Тема 7. Финансовое состояние, платежеспособность и ликвидность организации
Финансовое состояние организации - комплексное понятие. Оно характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Финансовое состояние организации определяет ее конкурентоспособность (платежеспособность, кредитоспособность). Оно отражает все стороны деятельности организации, ее конечные результаты, которые интересуют не только менеджеров и весь коллектив работников самой организации, но и ее собственников, кредиторов и инвесторов, поставщиков и других деловых партнеров.
Чтобы обеспечить выживаемость в условиях рыночной экономики, управленческому персоналу необходимо уметь реально оценивать финансовое состояние как своей организации, так и ее контрагентов. Для этого требуется знание методики оценки финансового состояния и наличие соответствующего информационного обеспечения.
Финансовый анализ может проводиться как управленческим персоналом данной организации (внутренний анализ), так и любыми внешними аналитиками (внешний анализ).
В зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации.
Различают:
- экспресс-анализ;
- детализированный анализ финансового состояния.
Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития организации. Такой анализ не предполагает каких-либо сложных расчетов и детализированной информационной базы. Экспрес-анализ, по сути, сводится к чтению бухгалтерского баланса, выявлению «больных» статей в отчетности и их оценке в динамике.
Целью детализированного анализа является подробная характеристика имущественного и финансового положения предприятия, результатов ее деятельности в отчетном периоде, а также возможностей развития на перспективу.
В общем виде программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации выглядит следующим образом:
- предварительная (общая) оценка финансового состояния;
- анализ платежеспособности и финансовой устойчивости;
- анализ кредитоспособности и ликвидности баланса;
- анализ финансовых результатов;
- анализ эффективности использования оборотных активов (деловой активности);
- оценка потенциального банкротства.
Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния составляет бухгалтерская отчетность:
- бухгалтерский баланc,
- отчет о прибылях и убытках,
- приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
- отчет об изменениях капитала,
- отчет о движении денежных средств,
- приложение к бухгалтерскому балансу,
- отчет о целевом использовании полученных средств.
В условиях рыночной экономики бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйствующих субъектов является основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Не случайно концепция составления и публикации отчетности лежит в основе системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран.
Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние организации, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования, заключения деловых контрактов. Правило - прежде чем подписывать контракт, ознакомиться с годовым отчетом контрагента - непреложная истина для любого бизнесмена.
Бухгалтерская отчетность представляет собой комплекс взаимоувязанных показателей хозяйственно-финансовой деятельности за отчетный период. По данным отчетности можно рассчитать необходимые аналитические показатели. Но одной бухгалтерской отчетности для финансового анализа недостаточно. Кроме того, не стоит забывать, что баланс отражает статус-кво в средствах и обязательствах организации, то есть отвечает на вопрос, что представляет собой организация на данный момент согласно используемой учетной политике, но не отвечает на вопрос, в результате чего сложилось такое положение. Для этого требуется гораздо более глубокий анализ, основанный не только на привлечении дополнительных источников информации, но и на осмыслении многих факторов, которые не находят отражения в отчетности.
В экономически развитых странах принято составлять несколько форм балансов, ориентированных на различных пользователей. Структура бухгалтерской отчетности не регламентируется. В учетных стандартах описывается лишь перечень и экономическое содержание основных статей; степень детализации определяется каждой организацией самостоятельно.
В нашей стране в последние годы структура баланса значительно упрощена и унифицирована для всех отраслей. В то же время сохранена прежняя практика жесткого регулирования состава и структуры отчетности.
Для целей финансового анализа используется агрегированная форма бухгалтерского баланса. Очень важно определить оптимальную степень агрегированности данных, так как от этого зависит аналитичность баланса.
Понятно, что для целей углубленного анализа требуется более детальная расшифровка каждого раздела актива и пассива баланса.
В процессе финансового анализа применяются различные методы:
- метод сравнения. Финансовые показатели, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, сами по себе бесполезны, если их не с чем сравнить. Для анализа показатели отчетного периода сравниваются с плановыми и с показателями за предыдущие периоды. При этом всегда надо помнить основное правило сравнения: сравнивать можно только сопоставимые величины;
- метод группировки (показатели группируются и сводятся в таблицы);
- метод цепных подстановок (позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель);
- математико-статистические методы (корреляционный анализ, дисперсный анализ и др.).
Для анализа финансового состояния широко используются финансовые коэффициенты - относительные показатели финансового состояния, выражающие отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим. Финансовые коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретной организации с аналогичными показателями других организаций или среднеотраслевыми показателями; для выявления динамики показателей и тенденций изменения финансового состояния организации; для определения нормативных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния.
Задача анализа финансового состояния организации заключается не только в констатации уровня платежеспособности и ликвидности баланса, фактических финансовых результатов деятельности предприятия, но и в разработке предложений по их улучшению. Для этого аналитик должен выявить факторы (причины), оказавшие влияние на финансовое состояние организации и предложить варианты по устранению негативных факторов и усилению позитивных.
Тема 8. Финансовое планирование в организации
Несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь и практику российских коммерческих организаций (предприятий), этого пока нельзя сказать о хозяйственном, в том числе финансовом планировании. Вместо вполне обоснованного изменения функций бывших планово-экономических отделов, переориентации их на разработку бизнес-планов многие организации пошли по пути ликвидации функции планирования, якобы ненужного и невозможного в непредсказуемых условиях рынка. Это - заблуждение, которое следует преодолеть.
С переходом на рыночные отношения роль планирования не снижается, а многократно возрастает. Во Франции, например, в числе пяти важнейших компонентов рыночной экономики первым значится стратегическое планирование производства. В Японии при составлении перспективных текущих планов разрабатывается около 2 тысяч материальных балансов, что в 6,5 раз больше, чем в бывшем СССР в 80-е годы.
Необходимость планирования должна быть осознана на государственном уровне, и особенно на уровне хозяйствующих субъектов. Отсутствие бизнес-плана снижает вероятность принятия оптимального управленческого решения в случае возникновения сложной ситуации на рынке, поскольку изначально исключается круг просчитанных и проанализированных вариантов действий, из которых придется делать выбор. Планирование необходимо также для определения перспективных направлений развития коммерческой организации (предприятия).
Убедительным аргументом, подтверждающим целесообразность планирования, является практика зарубежных коммерческих компаний, где бизнес-планы разрабатываются повсеместно и на постоянной основе.
Крупный недостаток советский системы государственного управления экономикой состоял не в том, что частью этой системы было планирование, а в том, что ему придавали глобальный характер «плановой обязаловки», что оно имело приказной характер (государственным планам придавался статус законов). Государственные планы подавляли экономическую свободу хозяйствующих субъектов, связывали предпринимательскую инициативу. В советское время задача планирования была тотальной. Государство выступало по отношению к предприятию в роли и заказчика, и поставщика, и кредитора одновременно.
При административно-командной экономике планы, в том числе финансовые, государственным предприятиям определялись в форме заданий отраслевого министерства. В этих условиях предприятиям отводилась роль исполнителей директивных планов, их участие в процессе планирования было малозначащим.
Рыночная экономика требует качественно иного планирования, так как за все просчеты и негативные финансовые последствия ответственность несут сами предприниматели. Без бизнес-плана невозможно эффективно управлять не только крупным, но и сравнительно небольшим предприятием. Будущее любой организации без бизнес-плана неопределенно и непредсказуемо. Поэтому управленческому персоналу необходимо знать и уметь составлять бизнес-план.
Бизнес-план - это документ, который дает описание основных аспектов будущего коммерческой организации, анализирует все риски, с которыми она может столкнуться, определяет способы решения возможных проблем и отвечает в конечном итоге на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят затраты?
Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов: 1) введение; 2) описание организации (предприятия); 3) описание продукции (работ, услуг); 4) анализ рынка; 5) конкуренция; 6) маркетинговый план; 7) план производства; 8) финансовый план; 9) приложения.
Таким образом, финансовый план является важнейшим элементом бизнес-плана, составляемого как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления текущей и стратегической деятельностью организации (предприятия). Финансовый план можно рассматривать как задание по отдельным показателям; а также как финансовый документ, обеспечивающий взаимоувязку показателей развития предприятия с имеющимися финансовыми ресурсами. Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами производственный (предпринимательский) план.
Финансовое планирование как составная часть бизнес-планирования направлено, с одной стороны, на предотвращение ошибочных действий в области финансов, с другой - на выявление резервов и мобилизацию неиспользованных возможностей. Значение финансового планирования состоит и в том, что наличие бизнес-плана является важным фактором при решении вопроса о предоставлении финансовой поддержки организации от внешних инвесторов.
Основными задачами финансового планирования являются:
- обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования;
- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
- гарантия выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли;
- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации (предприятия). Исходными предпосылками финансового планирования являются:
- результаты оценки финансового состояния организации в предплановом периоде;
- планируемые показатели экономического развития, в первую очередь, объемы производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
- избранная организации политика финансирования ее активов;
- прогноз конъюнктуры финансового рынка на предстоящий период.
Методы и этапы финансового планирования
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки финансовой стратегии организации и составления текущих (годовых) и оперативных финансовых планов.
В практике финансового планирования применяются следующие методы: метод экономического анализа, нормативный метод, метода балансовых расчетов, метод денежных потоков, метод многовариантности расчетов, методы экономико-математического моделирования.
Метод экономического анализа позволяет оценить финансовое состояние предприятия, определить динамику финансовых показателей, тенденции их изменения, внутренние резервы увеличения финансовых ресурсов.
Нормативный метод используется для определения потребности в финансовых ресурсах на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов, как законодательно установленных (ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и т. п.), так и разработанных непосредственно на предприятии и используемых им для регулирования хозяйственно-финансовой деятельности.
Метод альтернативных расчетов состоит в том, что рассчитываются альтернативные варианты плановых показателей с тем, чтобы выбрать из них оптимальный.
В практике финансового планирования могут применяться также методы: балансовых расчетов, денежных потоков, экономико-математического моделирования и др.
В качестве инструментария широко используются различные финансовые таблицы, графические изображения.
Процесс финансового планирования включает несколько последовательных этапов:
1) анализ финансовых показателей за предыдущий период (для этого используются основные финансовые документы предприятия - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств);
2) составление основных прогнозных документов (прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств);
3) составление текущих финансовых планов (на предстоящий год с разбивкой по кварталам);
4) оперативное финансовое планирование;
5) контроль за ходом выполнения разработанных финансовых планов (мониторинг текущей финансовой деятельности).
В американских компаниях наряду с термином «финансовый план» употребляется другой термин - «бюджет», который подчеркивает определенные границы или предельные величины в использовании денежных ресурсов. Отсюда процесс финансового планирования получил название «бюджетирование», а отдельные финансовые планы называются «бюджетами».