Лекция 1. Финансовый менеджмент, его роль и место в системе управления организацией
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Саратовский государственный аграрный университет
Имени Н.И. Вавилова»
|
Направление подготовки | 38.03.02 Менеджмент |
Профиль подготовки | Менеджмент организации |
Квалификация выпускника | Бакалавр |
Нормативный срок обучения | 4 года |
САРАТОВ 2016
Лекция 1. Финансовый менеджмент, его роль и место в системе управления организацией | |
1.1. Сущность, принципы и задачи финансового менеджмента | |
1.2. Основные функции и механизм финансового менеджмента | |
1.3. Информационное обеспечение и базовые концепции финансового менеджмента | |
Лекция 2. Финансовый анализ и системе управления финансовой деятельностью | |
2.1. Сущность и принципы финансового анализа | |
2.2. Структура и направления финансового анализа. | |
2.3. Основные методы и приемы в финансовом анализе | |
2.4. Применение простых и сложных процентов в анализе | |
Лекция 3. Финансовое планирование и прогнозирование в организации. | |
3.1. Финансовое планирование в организации. | |
3.2. Бюджетирование – инструмент финансового планирования. | |
3.3. Финансовое прогнозирование в организации. | |
Лекция 4. Управление доходами и расходами организации. | |
4.1.Показатели прибыльности и рентабельности. | |
4.2.Операционный анализ в системе управления. | |
4.3. Уровень безубыточности. Ценообразование на основе затрат и рынка. | |
Лекция 5. Управление активами предприятия | |
5.1. Экономическая сущность и оптимизация структуры активов | |
5.2. Управление внеоборотными активами | |
5.3. Управление оборотными активами | |
Лекция 6. Управление капиталом организации. | |
6.1.Сущность и основы управления капиталом | |
6.2. Определение стоимости капитала | |
6.3. Оптимизация структуры капитала | |
Лекция 7. Инвестиции и инвестиционная стратегия предприятия 7.1. Экономическая сущность и признаки инвестиций. | |
7.2.Формы реального и финансового инвестирования | |
7.3.Формирование инвестиционной стратегии и активности | |
Лекция 8. Инвестиционный проект и критерии оценки | |
8.1. Сущность и значение инвестиционного проекта | |
8.2. Разработка и реализация инвестиционного проекта | |
8.3. Методы оценки экономической эффективности | |
Лекция 9. Дивидендная политика организации | |
9.1. Методики дивидендных выплат | |
9.2.Основыне типы дивидендной политики | |
9.3..Методики дивидендных выплат | |
Лекция 10. Управление финансовым состоянием предприятия | |
10.1. Сущность финансового состояния | |
10.2.Основные методы и приемы оценки финансового состояния | |
10.3. Интегральные подходы к оценке финансового состояния. | |
Рекомендуемая литература |
Лекция 1. Финансовый менеджмент, его роль и место в системе управления организацией
Вопросы для самоконтроля
1. Сущность и значение финансового менеджмента в экономике
2. Субъект и объект финансового менеджмента
3. Дайте определение понятия «финансовый менеджмент»
4. Предмет финансового менеджмента
5. Основные принципы финансового менеджмента
6. Главная цель финансового менеджмента
7. Задачи финансового менеджмента
8. Научные теории финансового менеджмента
9. Основные функции финансового менеджмента
10. Механизмы финансового менеджмента
11. Информационное обеспечение финансового менеджмента
12. Базовые концепции финансового менеджмента
Лекция 2. Финансовый анализ и система управления финансовой деятельностью
Вопросы для самоконтроля
- Раскройте сущность ключевых функций финансового анализа?
- Решение каких задач обеспечивает финансовый анализ?
- Какие системы финансового анализа, проводимого на предприятии, вы можете назвать?
- Какой вид анализа характеризуют коэффициенты финансовой устойчивости, платежеспособности, оборачиваемости активов и др.?
- Дайте понятие процессу планирования в финансовом менеджменте.
- Назовите и охарактеризуйте основной документ, составляющийся в процессе планирования всей деятельности организации.
- Какие аспекты раскрывает финансовый раздел бизнес-плана?
- Раскройте сущность видов финансового планирования.
- Какой вид финансового планирования позволяет разработать конкретные среднесрочные финансовые планы?
- Перечислите основные этапы финансового прогнозирования.
- Дайте определение понятия «контролинг».
- Назовите цель функционирования Росфинмониторинга.
- Какие функции реализуются финансовым рынком?
- Какую роль играют финансовые институты на финансовом рынке?
- Чем определятся цена капитала на финансовом рынке?
- Назовите функции сложного процента, являющиеся основой концепции временной стоимости денег.
Лекция 3. Финансовое планирование и прогнозирование в организации.
3.1. Финансовое планирование в организации.
План — система целевых показателей развития экономической системы, а также указание на этапы и способы их достижения, распределение ресурсов, определение ожидаемых результатов и способов их использования.
При этом прогнозирование — метод выявления возможных вариантов действий при определенных условиях или вероятное суждение о будущем состоянии какого- либо процесса или явления. Прогноз носит вероятностный, а план — нормативный характер.
Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей.
Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей организации.
Финансовый план - это документ, характеризующий способ достижения финансовых целей организации и увязывающий ее доходы и расходы. Его основу составляют стратегический и производственный планы.
Стратегичесий план – это формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности компании.
В рамках стратегического планирования выделяются четыре типа целей:
• рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в производственно-коммерческой деятельности компании);
• производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);
• финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);
• социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или определенных его слоев).
Основное предназначение стратегического плана — во-первых, обоснование, какой товар должен производиться и, во-вторых, где товар может быть реализован. Составной частью любого стратегического плана является финансовый раздел.
Производственный план — неотъемлемая часть любого бизнес-плана, в которой должны быть описаны все производственные или прочие хозяйственные процессы предприятия.
Основной целью финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами инвестиционных процессов в соответствии со стратегическими и текущими задачами по развитию, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.
Основные задачи финансового планирования:
- обеспечение хозяйственного процесса необходимыми финансовыми ресурсами в виде определения плановых объемов необходимых денежных фондов и направления их расходов;
- оптимизация финансовых отношений с бюджетом, банками, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;
- выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервов по его эффективному использованию;
- увеличение прибыли за счет эффективного использования денежных средств, осуществление контроля за образованием и расходом денежных средств и эффективного вложения капитала.
По своему содержанию основной целью управления финансовой деятельностью является выработка управляющих воздействий на движение финансовых ресурсов и капитала направленная на повышения эффективности их использования и приращения за счет полученной прибыли (дохода).
Один из важнейших элементов процесса планирования - это составление бизнес-планов.
Бизнес-план - это документ, в котором описываются основные аспекты текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, а так же определяются критерии и способы достижения необходимых параметров развития в соответствии с задачами.
Основным назначением финансового раздела являются:
♦ определение размера и сроков инвестиций, необходимых для реализации бизнес-плана;
♦ расчет планируемой прибыли по годам (кварталам);
♦ определение и прогноз прибыльности представленного варианта бизнес-плана;
♦ построение прогнозной отчетности.
Финансовое планирование базируется на основных его системах, которые находятся во взаимосвязи и реализуются в последовательности:
1. Стратегическое (перспективное )финансовое планирование - состоит в разработке прогноза основных показателей финансовой деятельности и финансового состояния организации на долгосрочный период.
2. Тактическое (текущее) финансовое планирование - состоит в разработке конкретных видов среднесрочных финансовых планов, сформировать структуру организации доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность организации, предопределить структуру ее активов и капитала на конец планируемого периода.
3. Оперативное финансовое планирование - состоитв разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности организации.
3.2. Бюджетирование – инструмент финансового планирования
Цель разработки и внедрения системы бюджетирования — совершенствование системы финансового управления и экономического анализа деятельности организации. Бюджет — документ, содержащий плановые показатели организации на ближайшую перспективу.
Первый этап - процесс бюджетирования, разделенный условно на две части:
• подготовка операционного бюджета;
• подготовка финансового бюджета.
Второй и третий этапы - оценка абсолютных и относительных показателей и их отклонений, используется для расчета коэффициентов ликвидности, рентабельности, платежеспособности, финансовой устойчивости предприятия и т.п.
Четвертый этап – принятие управленческого решения по центрам финансовой ответственности (ЦФО), а на пятом — конкретные решения доводятся до сведения руководителей ЦФО, происходит регулирование деятельности ЦФО.
Основная задача бюджетирования - получение своевременной полной информации, необходимой для решения следующих задач: управление денежными средствами; формирование необходимого объема финансовых ресурсов; рассмотрение альтернативных финансовых стратегий; контроль и коррекция финансово-хозяйственной деятельности; оптимизация документооборота.
Бюджетирование охватывает все сферы деятельности хозяйствующего субъекта. Таким образом, бюджетирование занимает особое место в системе управления предприятием, осуществляя информационное обеспечение принятия решений в целях оптимального использования имеющихся возможностей и одновременно являясь отправным пунктом в организации всей деятельности предприятия.
Значение показателя WACC
Значение показателя | Комментарий |
WACC < IRR | Если значение средневзвешенной стоимости капитала WACC ниже внутренней нормы рентабельности IRR, то вложенный в проект капитал принесет положительное значение NPV, следовательно проект можно принять. |
WACC = IRR | Если значение средневзвешенной стоимости капитала WACC равна внутренней нормы рентабельности IRR, то проект не принесет ни прибыль и не убытки, следовательно проект нужно отклонить. |
WACC > IRR | Если значение средневзвешенной стоимости капитала WACC выше внутренней нормы рентабельности IRR, то вложенный капитал в проект принесет отрицательное значение NPV, следовательно проект нужно отклонить. |
В случае привлечения дополнительного капитала организация формирует новую структуру капитала и на ее основе рассчитывает целевую стоимость капитала - ценовой ориентир при покупке дополнительного капитала. Таким образом, проблема вычисления стоимости капитала распадается на две задачи:
1) определение оптимальной структуры капитала, т. е. сочетания различных источников финансирования инвестиций;
2) вычисление стоимости каждого источника финансирования.
Поэтому в расчетах выделяютпредельную стоимость капитала — максимальную стоимость дополнительно привлекаемого капитала, за пределами которой организация не может обеспечить требуемую норму доходности.
В основе подхода определения стоимости капитала на базе рисков лежит представление, что доходность инвестиций должна компенсировать риск, характерный для данной инвестиции. Развитый рынок капитала предусматривает, что инвесторы действуют рационально, т.е. являются противниками риска, поэтому за больший риск требуют большую доходность.
В рамках этого подхода используются две модели:
· модель оценки капитальных активов CAPM (модель Шарпа)
· кумулятивная модель
Стоимость заемного капитала
Определение стоимости заемного капитала включает в себя расчет стоимости кредита, облигационного займа и финансового лизинга. В качестве ставки требуемой доходности выступают годовые ставки по договору кредита, ставки лизинговых платежей и доходность к погашению облигаций.
Стоимость заемного капитала (Kd) рассчитывается по формуле:
|
где:r - годовая процентная ставка за пользование заемным капиталом
Т - ставка налога на прибыль
Отличия расчетов стоимости заемного капитала от подходов к определению стоимости собственного капитала:
1.проценты по кредитам, облигациям и лизинговые платежи выплачиваются не из чистой прибыли, как дивиденды, а признаются расходами в целях налогообложения, снижая тем самым затраты предприятия на величину невыплаченного налога на прибыль.
Поэтому расчет стоимости кредитаможно выразить с помощью формулы:
|
где - нормируемая ставка по кредиту в соответствии с налоговым законодательством; - реальная стоимость заемного капитала; - ставка процента по кредитному договору; - ставка налога на прибыль.
2. стоимость заемного капитала должна рассчитывается по эффективной ставке процента, учитывающей стоимость дополнительных затрат, состав, и размер которых определяются в каждом случае отдельно. В состав дополнительных затрат входят комиссии за пользование кредитом, выпуск и размещение облигационного займа, за экспертизу договора займа, кредитной заявки, за оформление кредита, за выдачу и сопровождение кредита, за открытие, обслуживание текущего счета, выплаты по дополнительным соглашениям в пользу третьих лиц.
Стоимость финансового лизинга– ежегодная сумма лизинговых платежей, включающих в себя помимо компенсации лизингодателю за использованные заемные средства, комиссионного вознаграждения лизингодателю, оплаты дополнительных (вспомогательных) услуг лизингодателя, амортизацию имущества за весь срок действия договора. Поскольку амортизация не является непосредственными расходами лизингополучателя по привлечению лизинга, то ее исключают из суммы лизинговых платежей и рассчитывают стоимость лизинга по следующей формуле:
|
где – стоимость капитала, привлекаемого посредством финансового лизинга; - годовая ставка лизинговых платежей; - ставка налога на прибыль; - норма амортизационных отчислений.
Стоимость заемного капитала, привлекаемого через эмиссию облигаций, определяется доходностью к погашению, под которую компании удалось разместить облигации, за вычетом относительных затрат на размещение.
Получив значения текущей стоимости каждого источника, можно рассчитать текущую стоимость всего капитала корпорации, используемую в качестве ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционных решений компании.
Текущая совокупная рыночная стоимость коммерческой организации (Vt) может быть найдена по формуле:
|
Приведенная формула дает приблизительную оценку, более точные расчеты предполагают раздельную оценку рыночнойстоимости собственного и заемного капитала и суммирование полученных результатов.
На формирование рациональной структуры средств влияют следующие факторы:
• темпы роста оборота организации, требующие повышенного финансирования из-за возрастания переменных, а возможно, и постоянных затрат, роста дебиторской задолженности, инфляции и других издержек;
• уровень и динамика рентабельности, так как наиболее рентабельные организации имеют относительно низкую долю долгового финансирования в среднем за длительный период;
• структура активов. Если организация располагает значительными активами общего назначения, которые по своей природе способны служить обеспечением кредитов, то доля заемных средств в структуре пассива увеличивается;
• тяжесть налогообложения;
• отношение кредиторов к организации;
• состояние рынка капиталов.
Структура капитала оказывает прямое воздействие на рыночную стоимость предприятия. Рыночная стоимость действующего предприятия определяется путем оценки его будущих денежных потоков.Расчет связан с выбором ставки дисконтирования, основанной на уровне доходности, и оценкой ожидаемого риска.
Определение рыночной стоимости организации осуществляется
в несколько этапов:
• На первом этапе прогнозируется ожидаемая величина текущей прибыли компании на длительный период. Текущая прибыль представляет собой прибыль до выплаты процентов, но после уплаты налогов. Этим достигается независимость размеров денежных потоков от структуры источников финансирования текущей деятельности предприятия. Затем текущая прибыль увеличивается на величину списанного износа основного капитала и нематериальных активов и на сумму отложенных налогов, а также учитываются другие элементы, не отразившиеся на денежных потоках.
• На следующем этапе определяется общая величина будущих капитальных затрат, необходимых для обеспечения производственной деятельности и поддержания текущего уровня прибыли организации. К ним относятся затраты на приобретение машин и оборудования, проведение научных исследований, увеличение оборотного капитала.
• В результате получают чистые денежные потоки предприятия, которые используют при оценке его рыночной стоимости.
Чистые денежные потоки- капитал предприятия, который находится в его распоряжении и может использоваться для выполнения обязательств компании перед инвесторами (на выплату процентов, дивидендов, погашение долга и выкуп своих акций).
Рыночная стоимость компании (V) равна чистой текущей стоимости, полученной в результате дисконтирования суммы чистых денежных потоков приемлемой ставки доходности. V=Dlr.
В качестве дохода здесь выступает показатель прибыли до выплаты процентов и налогов, уменьшенный на величину налога на прибыль и других обязательных отчислений от прибыли.
В качестве приемлемой ставки доходности используется средневзвешенная стоимость капитала (W). Это связано с тем, что предприятие ежегодно получает одинаковый уровень доходов, используемый для покрытия расходов по обслуживанию источников формирования капитала, к которым относятся выплаты дивидендов акционерам и процентов кредиторам. Если допустить, что вся чистая прибыль распределяется между акционерами, то общий уровень расходов компании по обслуживанию источников формирования капитала равен величине средневзвешенной стоимости капитала.
Предельная средняя стоимость капитала – это минимальная норма прибыли, требуемая для инвестиций при таком же риске, как и для компании. Она показывает прирост средневзвешенной цены капитала, связанный с привличениемдоролнительного капитала компании:
MCC= где, WACC– прирост средневзвешенной стоимости капитала; – прирост капитала
Оптимальная структура капитала представляет собой такое соотношение использования собственных и заемных средств, при котором обеспечивается наиболее эффективная пропорциональность между коэффициентом финансовой рентабельности и коэффициентом финансовой устойчивости организации.
Оптимизация структуры капитала является одной из наиболее важных и сложных задач управления капиталом. Основными методами оптимизации выступают:
♦ оптимизация структуры капитала по критерию максимизации уровня прогнозируемой рентабельности собственного капитала;
♦ оптимизация структуры капитала на основе анализа зависимости «Прибыль до уплаты процентов и налога ~ Чистая прибыль на акцию» или «ЕВ1Т — EPS»;
♦ оптимизация структуры капитала по критерию минимизации цены капитала.
Термин «финансовый рычаг»(«финансовый леверидж») — это отношение величин, увеличивая или уменьшая которые можно получить более сильное изменение того или иного финансового результата.
Финансовый рычаг отражает соотношение заемного и собственного капитала, что характеризует уровень финансовой устойчивости организации и повышение эффективности бизнеса за счет привлечения заемного капитала. Исследование механизма действия финансового рычага служит обоснованием управленческих решений по привлечению заемных средств, поэтому производится расчет относительной величины эффекта финансового рычага (ЭФР) по следующей формуле:
|
где ЭФР — сила воздействия финансового рычага (прирост коэффициента рентабельности собственного капитала), %; Т — ставка налога на прибыль; р— средняя расчетная ставка за кредит; RA— экономическая рентабельность активов, % ЗК — заемный капитал; СК — собственный капитал предприятия.
Эта формула позволяет определить безопасный для предприятия объем заемных средств, наиболее выгодные условия кредитования и приемлемую ставку ссудного процента, а также облегчает налоговое бремя. Кредит будет выгодным для компании, если он увеличит эффект финансового рычага.
Коэффициент финансового рычага отражает положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет значения дифференциала. Чем выше положительное значение дифференциала, тем выше эффект финансового рычага.
При неизменном дифференциале коэффициент финансового рычага является главным генератором возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, а также финансового риска потери этой прибыли.
Однако чем больше финансовый рычаг, тем выше финансовый риск и стоимость капитала предприятия, т.к. увеличивается сумма процентов, выплачиваемая по заемным средствам. В результате изменения структуры капитала и привлечения заемных средств может возрасти рентабельность акционерного капитала.
Существует тесное взаимодействие производственного и финансового левериджа. Исходной точкой анализа являлся объем реализованной продукции, а конечной - величина чистой прибыли. В этой зависимости между объемом реализации и чистой прибылью первичным является производственный леверидж (его называют левериджем первого порядка), а вторичным - финансовый (леверидж второго порядка). Степень изменения чистой прибыли в результате изменения объема реализованной продукции характеризуется категорией производственно-финансового (комбинированного) левериджа.
3. Эффект производственного рычага = Маржинальный доход/прибыль от продаж
4. Эффект производственного рычага = (Выручка –Переменные затраты)/Прибыль от продаж
Таким образом это находит выражение в умножении двух сил — операционного (ЭОР) и финансового (ЭФР) рычагов и появлении общего операционно-финансового рычага (ЭОФР):
ЭОФР = ЭОР х ЭФР.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации продукции отзывается более сильным изменением величины прибыли в связи с различной степенью влияния постоянных и переменных затрат в составе себестоимости на формирование финансовых результатов деятельности фирмы. Данная зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко.
На практике для определения силы воздействия операционного рычага используют отношение валовой маржи к прибыли организации.
Увеличение доли постоянных затрат еще больше увеличит силу воздействия производственного рычага. А чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше предпринимательский риск.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение капитала?
2. Охарактеризуйте сущность капитала?
3. Что означает управлять финансами
4. Какие задачи управлением капиталом вы знаете
5. Перечислите компоненты пяти- элементной системы финансирования
6. Охарактеризуйте метод расчета средневзвешенной стоимости капитала
7. Как рассчитывается стоимость источников капитала
8. Какие теории структуры капитала бывают
9. Сущность банковского кредитования
10. Почему определение цены капитала является одним из основных понятий финансового менеджмента
11. Для чего служит показатель стоимости капитала
12. Зачем выделяют предельную стоимость капитала
13. На какие факторы влияет формирование рациональной структуры средств
14. Дайте определение оптимизации структуры капитала
15. Назовите обобщающие теоретические концепции
16. Назовите методы оптимизации
17. Дайте определение финансового рычага
18. Как вы понимаете влияние финансового рычага на прибыль
19. Каким может быть коэффициент финансового рычага (положительным или отрицательным)
20. Как между собой взаимосвязан финансовый рычаг и финансовый риск?
21.Назовите обобщающие теоретические концепции
22.Назовите методы оптимизации
23.Дайте определение финансового рычага
24.Как вы понимаете валяние финансового рычага на прибыль
25.Каким может быть коэффициент финансового рычага (положительным или отрицательным)
26.Как между собой взаимосвязан финансовый рычаг и финансовый риск?
Фазы проекта.
По времени инвестиционный проект охватывает период от момента зарождения идеи о создании или развитии производства, его преобразовании до завершения
жизненного цикла создаваемого объекта и ликвидации проекта. Этот период включает в себя три фазы.
1. Предынвестиционная фаза. На этом этапе происходит формирование инвестиционного замысла, исследование инвестиционных возможностей, технико-экономическое обоснование и расчет эффективности инвестиционных вложений.
2. Инвестиционная фаза. Подготовка и заключение контрактов, проектирование, строительство, маркетинг, обучение кадров, закупка материальных ресурсов и создание их запасов, строительно-монтажные работы. Эта фаза может быть ограничена нормативным сроком службы основного технологического оборудования, в ряде случаев она может зависеть от темпов обновления продукции и необходимости в существенном техническом перевооружении.
3. Эксплуатационная фаза. Эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей, ремонт, модернизация, замена оборудования и т.д.
Часто в состав жизненного цикла вводится еще одна фаза — ликвидационная. Это можно считать обоснованным, так как на этом этапе требуются также дополнительные вложения средств в завершение инвестиционного проекта.
Инвестиционных проектов
Эффект –результат использования инвестиций. Он может проявляться не в одной, а в нескольких сферах. Можно получить повышение качества продукта и увеличение объема продаж, это будет коммерческий эффект.
Согласно Рекомендациям предлагается оценивать следующие виды эффективности:
• эффективность проекта в целом;
• эффективность участия в проекте.
Эффективность проекта в целом включает:
• общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;
• коммерческую эффективность проекта.
Эффективность участия в проекте включает:
• эффективность участия предприятий в проекте;
• эффективность инвестирования в акции предприятия;
• эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям — участникам проекта (в том числе региональную и народнохозяйственную эффективность, отраслевую и бюджетную эффективность);
• бюджетную эффективность инвестиционного проекта.
Методики дивидендных выплат
Согласно действующим нормативным документам дивидендом является часть чистой прибыли акционерного общества, распределяемая среди акционеров пропорционально числу акций, находящихся в их распоряжении. Дивиденд может выплачиваться с определенной периодичностью, что регулируется национальным законодательством
Принятая в большинстве стран процедура выплаты дивидендов стандартна и проходит в несколько этапов (Примерная последовательность выплаты дивидендов):
Дата объявления дивидендов — это день, когда совет директоров принимает решение (объявляет) о выплате дивидендов, их размере, датах переписи и выплаты. Многие компании публикуют эту информацию в финансовой прессе. Дата переписи — это день регистрации акционеров имеющих право на получение объявленных дивидендов. Необходимость в такой регистрации определяется тем, что состав акционеров постоянно меняется ввиду обращения акций на рынке ценных бумаг. Дата переписи обычно назначается за 2—4 недели до дня выплаты дивидендов. Для того чтобы установить, кто имеет право на дивиденды, назначается экс-дивидендная дата: лица, купившие акции до этой даты, имеют право на дивиденды за истекший период; лица, купившие акции в этот день и позже, такого права не имеют. Экс-дивидендная дата назначается обычно за четыре деловых дня до момента дивидендной переписи. Дата выплаты — это день, когда производится рассылка чеков акционерам или когда они могут получить дивиденды непосредственно.
Согласно п. 2 ст. 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» источником выплаты дивидендов является чистая прибыль общества (формально это означает, что речь о совокупной прибыли, включающей чистую «прибыль общества за истекший год и нераспределенную прибыль прошлых лет); по привилегированным акциям дивиденды могут выплачиваться за счет специально созданных для этого фондов (последние используются для выплаты дивидендов в случае недостаточности чистой прибыли или убыточности общества по результатам отчетного периода). Поэтому теоретически коммерческая организация может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли текущего периода.
В мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат а именно:
Методика постоянного процентного распределения прибыли. Как известно, чистая прибыль распределяется на выплаты дивидендов по -привилегированным акциям (Dps) и прибыль, доступную владельцам обыкновенных акций (Pcs)- Последняя, в свою очередь, распределяется решением собрания акционеров на дивидендные выплаты по обыкновенным акциям (Dcs) и реинвестированную (т. е. нераспределенную) прибыль (RP).
Методика фиксированных дивидендных выплат. Эта политика предусматривает регулярную выплату дивиденда на акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени, например, 1,3 ус.ед.. безотносительно к изменению курсовой стоимости акций. Если фирма развивается успешно и в течение ряда лет доход на акцию стабильно превышает некоторый уровень, размер дивиденда может быть повышен. То есть имеется определенный лаг между двумя этими показателями. Определяя размер фиксированного дивиденда на некоторую перспективу, компании в качестве ориентира нередко используют приемлемые для них значения показателя «дивидендный выход». Данная методика позволяет в определенной степени нивелировать влияние психологического фактора и избежать колебания курсовых цен акций, характерного для методики постоянного процентного распределения прибыли.
Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов. Эта методика является развитием предыдущей. Компания выплачивает регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически, в случае успешной деятельности акционерам выплачиваются экстра-дивиденды. Термин «экстра» означает премию, начисленную к регулярным дивидендам, и имеющую разовый характер, т. е. получение ее в следующем году не обещается. Более того, здесь также рекомендуется использовать психологическое воздействие премии — она не должна выплачиваться слишком часто, поскольку в этом случае становится ожидаемой, а сама методика выплаты экстра-дивидендов становится бесполезной. Данные о премии также публикуются в финансовой прессе. Например, если компания объявила о выплате дивиденда в размере 1,2 долл. и премии в размере 30 центов, информация в прессе может иметь вид: «1,2 + 0,3».
Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу. Суть этой методики, являющейся достаточно распространенной на Западе, состоит в том, что дивиденды должны выплачиваться в последнюю очередь — после того как удовлетворены все обоснованные инвестиционные потребности компании. Отсюда видна и последоват