государственного аудита в Канаде.
16. Раскройте опыт организации государственного аудита в Великобритании.
17. Раскройте опыт организации государственного аудита в Германии.
18. Раскройте опыт организации государственного аудита в России.
19. Что из зарубежного опыта можно позаимствовать для совершенствования государственного аудита в Республике Казахстан?
Тестовые задания
1. Предоставление государственному аудитору возможности выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности – это:
А) цель аудита финансовой отчетности
В) аудит
С) обзор
D) компиляция
Е) согласованная процедура
2. Общая для внешнего и внутреннего государственного аудита черта:
А) необходимость независимости
В) выпуск отчётов для различных пользователей
С) выполнение различных задач
D) различные объёмы работы
Е) различная степень заинтересованности в каждодневных хозяйственных операциях
3. Какая черта является общей для внешнего и внутреннего государственного аудита?
А) использование выборочной проверки
В) выпуск отчётов для различных пользователей
С) выполнение различных задач
D) различные объёмы работы
Е) различная степень заинтересованности в каждодневных хозяйственных операциях
4. Часть или сторона объективной действительности или достаточно точно очерченный круг вопросов, изучением которых призвана заниматься наука – это:
А) предмет
В) аудит
С) обзор
D) субъект
Е) объект
5. Повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора - это:
А) цель государственного аудита
В) предмет государственного аудита
С) субъект государственного аудита
D) предмет финансового контроля
Е) цель финансового контроля
6. Государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств – это:
А) объекты государственного аудита
В) предмет государственного аудита
С) субъекты государственного аудита
D) предмет финансового контроля
Е) объекты финансового контроля
7. Конкретные государственные или отраслевые программы – это предмет аудита:
А) эффективности
В) финансовой отчетности
С) соответствия
D) экологического
Е) налогового
8. Движение денежных средств – это предмет аудита:
А) финансовой отчетности
В) эффективности
С) соответствия
D) экологического
Е) налогового
9. Проведение государственного аудита в соответствии с законодательством Республики Казахстан, стандартами государственного аудита – это принцип:
А) объективности
В) независимости
С) конфиденциальности
D) профессиональной компетентности
Е) достоверности
10. Публикация в средствах массовой информации результатов государственного аудита – это принцип:
А) гласности
В) прозрачности
С) ясности
D) независимости
Е) достоверности
11. По отношению к требованиям законодательства государственный аудит подразделяется на:
А) обязательный, инициативный
В) внешний, внутренний
С) банковский, общий, государственный
D) налоговый, операционный, экологический
Е) первоначальный, согласованный
12. По способу назначения государственный аудит подразделяется на:
А) плановый, внеплановый
В) обязательный, инициативный
С) внешний, внутренний
D) налоговый, операционный, экологический
Е) первоначальный, согласованный
14. По назначению государственный аудит подразделяется на:
А) соответствия, эффективности, финансовой отчетности
В) обязательный, инициативный
С) плановый, внеплановый
D) налоговый, экологический
Е) внешний, внутренний
15. По объектам государственный аудит подразделяется:
А) государственных органов, государственных учреждений, субъектов квазигосударственного сектора, получателей бюджетных средств
В) подтверждающий, системно-ориентированный, базирующийся на риске
С) банковский, общий, государственный
D) внешний, внутренний
Е) первоначальный, согласованный
Литература
1. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации
Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050». Новый политический курс состоявшегося государства» Астана, Акорда, 2012 год.
2. Указ Президента Республики Казахстан от 3 сентября 2013 года № 634 «Об утверждении Концепции внедрения государственного аудита в Республике Казахстан».
3. Указ Президента Республики Казахстан от 26 июня 2013 года № 590 «Об утверждении Концепции новой бюджетной политики Республики Казахстан».
4. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V «О государственном аудите и финансовом контроле»
5. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 393-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного аудита и финансового контроля»
6. Приказ Председателя Счетного комитета от 18 марта 2014 года № 48 – нқ.
7. Дюсембаев К.Ш. Теория аудита: Учебник. – Алматы: Экономика, 2013. – 861с.
8. Абленов Д.О. Аудит: теория и практика: Учебник. – Алматы: Экономика, 2005. – 420 с.
9. Международный стандарт ISSAI 100 «Основные принципы аудита в государственном секторе».
10. Совместное нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28 ноября 2015 года № 10-НҚ и приказ Министра финансов Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 590 «Об утверждении Единых принципов и подходов к системе управления рисками, применяемых органами государственного аудита и финансового контроля»
11. Зейнельгабдин А. Теоретические и практические вопросы внедрения государственного аудита в республике//Аудит. Специальный выпуск, 2015, с. 39-41
12. Официальный сайт Управления генерального аудитора Канады http://www.oag-bvg.gc.ca/internet/English/au_fs_e_370.html
13. Козырин А.Н., Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах. - М.: ЦППИ, - 2009г., 182 с.
14. Козырин А.Н., «Управление Генерального аудитора: Канадский опыт аудита эффективности» //Публичные финансы и финансовое право, Готика, 2005г., 4-14 с.
15. Тарасов В.А., Сеструхина А.О. Дефиниция «аудит территориальных образований»: теоретический аспект и анализ опыта зарубежных стран//Российское предпринимательство,2010, № 11- 1 (170), 168-172 с.
16. Официальный сайт Национального контрольно-ревизионного управления Великобритании. https://www.nao.org.uk/about-us
17. Бурцев В.В. Налогообложение и финансовый контроль.//Аудит и финансовый анализ, 2003г.
18. Конституция Федеративной Республики Германия, (Grundgesetz). http://www.gesetze-im-internet.de/gg/art_114.html
19. Федеральный Бюджетный кодекс (§§ 88-114), (Bundeshaushaltsordnung http://www.gesetze-im-internet.de/bho/index.html
20. Бюджетные принципы (§§ 53-56), (Haushaltsgrundsätzegesetz). http://www.gesetze-im-internet.de/hgrg/index.html
21. Закон о Федеральной счетной палате (Bundesrechnunshofgesetz). http://www.gesetze-im-internet.de/brhg_1985/index.html
22. Правила аудита Федеральной счетной палаты Audit Rules of the Bundesrechnungshof (Germany's Supreme Audit). https://www.bundesrechnungshof.de/en/bundesrechnungshof/rechtsgrundlagen/Audit%20Rules
23. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"
24. Стандарты государственного аудита РФ.// СПС «Консультант Плюс»
25. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации - аудит федерального бюджета. http://www.ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/
26. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. http://www.ach.gov.ru/
27. Выступление заместителя Руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации А.Н.Гордеева на семинаре по международным стандартам государственного аудита по теме: «Опыт применения международных стандартов государственного аудита в Российской Федерации» (г. Таллин, 13 – 14 июня 2011 года). http://audit.gov.ru