Неоговоренное заимствование чужих мыслей снижает качество курсовой работы. Списанная работа или ее часть трактуется как присвоение чужого авторства (плагиат).
В процессе подбора литературы студенту полезно создавать собственную электронную базу данных (БД) литературных источников. На каждый научный источник создается запись в БД, в которой последовательно указываются: автор(ы), название книги (статьи), название издательства (для статей - название периодического издания или сборника статей), год издания (для журнальных статей также указывается номер журнала). Запись БД может включать аннотацию, отражающую краткое содержание источника информации. В БД целесообразно включать все научные источники по теме курсовой работы, изданные за последние 5 лет, и инструкции последних изданий.
Конспектируя отобранную литературу, следует заранее продумать, в какой части курсовой работы будет использован тот или иной материал. Специальный подбор и систематизация выписок, накапливаемых в ходе работы над литературой, позволяют более глубоко и всесторонне раскрывать содержание исследуемой темы.
Важным моментом при выполнении курсовой работы является внимательное и творческое изучение нормативных правовых документов по вопросам осуществления хозяйственной деятельности исследуемой организации, учета, контроля и отчетности, а также инструктивных материалов ее вышестоящей организации.
Нормативные правовые документы студенты могут использовать из электронных ресурсов:
- «ЭТАЛОН – Беларусь» - банк данных правовой информации «Законодательство Республики Беларусь» (Национальный центр правовой информации Республики Беларусь);
- «Бизнес – Инфо» - аналитическая правовая система (ООО «Профессиональные правовые системы»);
- «КонсультантПлюс : Беларусь» - справочная правовая система (ООО «ЮрСпектр»);
- «ЭКСПЕРТ» – информационно - правовая система по законодательству Республики Беларусь (ОДО «Экспертцентр»).
Кроме литературных источников, информационной основой курсовой работы являются данные отчетности исследуемой организации. При сборе фактического материала студент должен выбрать ту информацию, которая позволит выполнить качественный анализ предмета исследования.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Разработку содержания выбранной темы курсовой работы необходимо осуществлять в соответствии с утвержденным планом. При всем разнообразии индивидуальных подходов к выполнению курсовой работы необходимо выделить ее следующую типичную структуру:
- титульный лист;
- задание по курсовому проектированию;
- содержание;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей курсовой работы и включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
В верхней части титульного листа приводятся наименования министерства, учреждения образования и выпускающей кафедры, которые печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с выравниванием по центру и отделяют друг от друга одной строкой.
Наименование работы (КУРСОВАЯ РАБОТА) располагается по центру титульного листа и печатается прописными буквами полужирным шрифтом, с размером 16 пт, с выравниванием по ширине. Через одну строку после наименования работы указывается наименование дисциплины, а на следующей строке − название темы курсовой работы строчными буквами (кроме первой прописной), полужирным шрифтом, с размером 14 пт.
После наименования темы курсовой работы через 2 строки приводятся сведения об авторе работы (с указанием экономического или заочного факультета в соответствии с формой обучения студента) и научном руководителе (с интервалом между ними в 1 строку печатного текста).
На предпоследней и последней строке титульного листа указывается место издания курсовой работы и год, который должен соответствовать году защиты курсовой работы.
Образец оформления титульного листа приведен в приложении Б.
Задание по курсовому проектированию
Задание является второй и третьей страницами курсовой работы, выдается научным руководителем после утверждения темы. Задание подписывается студентом, научным руководителем курсовой работы и утверждается заведующим кафедрой. В нем указывается факультет (экономический или заочный в соответствии с формой обучения студента), тема курсовой работы, дата выдачи задания и срок сдачи студентом законченной работы, перечень подлежащих разработке вопросов, календарный график выполнения работы.
Образец заполненного бланка задания по курсовому проектированию приведен в приложении В.
Содержание
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. Заголовки в содержании должны точно повторять заголовки в тексте работы.
Названия структурных частей, перечисленных в содержании, печатают строчными буквами с первой прописной, выравнивая текст по левому краю, без отточия до указанного номера страницы.
Содержание приводится вначале, так как это предоставляет возможность сразу увидеть структуру работы.
Введение
Во введении работы дается обоснование выбора темы, характеризуется ее актуальность и значение, формулируются цель и задачи исследования, отмечается научная новизна положений, их практическая и теоретическая значимость. Кроме того, во введении указываются объект, предмет, методы исследования, его временной лаг (период) и информационная база; даются отдельные пояснения к содержанию курсовой работы: чем обусловлена принятая структура, почему ограничен круг исследуемых вопросов и др.
Актуальность – одно из основных требований, предъявляемых к курсовой работе, под которым понимают научную и (или) практическую своевременность (современность) выбранной темы. Значимостьпредполагаетважность темы для экономики организации.
Цель курсовой работы по своему содержанию опирается на обоснование актуальности ее темы и характеризует ее конечный итог. Не рекомендуется формулировать цель как «исследование…», «изучение…», так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.
Исходя из путей достижения цели курсовой работы, определяются ее задачи (не более пяти). Формулировать задачи необходимо тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов курсовой работы (заголовки разделов и подразделов, по сути, определяются задачами работы). При этом следует использовать глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «исследовать», «проанализировать», «выявить», «представить», «обосновать» и др.
Далее определяются объект и предмет исследования. Например: объект исследования – конкретная коммерческая организация, предмет исследования –себестоимость продукции, товаров, работ, услуг.
Введение должно быть объемом 2 − 3 страницы печатного текста. Целесообразно предварительный вариант введения написать перед созданием основной части работы. Окончательный же его вариант необходимо исполнить после полного завершения основной части и заключения курсовой работы.
Основная часть
Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Здесь излагается ход исследования, формулируются его результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются последовательность, доказательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.
Как правило, основная часть курсовой работы должна содержать три основных раздела, которые, в свою очередь, делятся на подразделы, пункты, подпункты. Обязательными для курсовой работы являются логическая связь между разделами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы. Логичность построения и последовательность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждый раздел и подраздел курсовой работы имеют определенное целевое назначение и являются базой для последующего.
Теоретическая часть
Первый раздел основной части курсовой работы выполняется на основании изучения литературных источников по теме исследования. Он носит теоретический характер и предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
- определение понятий и категорий, составляющих основу предмета исследования;
- изучение состава и структуры предмета исследования (если это целесообразно) и возможных классификаций его элементов по известным признакам;
- характеристику и порядок расчета (с приведением необходимых формул) основных показателей наличия, движения, уровня использования и т. д., предмета исследования;
- цели, задачи и основные направления анализа предмета исследования, источники информации для его проведения;
- непосредственно методику анализа предмета исследования, выбранную автором для выполнения курсовой работы. При этом особое внимание следует уделить факторным моделям, которые автор предполагает использовать для проведения исследования на примере конкретной организации.
Например, в теме «Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)» при рассмотрении вопроса «Анализ затрат на рубль товарной продукции» могут быть описаны несколько из выбранных факторных моделей:
а) классическая трехфакторная модель изменения затрат на 1 рубль:
- за счет изменения структуры продукции;
- за счет изменения себестоимости отдельных видов продукции;
- за счет изменения цен на продукцию;
б) четырехфакторная модель, предполагающая оценку таких факторов, как:
- изменение прямых материальных затрат;
- изменение прямых трудовых затрат;
- изменение затрат на обслуживание и управление производством;
- изменение прочих затрат;
в) пятифакторная модель, предполагающая оценку влияния на изменение затрат на 1 рубль продукции:
- объема выпуска товарной продукции;
- структуры товарной продукции;
- уровня переменных затрат на единицу продукции;
- уровня постоянных затрат на производство и реализацию продукции;
- изменения уровня отпускных цен на продукцию;
г) другие факторные модели, степень детализации которых при их практическом применении определяет автор с учетом наличия исходной информации в конкретной исследуемой организации.
Не допускается механическое изложение точек зрения различных авторов по методике проведения анализа предмета исследования без дискуссии и без формирования обоснованной собственной позиции студента.
При рассмотрении теоретических аспектов курсовой работы могут применяться различные схемы, рисунки, сравнительные таблицы, с помощью которых материал излагается более компактно и наглядно.
Все формулы, которые будут использоваться в курсовой работе для выполнения расчетов, необходимо привести в первом разделе (кроме способов детерминированного факторного анализа). При этом не допускается в формулах указывать термины в виде полных слов. Следует вводить их обозначения, а после формулы приводить расшифровку. Например:
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) рассчитывается по следующей формуле:
Ктл = КА / КО (1.1)
где КА – краткосрочные активы, млн. руб.;
КО – краткосрочные обязательства, млн. руб.
Т. о., теоретическая часть является результатом работы студента с литературными источниками в соответствии с целью и задачами курсовой работы. Объем первого раздела должен составлять 10 − 15 страниц печатного текста.
Аналитическая часть
Второй раздел представляет собой аналитическую часть курсовой работы, основанную на фактических данных исследуемой организации. Он включает несколько подразделов, в которых выполняются необходимые расчеты согласно изложенной автором в первом разделе курсовой работы методике анализа предмета исследования.
Цифровой материал курсовой работы оформляют в виде таблиц. Их следует располагать непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые. Для наглядного представления характеристик объектов исследования, полученных данных анализа, выявленных закономерностей можно использовать иллюстрации (рисунки, схемы, диаграммы, графики). Однаконе допускается одни и те же результаты представлять в виде иллюстрации и таблицы.
В первом подразделе аналитической части необходимо указать полное наименование, год создания исследуемой организации, форму собственности, виды экономической деятельности; провести анализ динамики основных технико - экономических показателей исследуемой организации за последние два года в виде таблицы. Например:
Таблица 2.1 – Анализ динамики основных технико-экономических