II. Ролевые функции финансов.
ФИНАНСЫ
Лекции
по дисциплине «Финансы»
для студентов направления подготовки бакалавров
38.03.01«Экономика»
всех форм обучения
Сарапул
Кафедра «Экономика и гуманитарные науки»
Составитель к.э.н., доцент Гайдай Наталья Викторовна
Рекомендовано на заседании кафедры «Экономика и гуманитарные науки»
протокол от 1 сентября 2014 г. № 9
Финансы: Лекции по дисциплине «Финансы»/ Составитель Гайдай Н.В. - Сарапул, 2014. – 14с.
тема 1. Общая характеристика дисциплины
«финансЫ»
Учебные вопросы:
I. Сущность и содержание категории «финансы».
II. Ролевые функции финансов.
I. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизированных и де-централизированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства [1].
Основные признаки финансов:
- денежные отношения между двумя субъектами, т. е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов);
- субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями;
- в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);
- регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата [1].
Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств [2].
II.Функции финансов:
1. Распределительная функция. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов.
2. Контрольная функция. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
3. Регулирующая функция. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.
4. Стабилизационная функция. Стабилизационная функция обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов [3].
Тема 2. Финансовая система
Учебные вопросы:
I. Звенья финансовой системы.
Тема 3. Финансовые ресурсы
Учебные вопросы:
I. Понятие финансовых ресурсов
Тема 4. Финансовый рынок
Учебные вопросы:
I. Понятие финансового рынка.
II. Кредитная система
Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов. Это обусловлено разным характером финансовых ресурсов, обслуживающих основной и оборотный капитал. На дененжном рынке обращаются средства, обеспечивающие движение краткосрочных ссуд. На рынке капиталов же происходит движение долгосрочных накоплений [4].
Внутри финансового рынка функционирует фондовый рынок. На нем объектом торговли выступают ценные бумаги, ценность которых должна определяться стоящими за ними активами. Рынок ценных бумаг обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов. Но ценные бумаги обслуживают лишь часть движения финансовых ресурсов (кроме них существуют еще внутрифирменные и межфирменные кредиты, прямые банковские ссуды и т.п.) [1].
Финансовый рынок состоит из двух частей- денежного рынка и рынка капиталов. Входящий же в его состав фондовый рынок является сегментом обоих этих рынков. Движение средств на финансовом рынке имеет направление от сберегателей к пользователям. Посредством финансового рынка может осуществляться перелив финансовых ресурсов из одних секторов экономики в другие. Всего выделяют 4 сектора: домохозяйства, коммерческие фирмы, государственный сектор и финансовые посредники. Большая часто капитала домашних хозяйств формируется за счет собственных средств. Именно здесь образуется основной избыток финансовых средств, направляемый на финансирование коммерческих фирм, государства и размещается в финансовых институтах (инвестиционные фонды, банки и т.д.). Наибольшую потребность в финансовых средствах испытывает крупнейший сектор – государство. Оно является крупнейшим заемщиком на финансовом рынке, но также выступает как крупнейший кредитор домохозяйств, коммерческих фирм и финансовых посредников. Имеет место и внутрисекторное движение средств. Однако эти денежные потоки “взаимопогашаются”, т.к. в конечном итоге сумма сбережений (финансовых активов) равна сумме инвестиций (финансовым обязательствам) [3].
Таким образом, фондовый рынок возникает из объективной необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов для предприятия, корпорации, государства. В то же время имеется ряд лиц (как юридических, так и физических), располагающих временно свободными денежными средствами. На фондовом рынке происходит купля-продажа финансовых средств. Фондовый рынок играет немалую роль в системе рыночных отношений, которую можно свести к следующим факторам:
1) привлечение свободных средств в виде инвестиций для развития производства;
2) обеспечение перелива капитала из затухающих отраслей в быстро прогрессирующие отрасли;
3) привлечение средств для покрытия дефицита бюджета;
4) генерация индикаторов, по которым можно оценить состояние экономики в целом;
5) влияние на изменение темпов инфляции [2].
II.Кредитную систему рассматривают:
1) как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;
2) как совокупность кредитно-финансовых институтов.
Кредитно-расчетные отношения связаны с движением ссудного капитала. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные средства и предоставляет их в ссуду. Основой кредитной системы являются банки [1].
Кредитно-финансовые институты подразделяются на:
- центральные банки;
- коммерческие банки;
- СКФИ [3].
ЦБ осуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы. КБ осуществляют операции по кредитованию за счет привлекаемых вкладов [2].
СКФИ включают банковские и небанковские организации (страховые, инвестиционные компании, сберегательные учреждения, Пенсионные фонды), они специализируются на отдельных видах кредитования [4].
Функции ЦБ:
- эмиссионная;
- аккумуляция и хранение кассовых резервов коммерческих банков;
- кредитование КБ;
- проведение денежно-кредитной политики;
- регулирование кредитной системы [1].
В большинстве стран (и в РФ) существует двухуровневая кредитная система, которую можно представить следующим образом:
1) Центральный (эмиссионный) банк;
2) коммерческие банки и кредитные организации [3].
Банки и банковские операции в любой стране являются основой функционирования экономики, поскольку через банки проходит подавляющее число расчетов и кредитных операций. В любой стране регулированию банковской сферы уделяется особое внимание: из-за проблем в банках страдают платежи других хозяйствующих субъектов, может начаться биржевая паника, изъятие вкладов и экономический кризис. Регулируется банковская деятельность ФЗ "О банках и банковской деятельности" [2].
II. Бюджетная система.
I.Для успешной реализации государственной финансовой политики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода необходимо в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов. Таким фондом и является бюджет [3].
Согласно определению, приведенному в Бюджетном кодексе РФ, государственный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления [3].
Воздействие государства на процесс воспроизводства состоит в том, что государственная власть должна создавать и поддерживать правовую и социально-экономическую среду для свободных граждан, а затем в этой среде учить их, лечить и защищать, поэтому централизация средств в распоряжении государства производится из соображений экономической целесообразности предоставления органами государственной власти соответствующего набора услуг населению [1].
Через государственный бюджет осуществляется перераспределение средств в следующих направлениях:
• перераспределение национального дохода через бюджет, вызванное наличием нерентабельных, но необходимых для государства отраслей (угледобыча, сельское хозяйство и т. п.),
• перераспределение средств между регионами, обусловленное различными климатическими условиями и специализацией регионов (особенно важно такое перераспределение в РФ),
• перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами [1].
Перераспределение средств между регионами может осуществляться следующими способами:
• в виде дотаций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов,
• в виде субвенций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия определенных целевых расходов,
• в виде субсидий, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов,
• в виде трансфертов, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе с целью выравнивания душевого дохода населения [4].
II.Бюджетная система в унитарных государствах включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты, в федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:
• государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет
центрального правительства),
• бюджеты членов федерации (в США – штатов, в Германии – земель, в Канаде – провинций),
• местные бюджеты [2].
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов четырех уровней:
• федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов,
• бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов,
• местные бюджеты,
• бюджеты муниципальных образований поселенческого типа [1].
Федеральный бюджет разрабатывается в форме федерального закона и утверждается высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием Российской Федерации. Федеральный бюджет представляет собой финансовый план страны в целом, в нем осуществляется перераспределение национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех граждан страны [3].
Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы РФ. Они принимаются в форме законов субъектов РФ и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности [1].
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления, либо в ином порядке, установленном уставами муниципальных образований [1].
Бюджетное устройство состоит из следующих элементов:
• принципы построения бюджетной системы,
• принципы и методы разграничения бюджетных полномочий,
• правила формирования и исполнения бюджетов,
• принципы организации межбюджетных отношений,
• система ответственности за нарушение бюджетного и налогового законодательства [3].
Тема 7. Финансовый контроль
Учебные вопросы:
Литература
1. Балабанов И.В. Финансы и государство / И.В. Балабанов. – Мн.: Экономика, 2007.
2. Евдокимова Л.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. – М., 2008.
3. Руденко В.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М., 2007.
4. Сергеев А.С. Финансы и право / А.С. Сергеев. – Мн: БГЭУ, 2008.
ФИНАНСЫ
Лекции
по дисциплине «Финансы»
для студентов направления подготовки бакалавров
38.03.01«Экономика»
всех форм обучения
Сарапул
Кафедра «Экономика и гуманитарные науки»
Составитель к.э.н., доцент Гайдай Наталья Викторовна
Рекомендовано на заседании кафедры «Экономика и гуманитарные науки»
протокол от 1 сентября 2014 г. № 9
Финансы: Лекции по дисциплине «Финансы»/ Составитель Гайдай Н.В. - Сарапул, 2014. – 14с.
тема 1. Общая характеристика дисциплины
«финансЫ»
Учебные вопросы:
I. Сущность и содержание категории «финансы».
II. Ролевые функции финансов.
I. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизированных и де-централизированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства [1].
Основные признаки финансов:
- денежные отношения между двумя субъектами, т. е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов);
- субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями;
- в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);
- регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата [1].
Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств [2].
II.Функции финансов:
1. Распределительная функция. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов.
2. Контрольная функция. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
3. Регулирующая функция. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.
4. Стабилизационная функция. Стабилизационная функция обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов [3].
Тема 2. Финансовая система
Учебные вопросы: