Эфф-ть контроля: методологич подходы к определению.

Контроль — объективное явл в эк жизни общества, а в сфере упр-ния фин ср-вами — неотъемлемая часть системы регулир фин отношениями. Для достижения упр-нием поставл целей обязательным явл орг-ция эфф к-ля.

Главное усл эфф-ти фин к-ля – обеспеч доступа к любой необходимой информации о реальном состоянии или действии контролируемого объекта.

Эфф-ть контроля связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деят-ть. Без регламентации и прим-ния типовых решений в типовой ситуации контрольная орг-ция не сможет работать слаженно во всех ее звеньях. Насколько деят-ть подчинена четкому регламенту – настолько можно ожидать от нее успеха.

Соответствие делу чтобы быть эфф, контроль должен соотв-ть контролируемому виду деят-ти; объективно измерять и оценивать то, что важно. Неподходящий механизм контроля может маскировать, а не собирать критич важную инф-цию
Ориентация на результаты Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы эти самоочевидные средства контроля не заняли более важного места, чем подлинные цели организации.
Своевременность своевременность контроля заключ во временном интервале между проведением измерений или оценок, кот адекватно соответствует контролируемому явл. Значение наиб подходящ временного интервала такого рода опр-ся с учетом временных рамок осн плана, скоростью измерений и затрат на проведение измерений и распростр получ рез-тов. Система эфф к-ля - система, кот дает нужную инф-цию до того, как разовьется кризис
Гибкость контроль д.б. достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
Простота простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Избыточная сложность ведет к беспорядку. Для того, чтобы быть эфф, к-ль должен соотв потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее
Экономичность любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает ситуацию, не имеет право на осуществление

Достижение эфф-ти к-ля требует еще учета его особенностей:

– контроль может осуществляться для себя и для кого-либо;

– контроль должен проводиться на основе знания динамики;

– контроль должен быть всеобъемлющим.

Научные исследования, связанные с проблемами контроля позволили сформулировать рекомендации науки о поведении по проведению эффективного контроля :установление осмысленных стандартов, организация двустороннего общения, запрет чрезмерного контроля, создание мотивационного механизма

Планирование, учет и отч-ть контрольно-ревизионной работы.

Контрольно-ревизионная работа осущ-ся планомерно, по заранее составл и утвержденному на календ год плану. За своеврем составление и представление в вышестоящий орган упр-ния плана контрольно-ревиз работы отвечают рук-ль ревизующего органа и начальник контр-ревиз службы.

Контр-ревиз подраздел вышестоящ органа упр-ния уст-т срок представл планов контрол-ревиз работы на планир год подведомств им субъектам к-ля.

При рассмотрении планов контр-ревиз работы вышестоящ органы упр-ния проверяют, все ли подведомств ревизующему органу предпр охвачены комплексными ревизиями, нет ли нарушений сроков их проведения, нагрузку штатных ревизоров и т. п. Планы контр-ревиз работы сост-ся, пред­ставл на утверждение и хранятся как документы, не подле­жащие оглашению.

При составлении плана контрольно-ревизионной работы пре­дусматр равномерная загрузка работников ревизионного аппарата по проведению ревизий и проверок, а также выделение резерва времени для выполн внеплановых заданий и кон­троля за выполн решений, принятых по рез-там ранее проведенных ревизий и проверок. При этом необходимо учесть, что деят-ть предпр ревизуется 1 раз в год комплексно, и что сроки проведения ревизии д.б. не более 30 дней. Этот срок м.б. увеличен лишь в исключит случаях с разрешения рук-ля ревизующего органа, а при проведении ревизии по требованию правоохранит органов — с их согласия. Осн для продления срока проведения комплексной ревизии могут послужить следующие причины:

· изменение программы в ходе осуществления ревизии;

· проведение ревизии за время, превышающее один год;

· необх-ть проведения сплошной проверки мн-ва хоз операций с целью уст-ния полного размера нанесенного м-льного ущерба или злоупотреблений, возникшая в процессе осущ-ния ревизии;

· заболевание ревизора на срок до 1 и т. п.

По окончании отч периода на осн данных Журнала регистрации проведенных ревизий и проверок и принятых по ним решений сост-ся отчет о контр-ревиз работе в соотв с Указаниями по заполнению формы гос стат отчетности 2-ревизия (Минфин), утвержд постановл Нац стат комитета РБ от 29.12.2010 № 284. Такой отчет составл ЮЛ - контролирующ органы, осущ-щие ведомств контроль за ФХД орг-ций : гос органы и иные гос орг-ции, республ гос-общ-ные объединения, структ подраздел этих гос органов и объединений, подчиненные этим органам и объединениям организации.

Отчет заполняется нарастающим итогом с начала года. Данные отчета заполняются в целых числах. Данные о рез-тах работы аудиторов и аудиторских орг-ций, а также данные, содержащ в материалах внутрихоз контроля, проводимого службами организаций, в отчете не отражаются.

.

Наши рекомендации