Концепция внедрения государственного аудита в Республике Казахстан
Развитие экономики Республики Казахстан в условиях глобализации четко выявила необходимость активизации различных механизмов государственного воздействия на социально-экономические процессы, в том числе государственного контроля.
Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» перед органами государственного финансового контроля поставил задачу по созданию комплексной системы государственного аудита на основе самого передового мирового опыта [1].
Основные принципы и общие подходы, а также этапы развития государственного финансового контроля и внедрения государственного аудита в стране нашли отражение в Концепции внедрения государственного аудита в Республике Казахстан, утвержденной Указом Главы государства от 3 сентября 2013 года № 634.
В Концепции наряду с отражением возрастающей роли государственного финансового контроля (ГФК) как неотъемлемой части государственного управления, отмечены и ее проблемы, как «однобокость» и нацеленность лишь на выявление случаев неэффективного использования бюджетных средств и финансовых нарушений. Поэтому, в Концепции новой бюджетной политики Республики Казахстан и Концепции внедрения государственного аудита в Республике Казахстан, разработанных в соответствии с Посланием, отмечается, что для полноценной оценки государственных органов в реализации социально-экономической политики будет внедрен государственный аудит, соответствующий международным стандартам и включающий аудит финансовой отчетности, аудит соответствия и аудит эффективности. Таким образом, государственный аудит это целостная и независимая оценка эффективности деятельности объектов аудита, охватывающая не только финансовые вопросы, но и все направления их деятельности с представлением действенных рекомендаций на основе выявленных недостатков и предложений по управлению рисками.
Концепцией внедрения государственного аудита в Республике Казахстан предусматривается создать законодательную и методологическую базу государственного аудита, соответствующую руководящим принципам Лимской декларации и международным стандартам аудита, а также совершенствовать законодательную и методологическую базы действующей системы государственного финансового контроля.
В соответствии с Концепцией внедрение государственного аудита и развитие государственного финансового контроля в стране осуществляется в два этапа:
I этап - 2013-2014 годы;
II этап - 2015-2017 годы.
На первом этапесозданы законодательная и методологическая базы государственного аудита, проведено совершенствование законодательной и методологической базы действующей системы государственного финансового контроля.
Одна из основных идей Концепции заключается в том, что внедрение государственного аудита должно означать не искоренение действующего государственного финансового контроля, а его гармонизацию с государственным аудитом. Данная идея реализована в принятом в ноябре 2015 года Законе Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле», который регулирует общественные отношения, определяет полномочия и организацию деятельности органов в указанной области.
Понятие, цели, задачи и принципы государственного аудита
Согласно международным стандартам государственного аудита cредой аудита государственного сектора является такая среда, в которой правительства и другие учреждения государственного сектора отвечают за использование ресурсов, полученных от налогообложения и других источников при оказании услуг гражданам и другим получателям. Данные учреждения подотчетны в вопросах управления и выполнения своей работы, а также использования ресурсов как перед теми, кто предоставляет эти ресурсы, так и перед теми, включая граждан, кто зависит от услуг, предоставленных с использованием этих ресурсов. Аудит государственного сектора способствует созданию подходящих условий и усилению ожиданий того, что учреждения государственного сектора и государственные служащие будут исполнять свои функции эффективно, результативно, согласно этическим нормам, а также соответствующим нормативным законам и нормативным актам.
В целом, аудит государственного сектора может быть описан как систематический процесс, позволяющий объективно получать и оценивать
доказательства для определения того, соответствуют ли информация или существующие условия установленным критериям. Аудит государственного сектора крайне важен, поскольку он предоставляет законодательным и надзорным органам, должностным лицам и широкой общественности информацию, а также независимые и объективные оценки управления и проведения государственной политики, программ или иных действий.
Любой аудит государственного сектора начинается с задач, которые могут различаться в зависимости от типа проводимого аудита. Однако, все аудиты государственного сектора содействуют лучшему управлению путем:
· обеспечения предполагаемых пользователей независимой, объективной и достоверной информацией, заключениями или мнениями, основанными на достаточных и соответствующих доказательствах, относящихся к государственным органам;
· укрепления подотчетности и прозрачности, поощрения последовательного совершенствования и устойчивой гарантии подходящего использования государственных средств и активов, а также эффективности государственного администрирования;
· усиления эффективности тех органов в рамках конституционного устройства, которые осуществляют общий контроль и корректирующие меры над правительством и теми, кто является ответственным за управление государственно спонсируемой деятельности;
· создания стимулов для изменений путем предоставления информации, всестороннего анализа и обоснованных рекомендаций для совершенствования.
Более конкретные задачи аудита зависят от поставленных целей, его видов и условий проведения. Например, при внутреннем аудите число их увеличивается в связи с расширением информационной базы и изменением акцентов аналитических процедур.
В целом, аудиты государственного сектора можно отнести к одной или нескольким категориям трех основных видов аудита: аудит финансовой отчетности, аудит соответствия и аудит эффективности.
Под государственным аудитом, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле», понимается анализ, оценка и проверка эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе другой, связанной с исполнением бюджета деятельности, основанные на системе управления рисками.
Цель государственного аудита заключается в повышении эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.
Объектами государственного аудита являются государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств. При этом имеются в виду отдельные явления, процессы, стороны и результаты деятельности организации. Конкретными объектами аудита, в зависимости от его типа, могут быть элементы финансовой отчетности, финансово-производственная деятельность, финансово-экономическая дисциплина и т.д.
В соответствии с требованиями ISSAI 100 «Основные принципы аудита в государственном секторе» предусмотрены нижеследующие предмет или предметная информация по трем типам аудита.
Три главных вида аудита государственного сектора определяются следующим образом:
Финансовый аудит имеет основной целью выявить, представляется ли финансовая информация учреждения в соответствии с принятой системой финансовой отчетности и законодательной базой. Это достигается получением достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, позволяющих аудитору составить мнение относительно отсутствия в финансовой информации существенных искажений по причине мошенничества или ошибок
Аудит эффективности имеет основной целью выявить, соответствуют ли действия, программы и институты принципам экономии, эффективности и результативности и есть ли дополнительные возможности для их совершенствования. Эффективность оценивается в сравнении с соответствующими критериями, а также анализируются причины отклонения от данных критериев и другие проблемы. Цель – ответить на ключевые вопросы аудиторской проверки и предоставить рекомендации по улучшению.
Аудит соответствия имеет основной целью выявить, соответствует ли конкретный предмет рассмотрения действующим властным полномочиям, определенным в качестве критериев. Аудит соответствия выполняется посредством оценки (во всех существенных аспектах) соответствия деятельности , финансовых операций и информации властным лномочиям
полномочиям, регулирующим деятельность проверяемой организации. Эти властные полномочия включают правила, законы и нормативные акты, бюджетные резолюции, политику, установленные кодексы, условия соглашения или общие принципы государственного регулирования рационального управления финансами государственного сектора и поведения должностных лиц.
Предмет аудита.
Предмет относится к информации, условиям или деятельности, которые измеряются или оцениваются по определенным критериям. Он может принимать различные формы и иметь различные характеристики в зависимости от задач аудита. Соответствующий предмет распознаваем и подвержен последовательной оценке или измерению согласно критериям, так, что он может быть объектом сбора достаточных и надлежащих аудиторских доказательств в поддержку аудиторского мнения или заключения.
Финансовый аудит: предметом финансового аудита является финансовое положение, производительность, движение денежных средств или другие элементы, которые распознаны, измерены и представлены в финансовой отчетности. Предметной информацией является финансовая отчетность.
Аудит эффективности: предмет аудита эффективности определяется целями аудита и вопросами аудита. Предметом аудита эффективности могут быть конкретные государственные или отраслевые программы, организации, средства или определенная деятельность (с их итогами и влиянием), существующая ситуация (в том числе причины и последствия), а также нефинансовая или финансовая информация о любом из этих элементов. Аудитор измеряет или оценивает предмет, чтобы оценить степень, с которой установленные критерии были или не были удовлетворены.
Аудит на соответствие: предмет аудита на соответствие определяется масштабом аудита. Это может быть деятельность, финансовые операции или информация.
В зависимости от объектов аудита источниками информации государственного аудита могут служить: нормативные правовые акты, регулирующие проверяемую сферу использования бюджетных средств или деятельность объекта контроля; финансовая отчетность и другие документы, содержащие информацию о финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля; документы, касающиеся таких сторон деятельности объекта контроля, как организации внутреннего контроля, проведение коллегий, совещаний и т.д.