О прохождении производственной (технологической) практики

Методические указания

О прохождении производственной (технологической) практики

По специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Пермь 2017

Рассмотрено

На заседании ЦМК

Протокол № ____ от _______

Программа производственной (технологической) практики для студентов специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет». Программа определяет цели, задачи и содержание производственной практики, порядок составления и защиты отчета о прохождении практики, функции руководителей практики и обязанности студентов - практикантов.

Программа разработана преподавателем Шалаевой Л.В.

Цели и задачи производственной (технологической) практики

Основным требованием подготовки специалистов высокой квалификации в современных условиях является практическая направленность и адаптированность полученных ими знаний к практической деятельности организации.

Цель прохождения студентами производственной (технологической) практики- закрепить и расширить теоретические знания, полученные в колледже по дисциплинам «Основы бухгалтерского учета», «Налоги и налогообложение», «Анализ финансово-экономической деятельности», а также дисциплинам профессионального модуля (ПМ.01 – ПМ.08).

Для достижения поставленной цели студент в процессе прохождения практики должен решить следующие задачи:

1. Приобрести практические знания в области бухгалтерского учета, проведения расчетов, составления и использования бухгалтерской отчетности, налогового учета и планирования, финансового анализа.

2. Собрать практические материалы для выполнения курсовых работ.

3. Обобщить получение в процессе практики материалы в Отчете о прохождении практики.

Объекты и сроки прохождения практики

В соответствии с учебным планом подготовки по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) студенты проходят производственную практику в течение 10 недель в 6 и 8 семестре:5 недель- в 6 семестре для модулей ПМ 01, 02, 03, 08и 5 недель- в 8 семестре для модулей ПМ 04, 05,06,07.

Студенты могут самостоятельно выбирать организацию для прохождения практики. Студенты заочной формы обучения могут проходить производственную практику по месту своей работы. В качестве базы практики могут быть бухгалтерии коммерческих организаций любых организационно-правовых форм в промышленности, строительстве, торговле, сельском хозяйстве, общественном питании, сфере услуг.

Методическое руководство процессом прохождения практики и ее организацию от колледжа осуществляет научный руководитель, закрепленный ЦМК финансовых и учетных дисциплин, а от принимающей стороны – руководитель организации, главный бухгалтер, ведущие специалисты финансово-экономических подразделений предприятия.

Содержание производственной практики

Модуль ПМ.03. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

В процессе прохождения практики по данному профессиональному модулю студент должен выполнить следующие виды работ:

Задание 1. Определение налогооблагаемых баз для расчета налогов и сборов, применение налоговых льгот.

Задание 2. Начисление налогов и сборов, определенных законодательством для уплаты в бюджеты различных уровней.

Задание 3. Начисление и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Задание 4. оформление платежных документов для перечисления налогов и контроль их прохождения по расчетно-кассовым банковским операциям.

Задание 5. Оформление платежных документов на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контроль их прохождения по расчетно-кассовым банковским операциям.

Приложения к отчету:

1. Копии платежных документов дл перечисления налогов.

2. Копии платежных документов на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды.

Модуль ПМ.06. Выполнение работ по профессии бухгалтер

Задание 1. Особенности организации работы бухгалтера в отраслях.

Студент должен изучить особенности отрасли – сферы деятельности организации и оценить их влияние на постановку бухгалтерского учета. Для этого необходимо более углубленно ознакомиться с учетной политикой организации, рабочим планом счетов, применяемым программным обеспечением. Специфика отрасли обычно проявляется в перечне объектов аналитического учета, методах учета и распределения затрат, расходов, доходов.

В сфере производства, общественного питания, транспортного обслуживания следует рассмотреть систему калькулирования себестоимости и распределения калькуляционных разниц.

В торговле, сфере услуг необходимо ознакомиться со способом оценки товаров, с порядком учета и распределения издержек обращения, в том числе прямых транспортных расходов; способом расчета реализованной торговой надбавки.

Приложения к отчету:

1. Калькуляционные карточки.

2. Товарные отчеты.

3. Отраслевые формы отчетности.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

По окончании практики студент сдает зачет комиссии, состоящей либо из представителей Колледжа, либо из преподавателей Колледжа, в установленные сроки при наличии положительной характеристики и отзыва консультанта и руководителя.

На защите отчета студент должен показать глубокие знания в области практической дея­тельности по всем вопросам, предусмотренным программой. Защита оценивается по 5-балльной системе.

К защите принимаются только работы, оформленные в соответствии с установленными требованиями.

Защита практики проводится в течение недели после окончания практики согласно графика защиты. За 3 дня до защиты студентом должны быть сданы в учебную часть следующие документы:

- отчет на бумажном носителе, подписанный и зарегистрированный;

- дневник (график) практики с отзывом, оценками и подписями консультантов.

Защита состоит из доклада автора работы (5-7 мин.) и ответов на вопросы. В докладе должны быть отражены:

- тема и постановка задачи;

- методы и средства достижения цели;

- полученные результаты, оценка их практической значимости.

Допускается руководителю практики устанавливать иную форму защиты отчета, при условии согласования с Зам.директора по УВР.

Основные критерии оценки практики:

- деловая активность студента в процессе практики;

- производственная дисциплина студента;

- устные ответы студента при сдаче зачета;

- качество выполнения индивидуального задания;

- качество выполнения отчета о практике;

- оценка руководителей практики от предприятия и колледжа.

При получении неудовлетворительной оценки на защите или отрицательных отзывов студент направляется на дополнительное прохождение практики с целью доработки отчетов. В противном случае студент может быть отчислен за невыполнение учебного плана.

Подведение итогов производственной практики проводится на заседаниях ЦМК, Совете колледжа и Учебно-методическом совете.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

Автономная некоммерческая образовательная организация

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ при ПГУ

ОТЧЕТ

О производственной практике

(технологической по профилю специальности, квалификационной, преддипломной)

------------------------------------------------

нужное подчеркнуть

на _________________________________________________________

название организации

с ____________________ по ___________________________________

Автор отчета _________________Подпись, фамилия, инициалы, группа

Специальность _____________________________________________

шифр и наименование специальности

Руководитель от Колледжа __________________________________

подпись, фамилия, инициалы

Консультант ______________________________________________

подпись, фамилия, инициалы

Руководитель от предприятия ________________________________

подпись, фамилия, инициалы

Отчет защищен ____________________________________________

дата, оценка

Приложение 2

АНОО «Экономический колледж при ПГУ»

Д Н Е В Н И К

Производственной практики

Студента ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

( фамилия, имя, отчество)

Курс _____________________

Специальность ______________________________________________________

И Н С Т Р У К Ц И Я

для студентов, направляемых на производственную практику

1. Производственная практика студентов колледжа является составной и обязательной частью учебного процесса.

2. На производственную практику допускаются студенты, выполнившие учебный план теоретического обучения и прошедшие учебную практику.

3. Перед выездом на практику студент обязан:

– получить дневник практики; направление на практику (для выезжающих за пределы г. Перми); предписание и допуск (по требованию предприятия); программу практики; индивидуальное задание по курсовой или дипломной работе.

4. По окончании практики студент обязан сдать:

– в учебную часть дневник (заполняется студентом) и отчет по практике.

5. Сдача и защита отчетов по производственной практике производится по возвращению студентов с практики. Сроки сдачи зачетов определяются учебной частью. Неудовлетворительная оценка или непредставление отчета (по уважительной причине) влечет за собой повторное прохождение практики или отчисление из колледжа (если практика не пройдена по неуважительной причине).

6. Общие итоги прохождения производственной практики подводятся на заседании ЦМК, учебно-методического совета колледжа, совета колледжа.

7. Оценка результатов прохождения студентами практики учитывается наравне с экзаменационными оценками по теоретическим курсам.

ПУТЕВКА

1. Фамилия

2. Имя и отчество

3. Курс

4. Специальность

5. Специализация

6. Место практики

7. Срок практики: с _______________ по __________________

8. Дата выезда

9. Руководитель практики

печать «________» _______________________20___г.

Директор ____________________________________________

ДАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

1. Прибыл на место практики _____________________20___г.

____________________________________________________

Подпись и печать

2. Назначен ______________________________________________

(рабочее место, должность)

и приступил к работе ___________________________________

_______________________ Подпись и печать

3. Переведен _____________________________________________

(рабочее место, должность)

4. Откомандирован в ______________________________________

_______________________ Подпись и печать

IV. СПИСОК

материалов, собранных студентом в период прохождения производственной практики для курсовой (дипломной) работы

Предложения студента по улучшению работы предприятия, учреждения

V. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ СТУДЕНТА УЧРЕЖДЕНИЕМ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ЭКСПЕДИЦИЕЙ и.т.д.

( с указанием степени его теоретической подготовки, качества выполненной работы, трудовой дисциплины и недостатков, если они имели место)

VI. ОЦЕНКА ОТЧЕТА И АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

(дается краткая рецензия с указанием достоинств и недостатков и оценка по четырехбалльной системе)

Приложение 3

Таблица 1.Социальная структура коллектива

  показатели количество человек
(чел.) (%) (чел.) (%) изменения (%)
1. Общая численность работников, всего:          
в том числе:  
мужчины          
женщины          
2. Численность работников по возрастным группам          
до 18 лет          
18-30 лет          
31-40 лет          
41-50 лет          
51-59 лет          
60 лет и более          
55 лет и более (женщины)          
60 лет и более (мужчины)          
3. Численность основного персонала, всего:          
в том числе:  
мужчины          
из них:  
руководители          
специалисты и служащие          
рабочие          
стажёры          
женщины          
из них:  
руководители          
специалисты и служащие          
рабочие          
стажёры          
4. Численность вспомогательного персонала, всего:          
В том числе:          
мужчины          
женщины          
Выводы
Составление диаграммы численности сотрудников по возрастным группам Составление диаграммы основного персонала по категориям и полу Общий вывод из анализа социальной структуры коллектива

Таблица 2. Профессиональное образование работников

  показатели количество человек
(чел.) (%) (чел.) (%) изменения (%)
1. Общая численность рабочих, всего          
в том числе:  
с неполным средним образованием          
с общим средним образованием          
с начальным профобразованием          
со средним профобразованием          
с высшим образованием (бакалавр)          
с высшим образованием (специалист)          
с высшим образованием (магистр)          
2. Общая численность специалистов и служащих, всего          
в том числе:  
с неполным средним образованием          
с общим средним образованием          
с начальным профобразованием          
со средним профобразованием          
с высшим образованием (бакалавр)          
с высшим образованием (специалист)          
с высшим образованием (магистр)          
с учёной степенью          
3. Общая численность руководителей, всего:          
в том числе:  
с неполным средним образованием          
с общим средним образованием          
с начальным профобразованием          
со средним профобразованием          
с высшим образованием (бакалавр)          
с высшим образованием (специалист)          
с высшим образованием (магистр)          
с учёной степенью          
Выводы
Составление диаграмм уровней профессионального образования по категориям сотрудников Общий вывод из анализа уровней профессионального образования сотрудников коллектива

Таблица 3. Движение и текучесть кадров

  показатели количество человек
(чел.) (%) (чел.) (%) Изменения (%)
1. Принято работников, всего          
в том числе:  
по вольному найму          
по целевому направлению:          
вузов          
коллежей (техникумов)          
лицеев          
по направлению службы занятости          
по заявке рекрутинговым агентствам          
2. Принято, всего          
в том числе женщин          
3. Выбыло сотрудников, всего          
в том числе:  
уволено за нарушение трудовой дисциплины          
из них женщин          
по сокращению штата          
из них женщин          
по собственному желанию, всего          
из них женщин          
4. Из числа уволившихся по собственному желанию, всего          
из-за отсутствия жилья          
отсутствия детских учреждений          
плохих условий труда          
низкой зарплаты          
конфликтов          
причина не указана          
Выводы
Составление диаграммы принятых и выбывших сотрудников Расчёт коэффициента текучести: Ктек.2012 = количество выбывших / количество принятых Ктек.2013 = количество выбывших / количество принятых Общий вывод из анализа движения и текучести персонала организации

Таблица 4. Оплата труда и премирование работников

  изменения
1. Фонд заработной платы (руб.)      
2. Среднемесячная заработная плата (не включая премии и вознаграждения):      
рабочего      
служащего      
руководителей      
3. Фонд премий и вознаграждений:      
Всего      
4. Средний размер премий и вознаграждений:      
рабочего      
служащего      
руководителей      
5. Среднемесячные дивиденды получаемые:      
рабочего      
служащего      
руководителей      
6. Среднемесячный доход с учётом премий, вознаграждений и дивидендов:      
рабочего      
служащего      
руководителей      
Выводы
Составление диаграмм среднемесячных зарплаты, премий, вознаграждений и дивидендов по категориям персонала организации Общий вывод из анализа оплаты труда и премирования сотрудников организации

Таблица 5. Результаты оценки организации адаптации персонала

разделы количество баллов выводы
программа адаптации по данному разделу нуждается в незначительных улучшениях
программа адаптации по данному разделу непоследовательна и требует улучшения
программа адаптации по данному разделу нуждается в незначительных улучшениях
программа адаптации по данному разделу проводится на хорошем уровне
программа адаптации по данному разделу непоследовательна и требует улучшения
программа адаптации по данному разделу непоследовательна и требует улучшения
Общий итог     количество баллов выводы
  по разделам 1 и 3 целесообразно улучшение работы; по разделам 2, 5 и 6 программа адаптации не соответствует современным требованиям и нуждается в совершенствовании данного направления системы управления персоналом

Таблица 6. Предложения по улучшению организации адаптации

(заполняется по соответствующим разделам программы анализа адаптации, оценка которых выявила необходимость совершенствования организации адаптации персонала)

раздел недостатки предложения
     
     
     
     
     
     

Таблица 7. Преобладающие стили руководства

стили количество (чел.) категории управленческого персонала
минимальное управление    
   
   
   
   
   
организационное управление    
   
   
   
   
   
управление местным клубом    
   
   
   
   
   
управление командой    
   
   
   
   
   
управление на основе задачи    
   
   
   
   
   
Выводы
Составление диаграммы соотношения преобладающих стилей руководства в организации Общий вывод из анализа соотношения стилей руководства

Таблица 8. Анализ системы подготовки и повышения квалификации персонала

организационно-методические документы (постановления, положения, приказы и т.п.): перечень, краткий анализ  
порядок подготовки планов обучения и повышения квалификации (алгоритм действий, привлекаемые силы)  
содержание планов обучения и повышения квалификации (перечень и анализ мероприятий)  
формы и методы обучения и повышения квалификации для разных категорий персонала  
количество работников, повысивших квалификацию или прошедших переподготовку за истекшие 2 года  
бюджет обучения персонала (суммы, доля в структуре расходов на персонал, динамика)  
Выводы
Общий вывод из анализа системы подготовки и повышения квалификации персонала
Предложения по улучшению системы подготовки и повышения квалификации персонала

Методические указания

о прохождении производственной (технологической) практики

Наши рекомендации