Эфф-ть контроля: методологич подходы к определению.
Контроль — объективное явл в эк жизни общества, а в сфере упр-ния фин ср-вами — неотъемлемая часть системы регулир фин отношениями. Для достижения упр-нием поставл целей обязательным явл орг-ция эфф к-ля.
Главное усл эфф-ти фин к-ля – обеспеч доступа к любой необходимой информации о реальном состоянии или действии контролируемого объекта.
Эфф-ть контроля связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деят-ть. Без регламентации и прим-ния типовых решений в типовой ситуации контрольная орг-ция не сможет работать слаженно во всех ее звеньях. Насколько деят-ть подчинена четкому регламенту – настолько можно ожидать от нее успеха.
Соответствие делу | чтобы быть эфф, контроль должен соотв-ть контролируемому виду деят-ти; объективно измерять и оценивать то, что важно. Неподходящий механизм контроля может маскировать, а не собирать критич важную инф-цию |
Ориентация на результаты | Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы эти самоочевидные средства контроля не заняли более важного места, чем подлинные цели организации. |
Своевременность | своевременность контроля заключ во временном интервале между проведением измерений или оценок, кот адекватно соответствует контролируемому явл. Значение наиб подходящ временного интервала такого рода опр-ся с учетом временных рамок осн плана, скоростью измерений и затрат на проведение измерений и распростр получ рез-тов. Система эфф к-ля - система, кот дает нужную инф-цию до того, как разовьется кризис |
Гибкость | контроль д.б. достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. |
Простота | простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Избыточная сложность ведет к беспорядку. Для того, чтобы быть эфф, к-ль должен соотв потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее |
Экономичность | любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает ситуацию, не имеет право на осуществление |
Достижение эфф-ти к-ля требует еще учета его особенностей:
– контроль может осуществляться для себя и для кого-либо;
– контроль должен проводиться на основе знания динамики;
– контроль должен быть всеобъемлющим.
Научные исследования, связанные с проблемами контроля позволили сформулировать рекомендации науки о поведении по проведению эффективного контроля :установление осмысленных стандартов, организация двустороннего общения, запрет чрезмерного контроля, создание мотивационного механизма
Планирование, учет и отч-ть контрольно-ревизионной работы.
Контрольно-ревизионная работа осущ-ся планомерно, по заранее составл и утвержденному на календ год плану. За своеврем составление и представление в вышестоящий орган упр-ния плана контрольно-ревиз работы отвечают рук-ль ревизующего органа и начальник контр-ревиз службы.
Контр-ревиз подраздел вышестоящ органа упр-ния уст-т срок представл планов контрол-ревиз работы на планир год подведомств им субъектам к-ля.
При рассмотрении планов контр-ревиз работы вышестоящ органы упр-ния проверяют, все ли подведомств ревизующему органу предпр охвачены комплексными ревизиями, нет ли нарушений сроков их проведения, нагрузку штатных ревизоров и т. п. Планы контр-ревиз работы сост-ся, представл на утверждение и хранятся как документы, не подлежащие оглашению.
При составлении плана контрольно-ревизионной работы предусматр равномерная загрузка работников ревизионного аппарата по проведению ревизий и проверок, а также выделение резерва времени для выполн внеплановых заданий и контроля за выполн решений, принятых по рез-там ранее проведенных ревизий и проверок. При этом необходимо учесть, что деят-ть предпр ревизуется 1 раз в год комплексно, и что сроки проведения ревизии д.б. не более 30 дней. Этот срок м.б. увеличен лишь в исключит случаях с разрешения рук-ля ревизующего органа, а при проведении ревизии по требованию правоохранит органов — с их согласия. Осн для продления срока проведения комплексной ревизии могут послужить следующие причины:
· изменение программы в ходе осуществления ревизии;
· проведение ревизии за время, превышающее один год;
· необх-ть проведения сплошной проверки мн-ва хоз операций с целью уст-ния полного размера нанесенного м-льного ущерба или злоупотреблений, возникшая в процессе осущ-ния ревизии;
· заболевание ревизора на срок до 1 и т. п.
По окончании отч периода на осн данных Журнала регистрации проведенных ревизий и проверок и принятых по ним решений сост-ся отчет о контр-ревиз работе в соотв с Указаниями по заполнению формы гос стат отчетности 2-ревизия (Минфин), утвержд постановл Нац стат комитета РБ от 29.12.2010 № 284. Такой отчет составл ЮЛ - контролирующ органы, осущ-щие ведомств контроль за ФХД орг-ций : гос органы и иные гос орг-ции, республ гос-общ-ные объединения, структ подраздел этих гос органов и объединений, подчиненные этим органам и объединениям организации.
Отчет заполняется нарастающим итогом с начала года. Данные отчета заполняются в целых числах. Данные о рез-тах работы аудиторов и аудиторских орг-ций, а также данные, содержащ в материалах внутрихоз контроля, проводимого службами организаций, в отчете не отражаются.
.