Рассмотрим функции ретикулярной формации более подробно.

1. От организма к структурам головного мозга непрерывно стекается информация двух видов:

Первый вид касается иннервации и состояния внутренних органов и систем. Он поступает на ретикулярную формацию, где адаптируется и проходит далее. Подобная информация нужна для поддержания гомеостаза организма, носит обыденный характер и сопровождается моторными или гормональными ответами. К данному виду относит­ся тактильная, а также информация от многочисленных кожных рецепторов.

Второй вид информации относится к экстрасенсорному восприятию. Данная информация также проходит ретикулярную формацию, адаптируясь для восприятия в качестве энергетического воздействия. Она воспринимается не только оболочечными, чакровыми и биоэкранными структурами, но также через кончики пальцев рук, прохо­дя в виде энергетического импульса по проводящей нервной системе. Информация может поступать и непосредственно в мозжечок, где оценивается и трансформируется для лучшего узнавания. Далее она направляется на ретикулярную формацию, а затем к подкорковым центрам на уровне арсенальных структур и в гипоталамическую область для дальнейшей обработки и формирования ответной реакции.

2. Рассмотрим вторую функцию, связанную с узнаванием, на примере идентификации художественного произведения. Предположим, что на арсенальных структурах имеется определённый объём информации о творчестве конкретного художника и вообще о данном разделе искусства. Человек увидел картину. Если она имеет ярко выраженный энергетический фон, информация, доходя до зрительного перекрёстка, может выбить арсенальный фрагмент, взаимодействуя лишь с подчерепным энергококоном. Это может произойти двумя путями: через стабилизирующие оси (механизм рассмотрен ранее) или при взаимодействии подчерепного энергококона с блуждающими импульсами до востребования, циркулирующими по коре. Но, прежде всего, сам информационный поток, проходящий по зрительным трактам, воздействует своим фоном на мост, подготавливая тем самым энергетический потенциал ретику­лярной формации к приёму информации.

Рассмотрим процесс более подробно. Зрительная информация с перекрёстка, резони­руя с подчерепным энергококоном, вносит в последний информационный фрагмент.

Под­черепной кокон его не анализирует, а передаёт на любой свободный корковый блуждаю­щий импульс. В зависимости от специфических особенностей информации на импульсе в арсенале активизируется определённая программа, с которой срывается энергетичес­кий матричный элемент (сгусток) и поступает либо на стабилизирующие оси больших полушарий, либо переходит по внешнему полю ножек мозга на мост, а затем на ретику­лярную формацию. Ретикулярная формация приобретает энергофон, соответствующий полученной зрительной, а также активизированной ею арсенальной информации.

В обсуждаемом примере резонирует арсенальный информационный объём о конк­ретном художнике. Корковый блуждающий импульс с арсенальной программы, прока­тываясь по коре, собирает информационный комплекс «вообще о данном разделе ис­кусства» и посредством стабилизирующих осей доставляет информацию на ядерную зону гипоталамуса. Здесь задача будет решаться комплексно (механизм описан в гл. 6). Фрагмент информации, поступивший по зрительному тракту, либо сразу перемещает­ся на ромбовидную линзу как значимый, либо проходит весь путь обработки, попадая на полинуклеотидную матрицу. В процессе разрушения полинуклеотидной матрицы данный информационный фрагмент может отколоться и на нуклеотидной цепочке по­ступить на мост, а затем на ретикулярную формацию с определённой задержкой по времени. Если же он сразу попадёт на ромбовидную линзу в энергетической форме, то при обработке перейдёт на биохимический носитель, резервы которых имеет линза. В этом случае он приходит на ретикулярную формацию моментально.

В данной ситуации имеют значение как биохимическая, так и энергетическая со­ставляющие. Информационная микроцепь идёт на ретикулярную формацию не по не­рвным волокнам, а по поверхностным слоям мозговых структур. В области ретикуляр­ной формации наблюдается разность между энергофонами данной структуры и при­шедшего фрагмента, что заставляет пришедшую цепочку погрузиться вглубь этого об­разования. При этом происходит обмен информацией и качественные изменения арсе­нального сгустка. Распадаясь на более мелкие фрагменты, биохимическая составляю­щая информационной цепи может служить дополнительным энергоисточником для различных процессов:

Некоторые фрагменты могут присоединяться к гомологичному арсенально­му энергосгустку, забирая у него часть энергии и перераспределяя её впоследствии в других целях, отдельные же фрагменты сразу зацикливаются, становясь балластом, а их энергетический ингредиент используется как источник энергии для нужд рети­кулярной формации.

Образующиеся фрагменты могут подниматься в район четверохолмия и отда­вать здесь свою энергию, превращаясь далее в балласт.

Возможно также перемещение этих фрагментов к ножкам мозжечка. Здесь они отдают энергию для его нужд или спускаются в область ядерной зоны продолговатого мозга, пополняя энергией «станции», производящие нейромедиаторы.

Впоследствии модулированный зрительно-арсенальный энергосгусток возвраща­ется в арсенальные структуры. Этим не всегда заканчивается процесс опознавания. Об­работка активизированных программ может не завершиться даже при возвращении энергетической матрицы из ретикулярной формации. Если представление, существую­щее на арсенальной программе, полностью совпадает с увиденным, то есть художник и его картина известны, срывающийся энергосгусток ничем не отличается от возвратив­шегося. Это приводит к усилению энергетических звеньев активизированной програм­мы - процесс опознавания завершается.

Если же энергосгусток, поднимающийся из ретикулярной формации, достаточно сильно отличается от исходной программы, то процесс опознавания продолжается на уровне арсенальных структур. Корковые блуждающие импульсы разносят пришедшую информацию по другим программам. Как только они находят программу, соответству­ющую пришедшей информации, происходит узнавание и далее, с помощью другого механизма, возникает фиксированная мысль типа: «...да, это не Суриков, это Айвазов­ский». Мысль о том, что данный художник человеку не известен («я его не знаю...») зарождается на уровне стабилизирующих осей из-за несоответствия с имеющейся на программах информацией.

Процесс узнавания может затрагивать и комплекс «стабилизирующие оси - лим­бическая система» (см. гл. 6). Комплекс может самостоятельно решать проблему узна­вания на энергетическом уровне. При этом он достраивает активизированные арсеналь­ные программы с учётом зрительно-арсенального фрагмента на ретикулярной форма­ции. Приходящие на ретикулярную формацию биохимические микроцепи имеют соб­ственный энергофон. Он может повлиять на эмоциональный фон, индуцированный лим­бической системой в той же степени, как и последняя - на зрительно-арсенальный фраг­мент. Взаимодействуя друг с другом, эти структуры могут как дополнять, так и иска­жать информацию.

При обработке на ромбовидной линзе поступившей зрительной информации на ретикулярную формацию могут поступать несколько аналогичных фрагментов. Допус­тим, что на ретикулярную формацию пришли две почти одинаковых информационных цепочки. Если первая видоизменила арсенальный комплекс, то вторая, не находя себе применения, поднимется на четверохолмие.

Ретикулярная формация может адаптировать информацию и для программ моз­жечка. Информация от спинного мозга поступает достаточно эпизодично. Иногда, например, в периоды выздоровления после больших травм, некоторые программы мозжечка видоизменяются, отражая информацию о морфологических и энергети­ческих дефектах. На ретикулярной формации могут также происходить адаптация и поступление информации с временных осей на мозжечок. Если этого не происхо­дит непосредственно, то ретикулярная формация, как более тонкая структура, реа­гирует на энергетические следы временных осей. Она преобразует эту энергетику, формируя микроимпульсы, поступающие на программы мозжечка. Функция адаптации ретикулярной формацией сигналов для лимбической систе­мы рассмотрена в предыдущей главе.

Для ретикулярной формации характерны также защитные функции. Она способ­на блокировать большие объёмы информации, поступающие из арсенальных структур на ядра продолговатого мозга. Это может наблюдаться при массовом «срыве» инфор­мации с корковых структур или в результате работы зрительного или слухового комп­лекса. Рассмотрим две таких ситуации.

4.1. Допустим, наблюдается торможение в результате поступления массивного бло­ка информации при проведении математических вычислений. Громоздкие вычисле­ния приводят к перегрузке арсенальных структур из-за высокой энергетической насы­щенности данных процессов. Хотя сама по себе эта информация не может нанести ущерба структурам, расположенным ниже арсенала памяти, её энергетическое воздействие может быть вредным как для ядер продолговатого мозга, так и для других функцио­нальных единиц. Чтобы не допустить перегрузки этих морфологических образований, ретикулярная формация препятствует дальнейшему распространению подобной инфор­мации.

Подобное действие оказывает экстремальная зрительная и слуховая информация, например, скрежет шин тормозящего вблизи автомобиля. Хотя в этом случае ретику­лярная формация чаще оказывается «пробитой», и информационный «вал» обрушива­ется на ядра продолговатого и спинного мозга, вызывая активные моторные и гормо­нальные реакции.

Достаточно часто в арсенальных структурах накапливается много однородной информации. Она может реализоваться различными путями: построением новых про­грамм, образованием дополнительных импульсов или их распределением по различ­ным уровням головного мозга. Информация может перейти по ножкам продолговатого мозга и, «прошивая» ретикулярную формацию, воздействовать на ядра подчерепных нервов.

Это происходит, например, когда какая-нибудь идея долго осмысливалась и, наконец, реализовалась. Если по кредовым параметрам она руководила человеком в последнее время, то энергетический слепок её арсенального комплекса может «сорвать­ся» и по корковым и подкорковым путям попасть на ножки продолговатого мозга. Здесь он будет влиять на ядерную зону этой структуры. Как правило, ретикулярная форма­ция блокирует дальнейшее продвижения этой информации. В противном случае воз­можны сбои дыхания, учащённое сердцебиение или немотивированная двигательная активность.

Ретикулярная формация продуцирует нейрогормоны, выделяющиеся под воздействием слуховой и зрительной информации, но не моментально, а при её обработке на ромбовидной линзе. Воздействуя на двигательные ядра продолговатого мозга, они обеспечивают двигательные реакции организма в целом. Реакции корковых структур на данную информацию более всего выражены во время сна.

Информация, проходящая через ромбовидную линзу, воздействует на процессы сна, корковые энергетические сигналы и арсенальные структуры. Один из фрагментов этого влияния - информационные комплексы, проходящие через ромбовидную линзу и отражающие специфику данного сна. Ромбовидная линза не является здесь централь­ным звеном, а выступает лишь в роли пускового механизма. Доминирующая информа­ция полинуклеотидной матрицы, находясь в довольно гомологичном энергетическом поле сновидения, в процессе обработки на ромбовидной линзе попадает на ретикуляр­ную формацию. Здесь она инициирует образование определённого вида гормонов или проходит на лежащие ниже структуры, вызывая следующие действия:

а) моторные проявления, к которым относятся не только движения во сне, имитирующие, например, бег, но и учащение пульса или частоты дыхания.

б) активизирует фрагменты мозжечковых программ, связанных с координацией
движений. Передача сигнала идёт, в основном, по мозговым структурам, а не через
синапсы. Данный процесс может осуществляться как на энергетических, так и на биохимических носителях.

6. Ретикулярная формация под действием комплекса «мозжечок - временные оси» способна воздействовать на отходящие пути, блокируя или создавая вокруг них энергетические поля, что может проявляться в виде чувства страха или агрессии. Этот механизм запускает цепную реакцию, при которой организм отключает кору больших полушарий, функционируя далее только рефлекторно. Рассмотрим два варианта проявле­ния этой функции.

Первый вариант.

Комплекс «мозжечок - временные оси - ретикулярная форма­ция» может стать источником агрессии.

Наши рекомендации