Правовая и налоговая среда управления финансами
В своей деятельности планово-экономический отдел руководствуется Конституцией РФ, Налоговым кодексом, Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, законодательством.
ООО «СУ В.С.Т.» платит как прямые, так и косвенные налоги.
Прямые налоги:
1. Налог на прибыль. Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Объектом налогообложения является валовая прибыль, уменьшенная (или увеличенная) в соответствии с положениями Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Налог на прибыль в настоящее время для предприятия составляет 22%.
2. Единый социальный налог
Косвенные налоги:
1. Налог на добавленную стоимость. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. От НДС освобождены экспортируемые товары.
2. Налог на имущество.
В 2005 году начислено в бюджет платежей 986 тыс. руб., в том числе налог на прибыль 206 тыс. руб.
Информационное обеспечение финансового менеджмента
Информационное обеспечения процесса информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности предприятия. Его основу составляет информационная база, в который входят пять укрупнённых блоков (рис. 1).
Рис. 1 Структура информационной базы процесса управления финансами
Сведения регулятивно-правового характера включают в себя законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, определяющие правовую основу финансовых институтов, рынка ценных бумаг (например, закон «О рынке ценных бумаг» и т. д.). Все представленные документы носят обязательный характер для исполнения.
К финансовым сведениям нормативно-правового характера относятся нормативные документы государственных органов (Министерства финансов РФ, Банка России и др.) и различных финансовых институтов, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка медицинских инструментов.
Следующей информационной базой финансового менеджмента является бухгалтерская отчётность. Бухгалтерская отчётность в условиях рынка является наиболее информативным и надёжным источником, характеризующим имущественное и финансовое положение предприятия.
Система подготовки и представления статистических данных имеет очень большое значение для становления и развития рыночных отношений. Предприятием составляются сведения финансового характера, которые публикуются Комитетом по статистике РТ.
Несистемные данные включают в себя сведения, которые не имеют непосредственного отношения к информации финансового характера – официальная статистика, данные аудиторских компаний, внутренняя и внешняя отчётность управленческого аппарата предприятия.
Распределение прибыли
За счёт полученной прибыли ежегодно пополняется резервный фонд предприятия на указанную в бухгалтерском балансе. Сумма резерва составляет 10 тыс. руб. За счёт резервного капитала покрываются непредвиденные расходы, например, наступает срок выплаты краткосрочных обязательств.
Дивидендная политика ООО «СУ В.С.Т.» существенно влияет на размер привлекаемых предприятием внешних источников финансирования.
В состав операционных доходов и операционных расходов включаются доходы и расходы от выбытия основных средств, от выбытия иных активов, от прочих видов деятельности (продажа покупных товаров). Так же включаются расходы по уплате процентов за пользование кредитами и заемными средствами для финансирования текущей производственной деятельности. налог на имущество предприятия;
Состав внереализационных расходов:
· возмещение причиненных третьим лицам убытков;
· курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте;
· сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);
· потери от простоев по внешним причинам (не компенсируемые виновниками);
· убытки по операциям с тарой;
· убытки от выбытия и прочего списания основных средств и иных активов ввиду непригодности к дальнейшей эксплуатации, морального износа, передачи по договору дарения;
· суммовые разницы, возникающие в связи с погашением задолженностей по полученным кредитам, полученным и выданным займам.
За 2004 год ООО «СУ В.С.Т.» имела чистую прибыль 16 тыс. руб. В связи с тем, что размер прибыли небольшой, данная прибыль была направлена на отложенные налоговые обязательства. Объем полученной прибыли не позволяет ни формировать какие-либо запасы, направлять на какие-либо инвестиционные цели и т.д. По истечении же 2005 года ООО «СУ В.С.Т.» получился убыток в размере 157 тыс. руб.
Таким образом, резервы предстоящих расходов и платежей по сомнительным долгам, ремонтный фонд, резервы под снижение стоимости материальных ценностей не формируются.
Краткосрочные финансовые вложения были в 2003 году, в 2004 и в 2005 году.
В соответствии с учетной политикой предприятия амортизация объектов основных средств начисляется линейным способом.
Для основных средств, введенных в эксплуатацию после 01/01/01 года устанавливаются сроки полезного использования, которые определятся на основании классификации утвержденной правительством РФ: 1 группа – 13 месяцев, 2 группа – 25 месяцев, 3 группа – 37 месяцев, 4 группа – 61 месяц, 5 группа – 85 месяцев и т.д.
Остатки готовой строительной продукции на конец отчётного периода оцениваются по фактической себестоимости.
В целях начисления НДС установлен метод определения выручки от реализации по мере ее оплаты (при безналичных расчетах – по мере поступления средств за товары) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами – по поступлению средств в кассу.
Осуществляется учет реализации готовой продукции, товаров, услуг на момент перехода права собственности.
Система управленческого учета на предприятия налажена в системе бюджетирования, которая осуществляется в планово-экономическом отделе. Бюджетодержатели каждого центра финансовой ответственности предоставляют информацию в планово-экономический отдел, где в дальнейшем вся полученная информация сводится в бюджеты различных видов, так и формируется вся необходимая управленческая информация, на основе которой затем принимаются важные решения для фирмы.
Финансовое планирование и бюджетирование в системе финансового менеджмента
В рамках финансового планирования на ООО «СУ В.С.Т.» разрабатывается финансовый план. Финансовый план ООО «СУ В.С.Т.» представляет собой документ, который характеризует способ достижения финансовых целей предприятия и увязывает доходы и расходы.
Предприятие применяет только один тип финансового планирования – краткосрочное планирование. Долгосрочные финансовые планы ООО «СУ В.С.Т.» не составляет и это является большим минусом в деятельности всего предприятия, поскольку долгосрочные планы позволяют определить темпы расширения предприятия с позиции финансовой устойчивости. Краткосрочные планы же обеспечивают постоянную платёжеспособность предприятия.
На ООО «СУ В.С.Т.» существует два вида краткосрочного планирования:
· помесячное;
· годовое.
Годовое планирование также относится к краткосрочному планированию.
Для более эффективного финансового менеджмента на предприятии должны составляться краткосрочные и долгосрочные финансовые планы. Поскольку составление финансового плана – достаточно сложный процесс как по своей структуре, так и по содержанию, для его разработки требуются усилия не только работников финансового отдела, но и других подразделений. А это ещё раз подчёркивает необходимость в найме персонала в области финансового менеджмента.
В ООО «СУ В.С.Т.» применяется процедура бюджетирования, которая представляет собой процесс построения системы взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов в кратко- и долгосрочной перспективе.
Процедура бюджетирования начинается с того, что отдел снабжения, в числах 17-18 каждого месяца, дает информацию в ПЭО о трансфертных ценах на все виды сырья. Затем происходит наблюдение за ценами на сырье (если цены выросли/ снизились, то рассчитывают маржу на сырьё с учетом этих изменений). При изменении маржи на сырьё собирается «ценовой комитет», который состоит из: ПТО и ПЭО. «Ценовой комитет» проводит четырех этапов:
1 этап. ПЭО проводит мониторинг цен аналогичных фирм, цены анализируются и определяют повышать или понижать цены на свою строительную продукцию.
2 этап. ПТО определяет смогут ли произвести при данных условиях этот объем продукции (составляется производственный план, который утверждается Генеральным директором ООО СФ «РАФФ+»).
3 этап. После одобрения Генеральным директором производственного плана ПЭО составляет план продаж.
4 этап. ПЭО составляет финансовый план (бюджет) на следующий месяц.
ПЭО ООО «СУ В.С.Т.» разработан документ «бюджетного планирования и контроля» - документ.
Общие положения:
В данном документе содержится полное описание организации бюджетного планирования на ООО «СУ В.С.Т.». Документ определяет цели бюджетного планирования, полномочия и роли подразделений в данном процессе, временные границы осуществления отдельных процедур и этапов, форматы использующихся ключевых документов.
Для более полного представления об организации системы бюджетирования приведём следующие термины и определения, которые непосредственно имеются и в документе:
Центр ответственности (ЦО). Центром ответственности называется подразделение фирмы (не обязательно организационно оформленное), возглавляемое руководителем, который несет персональную ответственность за доходы и расходы подразделения. На уровне центра ответственности осуществляется также группировка финансовой информации о данных доходах и расходах.
План. Планами называется документы строго установленной формы, содержащие информацию о ключевых параметрах деятельности отдельных подразделений и ООО «СУ В.С.Т.» в целом. Планы могут содержать информацию, как в денежном, так и неденежном выражении.
Бюджет центра ответственности. Документ строго установленной формы, содержащий информации о доходах и (или) расходах (затратах) центра ответственности в плановом периоде. После утверждения бюджет представляет собой обязательство бюджетодержателя перед руководством общества и ПЭО. Бюджет содержит информацию только в денежном выражении.
Трансфертная цена. Под трансфертными ценами понимаются условные внутренние цены, по которым подразделения оказывают друг другу услуги, или передают продукцию внутри общества.
Бюджетодержатель. Руководитель центра ответственности, полностью отвечающий за деятельность центра ответственности в рамках процесса бюджетного планирования и контроля. Бюджетодержатель несет персональную ответственность за исполнение бюджета центра ответственности перед руководством Общества и ПЭО.
Финансовая деятельность. Финансовая деятельность включает в себя операции фирмы с кредитными ресурсами и ценными бумагами.
Обязательные административные расходы. Постоянные расходы подразделений Общества, величина которых не зависит от степени эффективности деятельности ЦО (расходы на охрану, абонентское телефонное информационное обслуживание и т.д.)
Дополнительные административные расходы. Прочие расходы подразделений заводоуправления Общества.
Общая концепция бюджетного планирования:
Цели бюджетного процесса:
Основными назначением бюджетного процесса является повышение предсказуемости деятельности ООО «СУ В.С.Т.», создание инструмента управления его прибыльностью и ликвидностью.
Целями бюджетного процесса являются:
· оценка будущей прибыльности Общества в плановом периоде и определение набора действий, которые должны предпринять подразделения для достижения запланированного уровня рентабельности;
· координация действий и мероприятий отдельных подразделений;
· балансирование денежных поступлений и платежей Общества;
· информирование руководителей подразделений о том, какие результаты ожидаются высшим руководством от деятельности возглавляемых ими подразделений;
· точное определение величины расходов, которые могут быть осуществлены подразделениями для достижения поставленных перед ними целей;
· получение со стороны руководителей подразделений четких и ясных финансовых обязательств, на основании которых затем оцениваются результаты их работы;
Участники бюджетного процесса:
Роли и функции участников процесса бюджетного планирования значительно различаются. Основными участниками на каждой стадии бюджетного процесса являются:
1. руководство Общества в лице Генерального директора и Исполнительного директора;
2. планово-экономический отдел;
3. производственно-технический отдел;
4. центры ответственности;
5. бюджетодержатели.
Центры ответственности:
Для поддержки эффективного функционирования процесса бюджетного планирования и контроля в Обществе выделяются следующие центры ответственности:
Служба снабжения. Включает в себя отдел обеспечения основного производства сырьем и материалами и материально-технического обеспечения.
Производственно-технический отдел. Включает в себя производственно-технический отдел.
Отделы Общества. К отделам Общества относятся хозяйственный отдел, юридический отдел, отдела кадров, бухгалтерия, ПЭО, ПТО, проектно-сметная группа, диспетчерская служба.
В рамках процесса бюджетного планирования центры ответственности обязаны:
· разрабатывать планы своей деятельности в соответствии со сроками, предусмотренными Положением;
· полностью руководствоваться при составлении планов целевыми установками руководства ООО «СУ В.С.Т.» в соответствии с Положением;
· представлять финансовую информацию о планах своей деятельности в форматах, разработанных ПЭО;
· предоставлять необходимую подтверждающую информацию и дополнительное обоснование при подготовке планов по запросу ПЭО;
· следовать указаниям ПЭО при проведении корректировки плана;
· разрабатывать бюджет своей деятельности в соответствии со скорректированным планом, в форматах, разработанных ПЭО;
· представлять бюджеты для обсуждения в соответствии со сроками, предусмотренными Положением;
· прилагать максимальные усилия для выполнения бюджета.
Руководство в лице генерального директора:
· утверждают документы, определяющие процесс бюджетного планирования и контроля;
· формируют целевые установки бюджетного процесса планового периода;
· принимают решение о корректировке планов и предварительных бюджетов;
· утверждают планы и бюджеты ЦО и фирмы в целом.
Бюджетодержатели в рамках процесса бюджетного планирования выполняют следующие функции:
· представляют в полном объеме интересы центра ответственности при обсуждении планов и бюджетов с ПЭО и ПТО, руководством ООО «СУ В.С.Т.» и другими центрами ответственности;
· отвечают за всю деятельность, связанную с подготовкой, обсуждением, корректировкой и утверждением плана деятельности и бюджета соответствующего центра ответственности,
· несут персональную ответственность за правильность и неискаженность, представляемой информации о деятельности центра ответственности в рамках процесса бюджетного планирования;
· несут персональную ответственность за исполнение бюджета.
Назначение бюджетодержателей происходит раз в квартал Генеральным директором фирмы с учетом рекомендаций ПЭО.
ПЭО в рамках процесса бюджетного планирования:
· помогает высшему руководству устанавливать целевые показатели деятельности для центров ответственности;
· разрабатывает необходимые форматы и вспомогательные документы для подготовки бюджетов подразделениями;
· разрабатывает инструкции и дает необходимые консультации по вопросам подготовки бюджетов и в случае необходимости оказывает методологическую помощь при формировании бюджетов;
· обеспечивает подразделения финансово-экономической информацией, необходимой для подготовки планов и бюджетов, предусмотренных данным Положением;
· обеспечивает необходимый обмен финансовой информацией между подразделениями при подготовке планов и бюджетов;
· анализирует планы деятельности подразделений в рамках бюджетного процесса и вносит необходимые корректировки;
· анализирует фактические результаты исполнения бюджетов по сравнению с запланированными и представляет соответствующие отчеты для руководства Общества;
· контролирует правильность подготовки финансовой информации о фактическом исполнении бюджета сотрудниками бухгалтерии;
· обеспечивает интегрированность форм отчетности в бюджетном процессе;
· контролирует полное отражение всех доходов, расходов и затрат, осуществляемых подразделениями Общества в бюджетном процессе;
· урегулирует возникающие споры между подразделениями в ходе бюджетного процесса и является арбитром в этих спорах;
· устанавливает трансфертные цены, используемые в бюджетном процессе, а также определяет порядок и методологию их расчетов;
· в установленные Положением сроки рассчитывает в денежном выражении план производственной деятельности и план расходов на оплату труда.
Виды бюджетов и их содержание
Набор бюджетов, формируемых в Обществе, охватывает всю основную, финансовую и инвестиционную деятельность ООО «СУ В.С.Т.».
Процесс бюджетного планирования предусматривает функционирование и использование на фирме двух видов бюджетов — (I) бюджеты центров ответственности и (II) бюджеты, отражающие деятельность предприятия в целом.