Виды и формы контроля, их сравнительная характеристика.
Эк контроль направлен на выявление соответствия факт состояния эк производства уст-ному порядку нормального функционирования.
Вид контроля – составная часть, выраж содержание целого и отличающаяся от др частей конкретными носителями контрольных функций, объектами к-ля, что предопределяет отличия в методах осущ-ния к-льных действий.
При классиф контроля по видам выдел сл признаки: орг-ционная форма, целевая направленность, подведомств-ть, время проведения, источн инф-ции
По орг-ционным формамконтроль подразделяется на гос (вневедомственный), ведомственный, аудиторский, внутрихоз и общественный.
Гос контроль осуществляют органы гос власти и управления, административные органы. Он обеспечивает интересы государства и общества.
Ведомственный контроль организуется контрольно-ревизионными службами мин-в, ведомств и др вышестоящих органов. Он проводится мин-вами, комитетами и др органами упр-ния за деят-тью подведомств им орг-ций.
Аудиторский контроль осущ-ся независимыми специализир аудиторскими орг-циями или ИП-аудиторами, имеющими лицензию на указанный вид эк деят-ти, с целью выражения независимого мнения о достоверности БФО.
Внутрихоз контроль производится отдельными работниками, службами, комиссиями самого субъекта контроля и защищает его интересы.
Обществ контроль проводится разл рода представит обществ орг-ций.
По целевой направленностик-ль подразд на общегос, отраслевой и спец.
Общегос осущ-ся в масштабах всего гос-ва органами гос власти, центральн органами к-ля и упр-ния. Цель- обеспеч повышения эфф-ти пр-ва, достижения высоких конечных рез-тов, более полного удовлетворения потребностей.
Отраслевой контроль способствует эфф развитию отдельных отраслей эк-ки и организуется по отраслевому признаку: тр-т, торговля, обществ питание и т.п. Цель - выявление резервов повышения производит-ти труда.
Специализир контроль возложен на специализир инспекции, кот проводят проверку соблюдения уст-ного порядка орг-ции и ведения хоз операций, входящих в их компетенцию, контролир соблюдение действующ норм и правил, обеспеч эфф и безопасную работу предпр (Госархивнадзор).
По подведомств-тик-ль подраздел на вневедомственн и ведомственный.
Вневедомств контроль осущ-ся специалистами контрольных служб незав-мо от ведомств подчиненности и форм собств-ти субъекта к-ля (КГК РБ).
Ведомств контроль проводится вышестоящим органом по принципу ведомств подчиненности в соотв с указом” №325 О ведомств к-ле в РБ”. Мин--ва, ведомства, комитеты, концерны, тресты проводят ревизии и тематические проверки в подведомств орг-циях. В зав-ти от времени проведенияконтроль подраздел на предварительный, текущий (оперативный) и последующ.
Предварит к-ль осущ-ся до принятия упр-ческих решений и совершения хоз операций. Цель - предупреждение нарушений законности, нецелесообразн, неэффо исп-ния хозя ср-в и принятия необоснов решенийю Тек к-ль проводится в процессе совершения хоз операций. Цель - оперативное устранение недостатков. Осн объектами тек контроля явл пок-ли оперативной отч-ти, первичные документы, отраж те или иные хоз операции. Послед к-ль организуется после совершения хоз операций на основе данных, зафиксир в первич уч док-тах, регистрах БУи БФО.
В зав-ти от источников инф-ции выделяют д-тальный и факт контроль.
Документальный контроль базируется на исп-нии первичных д-тов, учетных регистров и данных отчетности, в кот нашли отражение хоз операции. Факт к-ль основ на уст-нии кол-венного и к-венного сост проверяем объекта. Он осущ путем провед инвентар факт налич и состоян хранения хоз ср-в.
Форма эк контроля- конкретное выражение и орг-цию контрольной деятельности, направл на выполн ф-ций контроля. В составе форм контроля: ревизия; аудит; анализ; проверка, в т.ч. и тематич проверку; обследование; служебное расследование; хоз спор; мониторинг. Ревизия - всесторонняя и глубокая д-тальная и факт проверка ФХД организации за опр-нии период времени и явл формой последующ контроля. Цель – получение достоверной и полной инф-ции о состоянии контролир объекта. Осн задачами ревизии явл: выявл хоз и фин нарушений, бесхоз-ти, расточительства.
Аудит – форма контроля, осущ-мая как независимая экспертиза состояния БУ, ББ и ФО. Целью аудита явл выраж мнения о достоверности БФО аудируемых орг-ций и соответств совершенных ФХ операций действующ зак-ву.
Анализ – системное и пофакторное исследование отдельных вопросов предпринимательской деятельности субъекта хозяйствования
Проверка – сов-ть меропр, проводимых контролир органами, для оценки соотв требованиям зак-ва осущ деят-ти, действий должн лиц др.
Тематич проверка орг-ся по отдельной, заранее разраб тематике. Подробно изучаются и анализир отдельные стороны и участки работы орг-ции. Цель– получение исчерпыв данных, хар-щих состояние дел по изуч направлению ФХД орг-ции, ставшей объектом к-ля, и выявл неисп-мых резервов.
Обследование – ознакомл с сост контролируемого объекта на месте. Рез-ты обследований оформл докладными записками, справками, заключ и т.д.
Служебное расследование - проверка соблюдения раб-ми орг-ции должностных обязанностей, должностных д-тов, регулирующих пр-венные отношения. Оно проводится спец комиссией, создаваемой приказом руководителя организации в случаях выявления хищений, недостач и др.
Хоз спор – способ уст-ния соблюдения законности и обеспечения законных прав предприятий в хозяйственных взаимоотношениях..
Мониторинг – форма к-ля, заключ в наблюдении, анализе, оценке, прим-мая контролирующ органами в целях оперативн оценки факт состояния объектов и усл деят-ти субъекта мониторин на предмет соответств требов зак-ва