Тема 7. Финансовое состояние, платежеспособность и ликвидность организации

Финансовое состояние организации - комплексное понятие. Оно характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Финансовое состояние организации определяет ее конку­рентоспособность (платежеспособность, кредитоспособность). Оно отражает все стороны деятельности организации, ее конеч­ные результаты, которые интересуют не только менеджеров и весь коллектив работников самой организации, но и ее собствен­ников, кредиторов и инвесторов, поставщиков и других дело­вых партнеров.

Чтобы обеспечить выживаемость в условиях рыночной экономики, управленческому персоналу необходимо уметь ре­ально оценивать финансовое состояние как своей организации, так и ее контрагентов. Для этого требуется знание методики оцен­ки финансового состояния и наличие соответствующего инфор­мационного обеспечения.

Финансовый анализ может проводиться как управленчес­ким персоналом данной организации (внутренний анализ), так и любыми внешними аналитиками (внешний анализ).

В зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения оценка финансового состояния может быть выполнена с различной сте­пенью детализации.

Различают:

- экспресс-анализ;

- детализированный анализ финансового состояния.

Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития организации. Та­кой анализ не предполагает каких-либо сложных расчетов и дета­лизированной информационной базы. Экспрес-анализ, по сути, сводится к чтению бухгалтерского баланса, выявлению «больных» статей в отчетности и их оценке в динамике.

Целью детализированного анализа является подробная характеристика имущественного и финансового положения пред­приятия, результатов ее деятельности в отчетном периоде, а так­же возможностей развития на перспективу.

В общем виде программа углубленного анализа финансо­во-хозяйственной деятельности организации выглядит следую­щим образом:

- предварительная (общая) оценка финансового состояния;

- анализ платежеспособности и финансовой устойчивости;

- анализ кредитоспособности и ликвидности баланса;

- анализ финансовых результатов;

- анализ эффективности использования оборотных активов (деловой активности);

- оценка потенциального банкротства.

Основу информационного обеспечения анализа финансо­вого состояния составляет бухгалтерская отчетность:

- бухгалтер­ский баланc,

- отчет о прибылях и убытках,

- приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибы­лях и убытках

- отчет об изменениях капитала,

- отчет о движении денежных средств,

- приложение к бухгалтерскому балансу,

- отчет о целевом исполь­зовании полученных средств.

В условиях рыночной экономики бухгалтерская (финан­совая) отчетность хозяйствующих субъектов является основным средством коммуникации и важнейшим элементом информаци­онного обеспечения финансового анализа. Не случайно концеп­ция составления и публикации отчетности лежит в основе сис­темы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран.

Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансо­вое состояние организации, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования, заклю­чения деловых контрактов. Правило - прежде чем подписывать контракт, ознакомиться с годовым отчетом контрагента - непре­ложная истина для любого бизнесмена.

Бухгалтерская отчетность представляет собой комплекс взаимоувязанных показателей хозяйственно-финансовой дея­тельности за отчетный период. По данным отчетности можно рассчитать необходимые аналитические показатели. Но одной бухгалтерской отчетности для финансового анализа недостаточ­но. Кроме того, не стоит забывать, что баланс отражает статус-кво в средствах и обязательствах организации, то есть отвечает на вопрос, что представляет собой организация на данный мо­мент согласно используемой учетной политике, но не отвечает на вопрос, в результате чего сложилось такое положение. Для этого требуется гораздо более глубокий анализ, основанный не только на привлечении дополнительных источников информа­ции, но и на осмыслении многих факторов, которые не находят отражения в отчетности.

В экономически развитых странах принято составлять несколько форм балансов, ориентированных на различных пользователей. Структура бухгалтерской отчетности не регла­ментируется. В учетных стандартах описывается лишь перечень и экономическое содержание основных статей; степень детали­зации определяется каждой организацией самостоятельно.

В нашей стране в последние годы структура баланса зна­чительно упрощена и унифицирована для всех отраслей. В то же время сохранена прежняя практика жесткого регулирования состава и структуры отчетности.

Для целей финансового анализа используется агрегиро­ванная форма бухгалтерского баланса. Очень важно определить оптимальную степень агрегированности данных, так как от это­го зависит аналитичность баланса.

Понятно, что для целей углубленного анализа требуется более детальная расшифровка каждого раздела актива и пасси­ва баланса.

В процессе финансового анализа применяются различные методы:

- метод сравнения. Финансовые показатели, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, сами по себе бесполез­ны, если их не с чем сравнить. Для анализа показатели отчетно­го периода сравниваются с плановыми и с показателями за пре­дыдущие периоды. При этом всегда надо помнить основное пра­вило сравнения: сравнивать можно только сопоставимые вели­чины;

- метод группировки (показатели группируются и сводят­ся в таблицы);

- метод цепных подстановок (позволяет определить вли­яние отдельных факторов на совокупный финансовый пока­затель);

- математико-статистические методы (корреляционный анализ, дисперсный анализ и др.).

Для анализа финансового состояния широко используют­ся финансовые коэффициенты - относительные показатели фи­нансового состояния, выражающие отношения одних абсолют­ных финансовых показателей к другим. Финансовые коэффи­циенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретной организации с аналогичными показате­лями других организаций или среднеотраслевыми показателя­ми; для выявления динамики показателей и тенденций измене­ния финансового состояния организации; для определения нор­мативных ограничений и критериев различных сторон финан­сового состояния.

Задача анализа финансового состояния организации зак­лючается не только в констатации уровня платежеспособности и ликвидности баланса, фактических финансовых результатов деятельности предприятия, но и в разработке предложений по их улучшению. Для этого аналитик должен выявить факторы (причины), оказавшие влияние на финансовое состояние орга­низации и предложить варианты по устранению негативных факторов и усилению позитивных.

Тема 8. Финансовое планирование в организации

Несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь и практику российских коммерчес­ких организаций (предприятий), этого пока нельзя сказать о хо­зяйственном, в том числе финансовом планировании. Вместо вполне обоснованного изменения функций бывших планово-эко­номических отделов, переориентации их на разработку бизнес-планов многие организации пошли по пути ликвидации функ­ции планирования, якобы ненужного и невозможного в непред­сказуемых условиях рынка. Это - заблуждение, которое следует преодолеть.

С переходом на рыночные отношения роль планирования не снижается, а многократно возрастает. Во Франции, напри­мер, в числе пяти важнейших компонентов рыночной экономи­ки первым значится стратегическое планирование производства. В Японии при составлении перспективных текущих планов раз­рабатывается около 2 тысяч материальных балансов, что в 6,5 раз больше, чем в бывшем СССР в 80-е годы.

Необходимость планирования должна быть осознана на государственном уровне, и особенно на уровне хозяйствующих субъектов. Отсутствие бизнес-плана снижает вероятность при­нятия оптимального управленческого решения в случае возник­новения сложной ситуации на рынке, поскольку изначально ис­ключается круг просчитанных и проанализированных вариан­тов действий, из которых придется делать выбор. Планирование необходимо также для определения перспективных направле­ний развития коммерческой организации (предприятия).

Убедительным аргументом, подтверждающим целесооб­разность планирования, является практика зарубежных коммер­ческих компаний, где бизнес-планы разрабатываются повсеме­стно и на постоянной основе.

Крупный недостаток советский системы государствен­ного управления экономикой состоял не в том, что частью этой системы было планирование, а в том, что ему придавали гло­бальный характер «плановой обязаловки», что оно имело при­казной характер (государственным планам придавался статус законов). Государственные планы подавляли экономическую свободу хозяйствующих субъектов, связывали предпринима­тельскую инициативу. В советское время задача планирования была тотальной. Государство выступало по отношению к пред­приятию в роли и заказчика, и поставщика, и кредитора одно­временно.

При административно-командной экономике планы, в том числе финансовые, государственным предприятиям опре­делялись в форме заданий отраслевого министерства. В этих условиях предприятиям отводилась роль исполнителей дирек­тивных планов, их участие в процессе планирования было ма­лозначащим.

Рыночная экономика требует качественно иного планиро­вания, так как за все просчеты и негативные финансовые по­следствия ответственность несут сами предприниматели. Без бизнес-плана невозможно эффективно управлять не только круп­ным, но и сравнительно небольшим предприятием. Будущее любой организации без бизнес-плана неопределенно и непредс­казуемо. Поэтому управленческому персоналу необходимо знать и уметь составлять бизнес-план.

Бизнес-план - это документ, который дает описание основ­ных аспектов будущего коммерческой организации, анализиру­ет все риски, с которыми она может столкнуться, определяет способы решения возможных проблем и отвечает в конечном итоге на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в этот про­ект и принесет ли он доходы, которые окупят затраты?

Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов: 1) введение; 2) описание организации (предприятия); 3) описание продукции (работ, услуг); 4) анализ рынка; 5) конкуренция; 6) маркетинговый план; 7) план производства; 8) финансовый план; 9) приложения.

Таким образом, финансовый план является важнейшим элементом бизнес-плана, составляемого как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления текущей и стратегической деятельностью организа­ции (предприятия). Финансовый план можно рассматривать как задание по отдельным показателям; а также как финансовый документ, обеспечивающий взаимоувязку показателей развития предприятия с имеющимися финансовыми ресурсами. Финан­совый план призван обеспечить финансовыми ресурсами про­изводственный (предпринимательский) план.

Финансовое планирование как составная часть бизнес-планирования направлено, с одной стороны, на предотвраще­ние ошибочных действий в области финансов, с другой - на вы­явление резервов и мобилизацию неиспользованных возможно­стей. Значение финансового планирования состоит и в том, что наличие бизнес-плана является важным фактором при решении вопроса о предоставлении финансовой поддержки организации от внешних инвесторов.

Основными задачами финансового планирования яв­ляются:

- обеспечение нормального воспроизводственного процес­са необходимыми источниками финансирования;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- гарантия выполнения обязательств перед бюджетом и вне­бюджетными фондами, банками и другими кредиторами;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения при­были;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособнос­тью и кредитоспособностью организации (предприятия). Исходными предпосылками финансового планирова­ния являются:

- результаты оценки финансового состояния организации в предплановом периоде;

- планируемые показатели экономического развития, в пер­вую очередь, объемы производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- избранная организации политика финансирования ее ак­тивов;

- прогноз конъюнктуры финансового рынка на предстоящий период.

Методы и этапы финансового планирования

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки финансовой стратегии организации и составления текущих (годовых) и оперативных финансовых планов.

В практике финансового планирования применяются сле­дующие методы: метод экономического анализа, нормативный метод, метода балансовых расчетов, метод денежных потоков, метод многовариантности расчетов, методы экономико-матема­тического моделирования.

Метод экономического анализа позволяет оценить фи­нансовое состояние предприятия, определить динамику финан­совых показателей, тенденции их изменения, внутренние резер­вы увеличения финансовых ресурсов.

Нормативный метод используется для определения по­требности в финансовых ресурсах на основе заранее установ­ленных норм и технико-экономических нормативов, как законо­дательно установленных (ставки налогов и сборов, нормы амор­тизационных отчислений и т. п.), так и разработанных непос­редственно на предприятии и используемых им для регулирова­ния хозяйственно-финансовой деятельности.

Метод альтернативных расчетов состоит в том, что рас­считываются альтернативные варианты плановых показателей с тем, чтобы выбрать из них оптимальный.

В практике финансового планирования могут применять­ся также методы: балансовых расчетов, денежных потоков, экономико-математического моделирования и др.

В качестве инструментария широко используются различ­ные финансовые таблицы, графические изображения.

Процесс финансового планирования включает несколько последовательных этапов:

1) анализ финансовых показателей за предыдущий период (для этого используются основные финансовые докумен­ты предприятия - бухгалтерский баланс, отчет о прибы­лях и убытках, отчет о движении денежных средств);

2) составление основных прогнозных документов (прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денеж­ных средств);

3) составление текущих финансовых планов (на предстоя­щий год с разбивкой по кварталам);

4) оперативное финансовое планирование;

5) контроль за ходом выполнения разработанных финансо­вых планов (мониторинг текущей финансовой деятель­ности).

В американских компаниях наряду с термином «финансо­вый план» употребляется другой термин - «бюджет», который подчеркивает определенные границы или предельные величи­ны в использовании денежных ресурсов. Отсюда процесс фи­нансового планирования получил название «бюджетирование», а отдельные финансовые планы называются «бюджетами».

Наши рекомендации