Органы государственного финансового контроля
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, права, обязанности и ответственность которых строго регламентирована.
При представительных органах власти (Совет Федерации и Государственная Дума) действуют:
· комитет по бюджету и налогам;
· комитет по финансовому рынку.
(Подобные комитеты созданы и субъектами РФ);
· Счетная палата РФ. Коллегия Счетной палаты кроме председателя и его заместителей включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального собрания). Текущую работу ведут инспектора Счетной палаты. Подобные органы созданы и в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также выдачей государством кредитов и займов. Основные формы контроля - тематические проверки и ревизии. Меры воздействия на нарушителей:
· предписание;
· предписание, обязательное для исполнения;
· приостановление всех операций по счетам.
Деятельность Счетной палаты по закону является гласной.
Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.
Определенные функции выполняет Контрольное управление Президента РФ и недавно созданный Общественный Совет.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и агентств.
При правительстве действует Контрольно - наблюдательный совет.
Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета, проведения аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.
Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно - ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.
Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов и районов в городах.
На него возложены следующие обязанности:
· контроль за доходной и расходной частью ФБ в процессе его исполнения;
· контроль за состоянием государственных финансов в целом;
· контроль (совместно с ЦБ РФ) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
· контроль за государственными внебюджетными фондами и отношениями между ними и бюджетом.
К специализированным органам государственного финансового контроля относятся:
Государственная налоговая служба. Она включает Федеральную налоговую службу и государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления (городские и районные налоговые инспекции);
Федеральная служба страхового надзора(Росстрахнадзор), состоящая из центрального органа, региональных и кустовых (по группе областей) инспекций Росстрахнадзора;
Центральный банк России (ЦБР) и его структурное подразделение Департамент банковского надзора;
Структурные подразделения министерств и агентств,осуществляющие ведомственный финансовый контроль.
Проверки проводятся один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года в остальных организациях.
Негосударственный финансовый контроль включает:
· внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится бухгалтерией, финансовым отделом предприятия. Включает оперативный контроль (проводимый главным бухгалтером в процессе повседневной деятельности путем визирования документов) и стратегический;
· аудиторский финансовый контроль. Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной, которой подлежат, в частности все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, благотворительные фонды, все АО и предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранного инвестора.