По широте номенклатуры затрат: функциональный бюджет; комплексный бюджет

По методам разработки: стабильный бюджет; гибкий бюджет

Текущий бюджет конкретизирует план доходов и рас­ходов предприятия, доводимый до центров доходов, затрат и прибыли, состоит разделов: 1) текущие расходы; 2) доходы от текущей (операционной) хозяйствен­ной деятельности.

Капитальный бюджет - форма до­ведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и мо­дернизации основных средств, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.п., со­стоит разделов: 1) капитальные затраты (затраты на приобретение внеоборотных активов); 2) источники поступления средств (инвестиционных ресурсов).

Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат - например бюджет оплаты тру­да персонала, бюджет рекламных мероприятий и т.п.

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат - например, бюджет отдельного ма­газина, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.

Стабильный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия - например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия.

Гибкий бюджет предусматривает установление плани­руемых текущих или капитальных затрат не в твердо фикси­руемых суммах, а в виде норматива расходов, "привязанных" к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам таким показате­лем может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем мо­жет выступать объем реализации товаров. В этом случае расходы в целом планируются по следующему алгоритму:

ОЗо = Ипост + ОР * Ипер,

где ОЗо — общий объем текущих затрат по конкретному подразделению операционной сферы деятель­ности торгового предприятия;

Ипост — запланированный объем постоянных статей бюджета;

Ипер — установленный норматив переменных статей за­трат бюджета на единицу товарооборота;

ОР — объем товарооборота.

Особой формой бюджета выступает платежный кален­дарь, разрабатываемый по отдельным видам движения де­нежных средств (налоговый платежный календарь, платеж­ный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.) и по торговому предприятию в целом (в этом случае он детализирует теку­щий финансовый план поступления и расходования денеж­ных средств).

Платежный календарь составляется обычно на предсто­ящий месяц (в разбивке по дням, неделям и декадам). Он состоит из следующих двух разделов: а) график расходова­ния денежных средств (или график предстоящих платежей); б) график поступления денежных средств. График расхо­дования денежных средств отражает сроки и суммы плате­жей предприятия в предстоящем периоде по всем (или конкретным) видам его текущих финансовых обязательств. График поступления денежных средств разрабатывается по тем видам движения средств, по которым имеется возврат­ный их поток; он фиксирует сроки и суммы предстоящих платежей в пользу торгового предприятия.

Использование рассмотренных систем и методов фи­нансового планирования позволяет повысить эффектив­ность финансовой деятельности предприятия, обеспечить ее целенаправленность.

9.3. Финансовый план, как раздел бизнес – плана организации

Одним из плановых документов, составляемых на предпри­ятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана пресле­дует две основные цели: для внутрифирменного планирования, для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т. е. по­лучения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предпри­ятий в осуществлении проекта,

Бизнес - план - это документ, формирующий стратегию развития организации на определенном временном интервале. В деятельности предприятия он выполняет функций:

1. представляет концепцию деятельности предприятия на определенный период;

2. определяет механизм формирования капитала предприятия, источники его финансовых ресурсов, целесообразность и эффективность привлечения заемных средств;

3. является инструментом, с помощью которого можно оценить фактические результаты деятельности предприятия и сопоставить их с прогнозируемыми значениями.

В разработке бизнес-плана участвуют все структурные под­разделения предприятия. Такой план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования, разрабатывается на пятилетний срок. При этом показатели первого планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, после­дующих лет — с поквартальной.

В этом документе отражаются все стороны производствен­ной, коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план состоит из трех разделов:

I. Резюме (выводы) II. Основная часть III. Стратегия финансирования

Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, в котором обобщены и представлены в стоимостном выраже­нии все разделы бизнес-плана. Этот план необходим предпри­нимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам). Предпри­ниматели должны знать источники и размер финансовых ре­сурсов, необходимых для обеспечения производства, направле­ния использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей дея­тельности. Инвесторы должны иметь представление о том, на­сколько экономически эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, размер прибыли, дивидендов, каков срок окупаемости и возврата.

Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабаты­ваемых документов. В их числе:

1. Прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг).

2. План доходов и расходов.

3. План денежных поступлений и выплат.

4. Баланс активов и пассивов.

5. План по источникам и использованию средств.

6. Расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточ­ности).

Указанные планы составляются на период не менее трех лет. При этом расчеты первого года делаются с месячной раз­бивкой.

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса его доходов и расходов со следующей структурой:

Доходы и поступления средств

1. Прибыль от реализации продукции

1. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов)

2. Планируемые внереализационные доходы, в т.ч.:

доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;

доходы, полученные по ценным бумагам;

3. доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях;

4. доходы от сдачи имущества в аренду.

5. Амортизационные отчисления на полное восстановление ос­новных фондов и по нематериальным активам.

6. Поступление средств от других предприятий, в том числе:

в порядке долевого участия в строительстве;

по хоздоговорам на научно-исследовательские работы.

6. Поступления из внебюджетных фондов.

7. Прочие доходы.

II. Расходы и отчисления средств

1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).

2. Распределение чистой прибыли, в том числе:

на накопление (по направлениям использования);

на потребление (по направлениям использования).

3. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе:

за счет амортизационных отчислений;

за счет других источников финансирования (по видам источни­ков).

4. Прочие расходы.

Расчет плановой суммы прибыли. Предприятия самостоя­тельно рассчитывают объем своей прибыли и определяют на­правления ее использования после уплаты налогов и взносов в государственные вне­бюджетные фонды. При расчетах прибыль от реализации про­дукции определяется как разность между плановой суммой вы­ручки (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов) и плановой величиной себестоимости продукции.

Расчет суммы амортизационных отчислений производится ум­ножением среднегодовой балансовой стоимости основных фон­дов на норму амортизационных отчислений. При этом балансо­вая стоимость рассчитывается по следующей формуле:

Сб = Со + Рт + Зм,

где Со - балансовая стоимость основных фондов;

Со - стоимость оборудования;

Рт - расходы на транспортные услуги по доставке оборудования;

Зм - затраты на монтажные и строительные работы. Среднегодовая стоимость основных фондов рассчитывается по следующей формуле:

С=Сн+ СвМ/12 – (Сл(12 – М1)/12),

где С — среднегодовая стоимость основных фондов (по группам ос­новных фондов);

Сн — стоимость основных фондов на начало планового года;

Св — стоимость основных фондов, вводимых в плановом году;

Сл, — стоимость основных фондов, выбывающих в плановом году;

М — число месяцев функционирования основных фондов, вво­димых в плановом году;

М1 — число месяцев функционирования основных фондов, выбы­вающих в плановом году.

Расчет планового объема оборотных средств. Потребность в оборотных средствах по сырью, запчастям, материалам опреде­ляется методом прямого расчета: умножением однодневного расхода сырья и материалов на норматив их расхода в днях. Каждое предприятие определяет норматив расхода сырья и ма­териалов исходя из сложившейся или планируемой потребно­сти. Так, норматив по сырью определяется:

Нс = К*Д,

где Нс – норматив по сырью;

К – стоимость среднедневного расхода сырья;

Д – норма запаса в днях.

Потребность в оборотных средствах по незавершенному производству предприятие определяет умножением однодневного выпуска продукции по себестоимости на норматив незавершенного производства в днях.

Потребность в оборотных средствах по готовой продукции определяется путем умножения однодневного выпуска продукции по себестоимости на норматив оборотных средств по готовой продукции.

Потребность в денежных средствах в кассе и в пути определяется умножением размера однодневного оборота по розничным ценам на норматив запаса денежных средств в днях.

Общая потребность в оборотных средствах рассчитывается сложением всех перечисленных выше сумм потребностей.

Прирост оборотных средств за год рассчитывается в виде разницы между общей потребностью в оборотных средствах на конец планового периода и суммой оборотных средств на нача­ло планового периода (т. е. на конец отчетного периода).

Основным разработчиком финансового плана, бизнес – плана и раздела «Стратегия финансирования» является финансовый менеджер организации.

Этапы формирования финансовой стратегии организации
Определение общего периода формирования финансовой стратегии
Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка
Формирование стратегических целей финансовой деятельности организации
Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации
Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности
Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии
Оценка эффективности разработанной финансовой стратегии

Наши рекомендации