II. Ролевые функции финансов.

ФИНАНСЫ

Лекции

по дисциплине «Финансы»

для студентов направления подготовки бакалавров

38.03.01«Экономика»

всех форм обучения

Сарапул

Кафедра «Экономика и гуманитарные науки»

Составитель к.э.н., доцент Гайдай Наталья Викторовна

Рекомендовано на заседании кафедры «Экономика и гуманитарные науки»

протокол от 1 сентября 2014 г. № 9

Финансы: Лекции по дисциплине «Финансы»/ Составитель Гайдай Н.В. - Сарапул, 2014. – 14с.

тема 1. Общая характеристика дисциплины

«финансЫ»

Учебные вопросы:

I. Сущность и содержание категории «финансы».

II. Ролевые функции финансов.

I. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизированных и де-централизированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства [1].

Основные признаки финансов:

- денежные отношения между двумя субъектами, т. е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов);

- субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями;

- в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);

- регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата [1].

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств [2].

II.Функции финансов:

1. Распределительная функция. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов.

2. Контрольная функция. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

3. Регулирующая функция. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

4. Стабилизационная функция. Стабилизационная функция обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов [3].

Тема 2. Финансовая система

Учебные вопросы:

I. Звенья финансовой системы.

Тема 3. Финансовые ресурсы

Учебные вопросы:

I. Понятие финансовых ресурсов

Тема 4. Финансовый рынок

Учебные вопросы:

I. Понятие финансового рынка.

II. Кредитная система

Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов. Это обусловлено разным характером финансовых ресурсов, обслуживающих основной и оборотный капитал. На дененжном рынке обращаются средства, обеспечивающие движение краткосрочных ссуд. На рынке капиталов же происходит движение долгосрочных накоплений [4].

Внутри финансового рынка функционирует фондовый рынок. На нем объектом торговли выступают ценные бумаги, ценность которых должна определяться стоящими за ними активами. Рынок ценных бумаг обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов. Но ценные бумаги обслуживают лишь часть движения финансовых ресурсов (кроме них существуют еще внутрифирменные и межфирменные кредиты, прямые банковские ссуды и т.п.) [1].

Финансовый рынок состоит из двух частей- денежного рынка и рынка капиталов. Входящий же в его состав фондовый рынок является сегментом обоих этих рынков. Движение средств на финансовом рынке имеет направление от сберегателей к пользователям. Посредством финансового рынка может осуществляться перелив финансовых ресурсов из одних секторов экономики в другие. Всего выделяют 4 сектора: домохозяйства, коммерческие фирмы, государственный сектор и финансовые посредники. Большая часто капитала домашних хозяйств формируется за счет собственных средств. Именно здесь образуется основной избыток финансовых средств, направляемый на финансирование коммерческих фирм, государства и размещается в финансовых институтах (инвестиционные фонды, банки и т.д.). Наибольшую потребность в финансовых средствах испытывает крупнейший сектор – государство. Оно является крупнейшим заемщиком на финансовом рынке, но также выступает как крупнейший кредитор домохозяйств, коммерческих фирм и финансовых посредников. Имеет место и внутрисекторное движение средств. Однако эти денежные потоки “взаимопогашаются”, т.к. в конечном итоге сумма сбережений (финансовых активов) равна сумме инвестиций (финансовым обязательствам) [3].

Таким образом, фондовый рынок возникает из объективной необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов для предприятия, корпорации, государства. В то же время имеется ряд лиц (как юридических, так и физических), располагающих временно свободными денежными средствами. На фондовом рынке происходит купля-продажа финансовых средств. Фондовый рынок играет немалую роль в системе рыночных отношений, которую можно свести к следующим факторам:

1) привлечение свободных средств в виде инвестиций для развития производства;

2) обеспечение перелива капитала из затухающих отраслей в быстро прогрессирующие отрасли;

3) привлечение средств для покрытия дефицита бюджета;

4) генерация индикаторов, по которым можно оценить состояние экономики в целом;

5) влияние на изменение темпов инфляции [2].

II.Кредитную систему рассматривают:

1) как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;

2) как совокупность кредитно-финансовых институтов.

Кредитно-расчетные отношения связаны с движением ссудного капитала. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные средства и предоставляет их в ссуду. Основой кредитной системы являются банки [1].

Кредитно-финансовые институты подразделяются на:

- центральные банки;

- коммерческие банки;

- СКФИ [3].

ЦБ осуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы. КБ осуществляют операции по кредитованию за счет привлекаемых вкладов [2].

СКФИ включают банковские и небанковские организации (страховые, инвестиционные компании, сберегательные учреждения, Пенсионные фонды), они специализируются на отдельных видах кредитования [4].

Функции ЦБ:

- эмиссионная;

- аккумуляция и хранение кассовых резервов коммерческих банков;

- кредитование КБ;

- проведение денежно-кредитной политики;

- регулирование кредитной системы [1].

В большинстве стран (и в РФ) существует двухуровневая кредитная система, которую можно представить следующим образом:

1) Центральный (эмиссионный) банк;

2) коммерческие банки и кредитные организации [3].

Банки и банковские операции в любой стране являются основой функционирования экономики, поскольку через банки проходит подавляющее число расчетов и кредитных операций. В любой стране регулированию банковской сферы уделяется особое внимание: из-за проблем в банках страдают платежи других хозяйствующих субъектов, может начаться биржевая паника, изъятие вкладов и экономический кризис. Регулируется банковская деятельность ФЗ "О банках и банковской деятельности" [2].

II. Бюджетная система.

I.Для успешной реализации государственной финансовой политики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода необходимо в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов. Таким фондом и является бюджет [3].

Согласно определению, приведенному в Бюджетном кодексе РФ, государственный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления [3].

Воздействие государства на процесс воспроизводства состоит в том, что государственная власть должна создавать и поддерживать правовую и социально-экономическую среду для свободных граждан, а затем в этой среде учить их, лечить и защищать, поэтому централизация средств в распоряжении государства производится из соображений экономической целесообразности предоставления органами государственной власти соответствующего набора услуг населению [1].

Через государственный бюджет осуществляется перераспределение средств в следующих направлениях:

• перераспределение национального дохода через бюджет, вызванное наличием нерентабельных, но необходимых для государства отраслей (угледобыча, сельское хозяйство и т. п.),

• перераспределение средств между регионами, обусловленное различными климатическими условиями и специализацией регионов (особенно важно такое перераспределение в РФ),

• перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами [1].

Перераспределение средств между регионами может осуществляться следующими способами:

• в виде дотаций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов,

• в виде субвенций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия определенных целевых расходов,

• в виде субсидий, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов,

• в виде трансфертов, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе с целью выравнивания душевого дохода населения [4].

II.Бюджетная система в унитарных государствах включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты, в федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

• государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет

центрального правительства),

• бюджеты членов федерации (в США – штатов, в Германии – земель, в Канаде – провинций),

• местные бюджеты [2].

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов четырех уровней:

• федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов,

• бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов,

• местные бюджеты,

• бюджеты муниципальных образований поселенческого типа [1].

Федеральный бюджет разрабатывается в форме федерального закона и утверждается высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием Российской Федерации. Федеральный бюджет представляет собой финансовый план страны в целом, в нем осуществляется перераспределение национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех граждан страны [3].

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы РФ. Они принимаются в форме законов субъектов РФ и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности [1].

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления, либо в ином порядке, установленном уставами муниципальных образований [1].

Бюджетное устройство состоит из следующих элементов:

• принципы построения бюджетной системы,

• принципы и методы разграничения бюджетных полномочий,

• правила формирования и исполнения бюджетов,

• принципы организации межбюджетных отношений,

• система ответственности за нарушение бюджетного и налогового законодательства [3].

Тема 7. Финансовый контроль

Учебные вопросы:

Литература

1. Балабанов И.В. Финансы и государство / И.В. Балабанов. – Мн.: Экономика, 2007.

2. Евдокимова Л.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. – М., 2008.

3. Руденко В.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М., 2007.

4. Сергеев А.С. Финансы и право / А.С. Сергеев. – Мн: БГЭУ, 2008.

ФИНАНСЫ

Лекции

по дисциплине «Финансы»

для студентов направления подготовки бакалавров

38.03.01«Экономика»

всех форм обучения

Сарапул

Кафедра «Экономика и гуманитарные науки»

Составитель к.э.н., доцент Гайдай Наталья Викторовна

Рекомендовано на заседании кафедры «Экономика и гуманитарные науки»

протокол от 1 сентября 2014 г. № 9

Финансы: Лекции по дисциплине «Финансы»/ Составитель Гайдай Н.В. - Сарапул, 2014. – 14с.

тема 1. Общая характеристика дисциплины

«финансЫ»

Учебные вопросы:

I. Сущность и содержание категории «финансы».

II. Ролевые функции финансов.

I. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизированных и де-централизированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства [1].

Основные признаки финансов:

- денежные отношения между двумя субъектами, т. е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов);

- субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями;

- в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);

- регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата [1].

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств [2].

II.Функции финансов:

1. Распределительная функция. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов.

2. Контрольная функция. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

3. Регулирующая функция. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

4. Стабилизационная функция. Стабилизационная функция обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов [3].

Тема 2. Финансовая система

Учебные вопросы:

Наши рекомендации