Тема 1. Сущность и формы проявления корпоративных финансов

Тема 1. Сущность и формы проявления корпоративных финансов

План:

1.Экономическое содержание корпораций

2. Финансовые отношения корпораций с другими контрагентами

2. Принципы организации финансов

3.Влияние организационно-правовых форм на организацию финансов

Влияние организационно-правовых форм

На организацию финансов

Предприятие – это хозяйствующий субъект, созданный для осуществления предпринимательской деятельности, экономической целью которого является обеспечение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.

Финансы предприятий являются основным звеном финансовой системы Российской Федерации, в котором формируются финансовые потоки, отражающие созданный ВВП, подлежащий в дальнейшем перераспределению через бюджетную систему в производственную и социальную сферы, домашние хозяйства и др. Особенности финансов предприятий зависят от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также отраслевой принадлежности.

С января 1995 г. на территории России действует Гражданский кодекс РФ, которым установлена система организационно-правовых форм юридических лиц, систематизированы права, обязанности и ответственность граждан и юридических лиц - участников экономического процесса. В данном Кодекс выделены:

- товарищества как объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности;

- и общества, как объединения капиталов, не требующие такого участия, но предполагающие наличие специальных органов управления.

Организационно-правовая форма предприятия, закрепленная в его учредительных документах, должна полностью соответствовать требованиям законодательства.

Статус предприятия налагает определенные законодательством особенности на формирование уставного капитала, текущее финансирование, порядок налогообложения, формы и методы контроля и т.п.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательской деятельностью могут заниматься физические и юридические лица. Юридическим лицом признается организация, прошедшая государственную регистрацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Они создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации не преследуют извлечение прибыли своей целью, а при ее получении она не распределяется между участниками. Они создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Организация финансов хозяйственных обществ

Тема 2 Финансовые ресурсы и капитал корпораций

План

1. Финансовые ресурсы корпораций и источники их формирования

2. Собственный капитал корпораций

3. Роль финансов в деятельности корпорации

4.. Государственное регулирование предпринимательской деятнльности корпораций (организаций)

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Корпораций

Сложность и многогранность финансово-хозяйственной деятельности организаций в условиях перехода к рыночной экономике порождает новые формы финансовых отношений с своими контрагентами, которые требуют государственного регулирования. При этом государство должно обеспечивать предприятиям, независимо от их форм собственности и хозяйствования, вида деятельности и отраслевой принадлежности равные правовые и экономические условия финансово-хозяйственной деятельности.

Как свидетельствует мировой опыт, государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью организаций в выборе направлений, форм и методов осуществления своей предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование финансово-хозяйственной деятельности организаций представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.

При этом процесс государственного регулирования финансовой деятельности предприятий носит многоуровневый характер, определяемый полномочиями отдельных государственных органов, приоритетом принимаемых ими нормативных актов. Отдельные нормативные требования по регламентации различных аспектов финансовой деятельности предприятий устанавливаются законами Верховного Совета страны, указами президента, постановлениями правительства, приказами и инструктивными письмами отдельных министерств и ведомств, на которые возложено государственное регулирование в этой сфере.

Современное финансовое право, регулирующее соответствующую деятельность предприятий, насчитывает свыше тысячи законодательных и иных нормативных актов. Однако, по мнению специалистов, указанными актами не охвачены многие аспекты этой деятельности, а иногда носят взаимоисключающий характер.

Выделим основные направления государственного регулирования финансовой деятельности предприятий:

♦ регулирование финансовых аспектов создания предприятий различных организационно-правовых форм;

♦ регулирование порядка формирования информационной базы управления финансовой деятельностью предприятии;

♦ регулирование механизма исчисления амортизации;

♦ регулирование системы налогообложения;

♦ регулирование денежного обращения и форм расчетов;

♦ регулирование механизма ценообразования;

♦ регулирование инвестиционных операций;

♦ регулирование внешнеэкономической деятельности;

♦ регулирование валютных операций;

♦ регулирование рынка ценных бумаг;

♦ регулирование операций страхования на финансовом рынке;

♦ регулирование процедур банкротства и ликвидации предприятий.

Регулирование финансовых аспектов создания предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности. Так, действующее законодательство определяет:

- минимальный размер уставного капитала предприятий, создаваемых в формах общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества;

- процедуру подписки на выпускаемые акции и облигации;

- порядок формирования резервного фонда;

- процедуру продажи, дарения и завещания акционерами свои акции и некоторые другие финансовые аспекты их деятельности.

Регулирование порядка формирования информационной базы управления финансовой деятельностью предприятия. Данное регулирование определяет:

- порядок организации и методов осуществления финансового (бухгалтерского и налогового) учета;

- содержание Плана счетов и порядка его применения;

- содержание бухгалтерского отчетного баланса и стандарты финансовой отчетности предприятия;

- рекомендации по организации и ведению учета отдельных видов активов, финансовых обязательств и других финансовых операций.

Перечисленные формы регулирования в основном отражают существующий опыт организации финансового учета в странах с развитой рыночной экономикой, учитывая при этом национальные традиции его ведения. Формируемая в процессе финансового учета и отчетности информационная база позволяет получить достаточно полную и достоверную информацию о деятельности и финансовом состоянии предприятия как для внутренних, так и для внешних пользователей (руководителей и финансовых менеджеров предприятия, акционеров и других собственников, потенциальных инвесторов, кредиторов, контролирующих органов и др.).

Регулирование механизма исчисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов. Принимая во внимание, что амортизационные отчисления являются одним из важнейших внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, то данное регулирование существенным образом влияет на состав этих ресурсов и инвестиционные возможности субъектов хозяйствования. Основу такого регулирования составляют утвержденные способы (методы) исчисления амортизации по различным видам внеоборотных активов и ее нормы. Вместе с тем имеет место разногласий в исчислении амортизации между налоговым законодательством и бухгалтерским учетом, что негативно влияет на составление финансовой отчетности.

Регулирование системы налогообложения. Оно, безусловно, составляет основу государственного регулирования всей финансово-хозяйственной деятельности предприятий в рыночной экономике. Общие принципы построения налоговой системы страны разрабатываются и утверждаются в законодательном порядке. Система налогообложения представляет собой совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней и взносов в государственные целевые фонды, которые уплачиваются в установленном порядке.

Система налогообложения дифференцируется по отдельным уровням, а также по источникам уплаты налогов (последняя дифференциация налогов особенно важна для управления финансовой деятельностью предприятия). Например, по источникам уплаты налоги, сборы и другие обязательные платежи делятся на три группы: 1) налоги и сборы, включаемые в цену продукции; 2) налоги, сборы и другие обязательные платежи, относимые на себестоимость продукции; 3) налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые за счет прибыли предприятия.

Система налогового регулирования существенным образом влияет на уровень доходности и риска отдельных направлений финансовой деятельности предприятия и осуществляемых им финансовых операций.

За нарушение налогового законодательства к предприятиям и их руководителям применяется широкий диапазон мер налогового, административного и уголовного воздействия.

Регулирование денежного обращения и форм расчетов. Так как денежный оборот каждого предприятия интегрирован с механизмом денежного обращения страны в целом, его регулирование осуществляется по многим параметрам. Предметом этого регулирования являются:

- формы денежных расчетов по отдельным хозяйственным операциям (наличные или безналичные);

- порядок хранения свободного остатка денежных средств предприятия;

- лимитирование сумм наличных денег в кассе предприятия;

- порядок оприходования поступивших денежных средств и т.п.

За несоблюдение установленного правовыми нормами порядка ведения денежных и расчетных операций установлены меры не только финансовой, но даже административной и уголовной ответственности.

Регулирование ценообразования. Под государственным регулированием ценообразования понимается вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования посредством прямого и косвенного воздействия на уровни, соотношения и динамику цен в целях реализации выработанной экономической политики страны. Цель государственного регулирования цен заключается в создании условий, при которых должным образом согласуются экономические интересы покупателей, товаропроизводителей и государства. Осуществляя государственное регулирование цен, государство обязано решать целый комплекс задач. Основными задачами являются:

- защита населения от необоснованного роста цен;

- обеспечение экономической безопасности страны;

- регулирование инфляционного роста цен;

регулирование и контроль цен на продукцию монополистов;

защита отечественных производителей продукции;

создание необходимых условий для конкуренции товаропроизводителей и потребителей продукции;

поддержание паритета цен на продукцию различных отраслей экономики и групп и видов товаров и услуг.

Регулирование инвестиционных операций. Рыночная экономика, несмотря на ее многие преимущества, неспособна автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность. Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает создание благоприятных условий путем:

- совершенствования системы налогов, механизма использования амортизационных отчислений;

- прямого участия государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;

- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством России. Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- защиты интересов инвесторов;

- развития финансового лизинга в Российской Федерации.

Регулирование внешнеэкономической деятельности. Под государственным регулированием внешнеэкономической деятельности понимается:

- создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки;

- поддержание конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке;

- контроля над ценами товаров, участвующих в международном товарообмене;

- установления таможенных пошлин и сборов;

- выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров и т. п.

Валютное регулирование. Система валютного законодательства определяет:

- порядок зачисления иностранной валюты, поступающей в результате внешнеэкономической деятельности предприятий, на счета в уполномоченных банках страны;

- условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в зарубежных банках;

- разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала и т.п.

За нарушение валютного законодательства к предприятиям и их руководителям применяется широкий диапазон мер финансового, административного и уголовного воздействия.

Регулирование рынка ценных бумаг. Выступая эмитентом ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.), а также их покупателем в процессе осуществления финансовых инвестиций предприятия являются активными участниками фондового рынка. Государственное регулирование рынка ценных бумаг определяет основные и производные их виды, правила их эмиссии и обращения, обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра и т.п.

В процессе этого регулирования соответствующие государственные органы осуществляют разработку основных направлений развития фондового рынка, утверждают стандарты эмитируемых предприятиями отдельных видов ценных бумаг и проспекты их эмиссии, предусматривают меры по защите интересов предприятий — инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов и финансовых посредников.

Регулирование операций страхования на финансовом рынке. Характер этого регулирования определяет6

- систему основных требований, предъявляемых к страховщикам финансовых рисков предприятий, формы и условия обязательного страхования их активов (имущества), обязательные требования к осуществлению этих операций, формы ответственности страховщика и страхователя, порядок определения сумм ущерба в результате наступления страхового случая и т.п.

Регулирование процедур банкротства и ликвидации предприятий. Законодательные и другие нормативные акты определяют понятие банкротства предприятия, порядок возбуждения ходатайства о признании предприятия банкротом и его рассмотрения арбитражным судом, условия и порядок объявления предприятия банкротом, а также финансовое обеспечение ликвидационных процедур при банкротстве.

Характеризуя базу финансовых правоотношений в целом, следует отметить, что она далеко не завершена и требует дальнейшего развития. Процесс ее развития и совершенствования определяется необходимостью восполнения ряда пробелов по отдельным аспектам регулирования финансовой деятельности предприятий, дальнейшим развитием и углублением рыночных реформ в стране, задачами ее интеграции с мировой системой финансовых правоотношений.

Следует отметить, что чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. И напротив, недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности организаций, не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.

Как показывает мировой опыт, что в условиях реформирования экономики, в кризисных условиях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления – снижается.

Поэтому направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий носят целенаправленный характер на каждом этапе экономического развития страны. На современном этапе такое регулирование подчинено следующим основным целям:

♦ обеспечению направленности форм и методов государственного регулирования финансовой деятельности предприятий на реализацию разработанной государственной финансовой политики в целом;

♦ обеспечению единства основных условий осуществления финансовой деятельности предприятиям различных форм собственности, отраслевой принадлежности и организационно-правовых форм их функционирования, а также формирования финансовых ресурсов, в том числе за счет свободного доступа к внешним источникам. При этом должна быть обеспечена достаточная самостоятельность предприятий в выборе основных направлений, форм и методов ведения своей деятельности;

♦ гарантированности защиты предприятий в процессе осуществления ими финансовой деятельности от противоправных действий со стороны недобросовестных партнеров и прямого мошенничества отдельных лиц;

♦ упорядочению внешних и внутренних финансовых отношений с целью их согласованности с соответствующими формами, используемыми в сфере государственных финансов и финансов домашних хозяйств;

♦ регламентации отдельных направлений финансовой деятельности и форм использования финансовых ресурсов предприятий в соответствии с осуществляемой государственной экономической и социальной политикой;

♦ стимулированию предприятий к выбору наиболее эффективных направлений и форм финансовой деятельности, а также прогрессивных видов финансовых инструментов, способствующих ускорению реализации рыночных реформ и обеспечивающих достижение стратегических целей и задач экономического роста страны.

План

1.Понятие инвестиций и их классификация

2. Реальные инвестиции и источники их финансирования

3. Амортизация – ее назначение и способы (методы) начисления

4. Лизинг как вид инвестиционной деятельности

5. Оценка эффективности инвестиционного проекта

Признаки от простой аренды

Слово «лизинг» (англ. Lease) – аренда.

В соответствии с ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» под лизингом понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в т.ч. приобретением предмета лизинга, т.е. объекта лизинга.

Объектами лизинговых отношений в РФ могут выступать любые непотребляемые вещи, в т.ч. предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др. движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Таким образом, первым требованием к предмету лизинга является использование его исключительно для предпринимательских целей. Следовательно, это исключает предоставление имущества физическим лицам по договору лизинга для удовлетворения личных потребностей, а также общественным, некоммерческим организациям. Другим важным критерием определения предмета лизинга является то, что они не должны потребляться в производственном процессе.

Предметом лизинга не могут быть земельные участки (в аренду можно) и другие природные объекты, а также имущество, которое ФЗ-ми запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

К непотребляемым относятся вещи, которые в процессе их использования не утрачивают своих натуральных свойств, не уничтожаются в процессе производства продукции (работ, услуг), изнашиваются в течение длительного периода времени – более 12 месяцев. Допускается, например, лизинг племенного скота и многолетних насаждений плодовых деревьев, просто семена – нет, т.к. они относятся к группе потребляемых вещей.

Ценные бумаги – непотребляемые вещи, это документ, подтверждающий имущественные права. Нет единого мнения.

Понятие договора финансовой аренды (лизинга) отражает тройственную природу лизинговой сделки (при классической схеме): лизингодатель, лизингополучатель и продавец предмета лизинга.

Лизингодатель– физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

В данном случае, лизингодатель заключает (в большинстве случаев) договор:

- с банком на получение кредита для приобретения имущества;

- с лизингополучателем на передачу ему имущества;

- с поставщиком оборудования или другого имущества.

В качестве лизингодателей выступают, как правило, лизинговые компании, относящиеся к одной из следующих групп лизингодателей:

· лизинговые компании – дочерние компании крупных банков;

· лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку;

· лизинговые компании, созданные в рамках объединений предприятий, корпораций, ФПГ;

· лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов;

· независимые лизинговые компании, не имеющие связи с банковскими, промышленными, государственными ресурсами.

Лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга на определенных условиях во временное владение и пользование.

Продавец – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингополучателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.

Из сказанного следует, что экономическая сущность лизинга объясняется характером имущественных отношений, возникающих при лизинговых сделках. Имущество - предмет договора лизинга - является собственностью лизингодателя, лизингополучатель же в течение действия договора получает право владения и пользования этим имуществом за определенную плату.

Чтобы стать собственником имущества, лизингодатель приобретает по договору купли - продажи у продавца, уплатив последнему при этом его полную стоимость.

Перечисленные лица являются прямыми (непосредственными) участниками лизинговых отношений. Другие являются косвенными участниками лизинговых отношений.

В лизинговой сделке в разной степени заинтересованы все три субъекта.

Для лизингодателей:

· экономические выгоды за счет налоговых и амортизационных льгот;

· снижение риска невозврата инвестированных средств, т.к. инвестиции воплощаются в конкретные материально-вещественные элементы основных средств и предмет лизинга в течение всего времени действия договора остается собственностью лизингополучателя;

· как правило они не несут ответственности за качество имущества, сдаваемого в лизинг.

Для лизингополучателей:

· экономические выгоды за счет налоговых и амортизационных льгот;

· снижение стартовой финансовой нагрузки, поскольку лизинг не требует немедленного и значительного объема платежей;

· гибкость расчетов за счет выбора способа, размеров, периодичности уплаты лизинговых платежей;

· нет необходимости приобретать предмет лизинга на весь срок полезного использования;

· для вновь создаваемых компаний, еще не имеющих достаточных активов для обеспечения залога, лизинг может быть единственным источником средств.

Для продавцов предмета лизинга:

· возможность с помощью лизинга расширить каналы сбыта своей продукции и размеры возможных продаж, что представляется весьма немаловажным фактором в условиях жесткой конкурентной борьбы;

· ускорение оборачиваемости капитала;

· поддержка платежеспособного спроса на продукцию.

На сегодняшний день к числу льгот для участников лизинговых отношений можно отнести:

o взятое по лизингу имущество может не отражаться на балансе пользователя, поскольку право собственности сохраняется за лизингодателем;

o лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции (услуг), что, соответственно, снижает налогооблагаемую прибыль;

o применение ускоренной амортизации ( с коэффициентом ускорения до 3) снижает налогооблагаемую прибыль и ускоряет обновление имущества.

Следует отметить, что существуют противоречия в определениях сущности. Говоря о лизинге, многие проводят аналогию с арендой и при этом почти полностью отождествляют эти понятия. На самом же желе существуют отличия лизинга от простой аренды. В частности, к ним можно отнести следующие отличия:

· предметы лизинга предназначены только для предпринимательских целей, при аренде в этом нет необходимости;

· предметом лизинга не могут быть земельные участки, а при аренде это распространено;

· лизинговые отношения наряду с лизингодателем и лизингополучателем включают дополнительную фигуру – продавца лизингового имущества, который отсутствует при аренде;

· при осуществлении лизинговых сделок стороны заключают как минимум два договора: договор купли-продажи и договор лизинга;

· сдача имущества в лизинг, как правило, осуществляется не производителем или первоначальным собственником, а финансовым учреждением или специализированной лизинговой компанией;

· лизингодатель приобретает имущество исключительно для передачи его в лизинг, при аренде это необязательно;

- при приобретении имущества лизингодатель обязан сообщить продавцу, что оно приобретается для передачи его в лизинг (если этого в договоре не будет, то суд не признает, что это лизинговая сделка);

· по разному распределяются риски в договорах аренды и лизинга, связанные с недостатками, обнаруженными в имуществе: по договору аренды арендодатель отвечает перед арендатором за все недостатки, препятствующие пользованию имуществом, а по договору лизинга лизингодатель не несет , как правило, никакой ответственности за качество имущества;

· в отличии от арендных отношений при досрочном расторжении договора лизинга по вине или по желанию лизингополучателя, как правило, последний должен погасить всю или основную часть суммы, предусмотренную договором;

· по истечении срока аренды арендатор обязан возвратить имущество; по истечении срока лизинга могут быть следующие варианты взаимоотношения сторон: продление договора; возврат имущества, переход права собственности на имущество к лизингополучателю.

Упрощенное понимание лизинга, сведенное лишь к долгосрочной аренде, не исчерпывает всей сущности лизинга. Лизинг имеет более сложную тройственную экономическую основу. Помимо свойств арендной деятельности он несет в себе существенные свойства кредитной сделки и инвестиционной деятельности.

Рис. Стадии и формы кругооборота оборотного капитала

где, Д – денежные средства;

ПЗ – производственные запасы;

НЗ – незавершенное производство;

ГП – готовая продукция.

Таким образом, оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства, полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт, при этом они изменяют свою первоначальную форму. И все это - в течение одного производственного цикла или кругооборота.

Фонды обращения непосредственно не участвуют в процессе производства. Их назначение состоит в обеспечении ресурсами процесса производства и процесса обращения, в обслуживании кругооборота средств предприятия и достижении единства производства и обращения.

Из всего выше сказанного можно дать еще одно определение оборотному капиталу.

Оборотный капитал - это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, обеспечивающие как процесс про­изводства, так и процесс обращения.

Объединение оборотных производственных фондов и фондов обращения в единую категорию - оборотный капитал - обусловлено тем, что:

во-первых, процесс воспроизводства - это единство процесса производства и реализации продукции. Элементы оборотного капитала непрерывно переходят из сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются в производство;

во-вторых, элементы оборотных производственных фондов и фондов обращения имеют одинаковый характер движения, кругооборота, составляющего непрерывный процесс.

Особенностью оборотного капитала является то, что он не расходуется, непотребляется, а авансируется в различные виды текущих затрат хозяйствующего субъекта. Целью авансирования является создание необходимых материальных запасов, заделов незавершенного производства, готовой продукции и условий для ее реализации.

Авансирование означает, что использованные денежные средств возвращаются предприятию после завершения каждого производственного цикл или кругооборота, включающего: производство продукции - ее реализацию - получение выручки от реализации продукции. Именно из выручки от реализации происходит возмещение авансированного капитала и его возвращение к исходной величине.

Поэтому последнее определение оборотного капитала лучше всего отражает его сущность.

2. Состав и структура оборотных средств промышленных

Предприятий

Оборотные средства включают как материальные, так и денежные средства, от эффективности использования которых зависит процесс материального производства и финансовая устойчивость предприятий и организаций. Из множества направлений повышения эффективности использования оборотных средств, важная роль принадлежит их организации, включающая:

• определение состава и структуры оборотных средств;

• определение потребности в оборотных средствах;

• выявление источников формирования оборотных средств и их прироста;

• правовое распоряжение и маневрирование оборотными средствами;

• виды ответственности за сохранность оборотных средств;

• эффективное использование всей совокупности оборотных средств и отдельных элементов.

Под составом оборотных средств следует понимать совокупность элементов (статей) образующих оборотные производственные фонды и фонды обращения, т.е. их размещение по отдельным элементам.

Оборотные производственные фонды включают следующие элементы:

• производственные запасы;

• незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;

• расходы будущих периодов.

Производственные запасы – это предметы труда, подготовленные для передачи (запуска) в производственный процесс. Они включают: сырье и основные материалы, полуфабрикаты (покупные и собственного изготовления), вспомогательные материалы, топливо, тару, малоценные и быстроизнашивающие предметы и запасные части для текущего ремонта основных фондов.

Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – это предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, незаконченные полностью в одних цехах предприятия и подлежащие дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия.

Расходы будущих периодов. В соответствии с пунктом 65 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н, к расходам будущих периодов относятся затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.

К расходам будущих периодов могут относиться расходы, связанные с:

- горноподготовительными работами;

- подготовительными к производству работами в сезонных отраслях промышленности;

- освоением новых предприятий, производств, установок и агрегатов;

- рекультивацией земель;

- неравномерно проводимому в течение года ремонтом основных средств (когда предприятием не создается соответствующий резерв или фонд);

- взносом арендной платы за последующие периоды и др.

В связи с тем, что ограничительного перечня расходов будущих периодов действующее законодательство не предусматривает, организации вправе самостоятельно определять состав расходов, отражаемых на счете 31.

Основное назначение средств, вложенных в оборотные производственные фонды, заключается в обеспечении планомерного и ритмичного процесса производства на отдельных предприятиях и в различных отраслях экономики страны. Стоимость оборотных производственных фондов не должна быть более 20 тыс. руб.

Главным экономическим признаком оборотных производственных фондов является то, что они свою стоимость полностью переносят на стоимость готовой продукции (работ, услуг) в каждом производственном цикле и после ее реализации их стоимость вновь возвращается в оборот предприятия в денежной форме через выручку от реализации.

Фонды обращения – средства предприятий, функционирующие в сфере обращения и способствующие продвижению готовой продукции до потребителя.

Основное назначение фондов обращения состоит в обеспечении денежными ресурсами планомерного осуществления процесса обращения как на отдельных предприятиях, так и во всех отраслях экономики страны.

Фонды обращения включают следующие элементы:

• готовая продукция

• товары отгруженные;

• денежные средства на счетах в банке и в кассе организации;

• средства в расчетах и др.

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств или их составными частями называют структурой оборотных средств. Структура оборотных средств не одинакова в различных отраслях экономики страны. Она зависит от влияния различных факторов, которые можно объединить в отдельные группы. Например,

- факторы, обусловленные финансовым состоянием хозяйствующего субъекта;

- факторы, обусловленные характером деятельности и отраслевыми особенностями производства;

- производственные факторы – состав затрат на производство, длительность производственного процесса, тип производства (массовое, серийное или единичное), характер изготовляемой продукци

Наши рекомендации