Глава 1. Рыночный механизм. Четыре опоры.
Курсовая работа
на тему:
Недостатки рыночного механизма (market failures) и необходимость государственного регулирования экономики.
Студент: Бедретдинов Всеволод Русланович
Группа: ЭТ-101
Научный руководитель:
Исаев В. А.
Зав. кафедрой:
д.э.н. проф. Пономаренко Е.В.
Москва, 2015
Введение:
Рыночные отношения являются одним из старейших видов экономического взаимодействия. История рыночных отношений начинается с натурального обмена в первобытные времена и заканчивается электронными банковскими переводами нашего времени. Хоть и структура рынка претерпевает изменения, основа остаётся той же. Обмен, как основа экономических отношений, давно господствует на нашей планете. Зарождаются новые виды обмена, начиная от прямого обмена, человечество постепенно перешло к косвенному пересчёту, обменивая товары не на товар, а на новую введённую альтернативную единицу ценности товара, на данный момент существует 157 разных видов валют.
Содержание:
Оглавление
Глава 1. Рыночный механизм. Четыре опоры. 4
Рыночный механизм. 4
Спрос. 4
Предложение. 5
Цена. 5
Конкуренция. 5
Глава 2. Финансовые составляющие рынка. 6
Финансовый рынок. 6
Рынок ценных бумаг. 6
Глава 3. Недостатки рынка. 7
Минусы рынка. 7
Монополизм на рынке. 7
Производство общественных благ. 8
Слабость против внешнего воздействия. 9
Нерациональное использование ресурсов. 9
Неравномерная доступность благ. 10
Асимметричность информации. 10
Глава 4. Недостатки госрегулирования. 11
Асимметричность информации. 12
Проблемы в принятии политических решений. 12
Бюрократизм. 12
Непредсказуемость принятого решения. 13
Коррупция государственного аппарата. 13
Если говорить о статистике и конкретике: 13
Итог: 19
Обусловленность участия государства в рыночном механизме. 19
Список литературы: 21
Глава 1. Рыночный механизм. Четыре опоры.
Рыночный механизм.
Для убеждения в необходимости государственного регулирования, мы должны определить и раскрыть суть рыночного механизма, его преимущества и недостатки.
Что же такое рыночный механизм? – Рыночный механизм - это механизм распределения ресурсов, формирования цен на товары, взаимодействия субъектов рынка для установления равновесных цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, конкуренция и цена.
Основные элементы рыночного механизма:
Спрос.
Спрос – это общий термин, обозначающий желание потребителя купить тот или иной товар по определённый цене в выбранный момент времени на некоторой территории.
Можно выделить несколько видов спроса:
Сезонный – или нерегулярный, спрос, основанный на климатических условиях, времени суток или сезона года.
Формирующийся – спрос на товар новый, спрос стремительно набирающий свой объём.
Падающий спрос – явление уменьшения спроса на товар или услугу.
Так же хочется выделить такие виды спроса как:
Нерациональный – спрос на товары вредящие здоровье человека.
Отрицательный – спрос на товары или услуги не интересные (непотребные) большинству членов общества.
В рыночном механизме спрос является основой для стимуляции предложения.
Предложение.
Предложение – термин обозначающий желание предпринимателя продать тот или иной товар по выгодной ему цене.
Прежде всего, формируя предложение в условиях рынка, предприниматель думает о выгоде производства, устанавливая цену в соответствии с затратами на ресурсы и производство его товара.
Цена.
Цена – выражение ценности товара или услуги в денежном эквиваленте, заявленная предпринимателем. Эта величина зависит от таких факторов как: транспортные издержки и издержки производства, конечная номинальная стоимость товара или услуги не ценовые факторы - (ожидание потребителя, престиж и мода.) Не ценовые факторы так же оказывают влияние на цену товара, увеличивая или уменьшая цену товара. Один из факторов формирования цены в рыночных условиях является конкуренция производителей. Здесь уже появляются аналогичные и взаимозаменяющие товары
Конкуренция.
Конкуренция – противоборство производителей за спрос на их продукцию, основной механизм регуляции цены на рынке.
Таким образом, мы получаем целостную экономическую систему, которая способна функционировать и самообеспечивать себя, но современные условия требуют внешней регуляции со стороны государства. Но об этом мы поговорим в третьей главе.
В ходе подобной экономической деятельности появляются свободные финансы, чтобы распределять такие используется финансовый рынок.
Финансовый рынок.
Единого толкования понятия «финансовый рынок нет», но можно опереться на толкования экономистов.
И.Ю. Львов определяет это понятие как сферу «функционирования финансово-кредитного механизма».
Л.П. Белых говорит нам о том, что «Финансовые рынки – это общее обозначение тех рынков, на которых проявляются спрос и предложение на различные платежные средства».
Таким образом, определяя финансовый рынок, можно сказать о том, что он является рынком инвестиций. Эти инвестиции и помогают развитию производств, направленных на удовлетворение спроса, в непрерывной конкуренции с другими предпринимателями.
Для удобства инвестирования появился рынок ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг.
Ценная бумага на финансовой бирже – документ обозначающий владение долей предприятия и частью прав пользования.
Рынок ценных бумаг можно определить как систему экономических отношений и финансовых институтов, обеспечивающих движение свободных денежных ресурсов и инвестирование их путем выпуска ценных бумаг. Сбережения субъектов экономики выступают источником свободных денежных ресурсов. Сбережения образуются после осуществления всех обязательных выплат и удовлетворения текущих потребностей. Главным условием функционирования является временной промежуток, через который происходит мультипликационный эффект инвестиций. Существуют два вида инвесторов:
1) Кредиторы – используют свои сбережения для инвестиций.
2) Заёмщики – привлекают чужие инвестиции.
Подводя итог, можно подметить, что основная цель финансового рынка заключена как раз в развитии всё большего количества предприятий и усиления рынка, что приводит к укреплению рыночного механизма. Это говорит нам о том, что одним из плюсов рынка является способность к саморазвитию.
Глава 3. Недостатки рынка
Минусы рынка.
1) Монополизм на рынке.
2) Не способность производить общественные блага
3) Слабость против внешнего воздействия
4) Нерациональное использование ресурсов
5) Неравномерная доступность благ
6) Асимметричность информации
Монополизм на рынке.
Монополия – вид предприятия или объединение групп компаний, которые контролируют весь основной рынок, устраняя конкуренцию слабых производителей на рынке монопольной продукции. Монополия устанавливает абсолютное влияние на определённый товар, устанавливая свою цену и решая вопросы о количестве продукции. У покупателя не остаётся альтернативных продавцов, и он вынужден покупать товар у монополии, обеспечивая её тем самым завышенной прибылью.
В рыночной системе существует несколько видов монополий
1) Картель – договор компаний о совместной сбытовой деятельности
2) Концерн – взаимовыгодное объединение компаний для взаимопоставок
3) Синдикат – централизованное управление деятельностью предприятий
4) Чистая монополия – Абсолютная власть компании над производством
Чем вредны монополии?
- Глава монополии, заботясь о своей выгоде, увеличивает цену своего товара до максимального уровня, использует такое количество ресурсов, чтобы прибыль была максимальной, опять же всплывает нерациональность использования ресурсов.
Асимметричность информации.
Ассиметричная информация – явление, при котором определённая элита владеет большим количеством информации, нежели остальные участники экономических отношений. В рыночном механизме эта проблема актуальна следующим образом. Информация тоже товар, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени. Конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают полной информацией о ценах и перспективах развития производства. Но так как в условиях рынка возникают монополии и другие объединения, то не о какой равной доступности информации не может быть и речи.
Асимметричность информации.
Как ни странно, в государстве тоже существует проблема асимметричности информации. Она выражается в том, что от государственных учреждений не всегда поступает точная информация, это в большинстве своём связанно с человеческим фактором. Типичные ошибки искажают отчёт, и, в итоге, у государства составляется неверная картина событий. Так же существует проблема прогнозирования связанная с внешним влиянием других государств. Постоянная экономическая не стабильность напрягает экономистов нашей страны, в то время как министерство обороны считает сколько боевых машин нам требуется в обслуживании в сложившейся напряжённой ситуации.
Бюрократизм.
Основной проблемой в этой области опять же является человеческая натура, проблема основывается на неисполнительности или алчности государственных служащих, принятое государством решение может быть выполнено неверно (перевёрнуто в пользу чиновника) или не выполнено вообще. Личная выгода может взять верх над чувством вины и страхом перед возможным наказанием. Иначе говоря, человеческая деятельность в этой сфере может быть направлена не на установление экономической эффективности, а на продвижение личности кандидата.
Курсовая работа
на тему:
Недостатки рыночного механизма (market failures) и необходимость государственного регулирования экономики.
Студент: Бедретдинов Всеволод Русланович
Группа: ЭТ-101
Научный руководитель:
Исаев В. А.
Зав. кафедрой:
д.э.н. проф. Пономаренко Е.В.
Москва, 2015
Введение:
Рыночные отношения являются одним из старейших видов экономического взаимодействия. История рыночных отношений начинается с натурального обмена в первобытные времена и заканчивается электронными банковскими переводами нашего времени. Хоть и структура рынка претерпевает изменения, основа остаётся той же. Обмен, как основа экономических отношений, давно господствует на нашей планете. Зарождаются новые виды обмена, начиная от прямого обмена, человечество постепенно перешло к косвенному пересчёту, обменивая товары не на товар, а на новую введённую альтернативную единицу ценности товара, на данный момент существует 157 разных видов валют.
Содержание:
Оглавление
Глава 1. Рыночный механизм. Четыре опоры. 4
Рыночный механизм. 4
Спрос. 4
Предложение. 5
Цена. 5
Конкуренция. 5
Глава 2. Финансовые составляющие рынка. 6
Финансовый рынок. 6
Рынок ценных бумаг. 6
Глава 3. Недостатки рынка. 7
Минусы рынка. 7
Монополизм на рынке. 7
Производство общественных благ. 8
Слабость против внешнего воздействия. 9
Нерациональное использование ресурсов. 9
Неравномерная доступность благ. 10
Асимметричность информации. 10
Глава 4. Недостатки госрегулирования. 11
Асимметричность информации. 12
Проблемы в принятии политических решений. 12
Бюрократизм. 12
Непредсказуемость принятого решения. 13
Коррупция государственного аппарата. 13
Если говорить о статистике и конкретике: 13
Итог: 19
Обусловленность участия государства в рыночном механизме. 19
Список литературы: 21
Глава 1. Рыночный механизм. Четыре опоры.
Рыночный механизм.
Для убеждения в необходимости государственного регулирования, мы должны определить и раскрыть суть рыночного механизма, его преимущества и недостатки.
Что же такое рыночный механизм? – Рыночный механизм - это механизм распределения ресурсов, формирования цен на товары, взаимодействия субъектов рынка для установления равновесных цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, конкуренция и цена.
Основные элементы рыночного механизма:
Спрос.
Спрос – это общий термин, обозначающий желание потребителя купить тот или иной товар по определённый цене в выбранный момент времени на некоторой территории.
Можно выделить несколько видов спроса:
Сезонный – или нерегулярный, спрос, основанный на климатических условиях, времени суток или сезона года.
Формирующийся – спрос на товар новый, спрос стремительно набирающий свой объём.
Падающий спрос – явление уменьшения спроса на товар или услугу.
Так же хочется выделить такие виды спроса как:
Нерациональный – спрос на товары вредящие здоровье человека.
Отрицательный – спрос на товары или услуги не интересные (непотребные) большинству членов общества.
В рыночном механизме спрос является основой для стимуляции предложения.
Предложение.
Предложение – термин обозначающий желание предпринимателя продать тот или иной товар по выгодной ему цене.
Прежде всего, формируя предложение в условиях рынка, предприниматель думает о выгоде производства, устанавливая цену в соответствии с затратами на ресурсы и производство его товара.
Цена.
Цена – выражение ценности товара или услуги в денежном эквиваленте, заявленная предпринимателем. Эта величина зависит от таких факторов как: транспортные издержки и издержки производства, конечная номинальная стоимость товара или услуги не ценовые факторы - (ожидание потребителя, престиж и мода.) Не ценовые факторы так же оказывают влияние на цену товара, увеличивая или уменьшая цену товара. Один из факторов формирования цены в рыночных условиях является конкуренция производителей. Здесь уже появляются аналогичные и взаимозаменяющие товары
Конкуренция.
Конкуренция – противоборство производителей за спрос на их продукцию, основной механизм регуляции цены на рынке.
Таким образом, мы получаем целостную экономическую систему, которая способна функционировать и самообеспечивать себя, но современные условия требуют внешней регуляции со стороны государства. Но об этом мы поговорим в третьей главе.
В ходе подобной экономической деятельности появляются свободные финансы, чтобы распределять такие используется финансовый рынок.