Финансы и финансовая система государства, финансовая деятельность
Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы.
1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:
1. Понятие, функции и роль финансов.
2. Финансовая система Российской Федерации.
3.Понятие, роль и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
2. Вопросы для обсуждения:
1. Назовите органы, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований.
2. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Наименование ОС | Контрольный срез знаний |
Наполнение ОС | Во время занятий (лекций, семинарских занятий) преподаватель по своему усмотрению проводит текущий контроль на знание изученных тем, в т.ч. основных определений понятий, классификаций и т.д. – в виде открытых вопросов: 1.Понятие, функции и роль финансов. 2.Финансовая система Российской Федерации. 3.Понятие, роль и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. 4.Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. 5.Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований. |
Наименование ОС | News-блок |
Наполнение ОС | Данная форма направлена на осознание студентом практической значимости финансового права как отрасли права. Представляет собой правовой анализ изменения финансовой ситуации в стране, а также формулирование юридически значимых предложений по выходу из проблемных ситуаций. |
Наименование ОС | Тестирование |
Наполнение ОС | Представляет собой проверку уровня подготовки студента к предстоящему семинарскому занятию. Аналогично контролю среза знаний по форме это могут быть как открытое, так и закрытое тестирование. Приложение № 2 |
Наименование ОС | Работа на семинарских занятиях |
Наполнение ОС | Представляет собой теоретическую и практическую подготовку. Теоретическая подготовка осуществляется студентом по заранее очерченному кругу вопросов, излагается в устной форме в ходе проведения семинарского занятия. Практическая подготовка представляют собой решение студентом при подготовке к семинарскому занятию case-study по соответствующей теме. Контрольные вопросы 1. Понятие финансов и финансовой деятельности. 2. Сущность финансов, их функции. 3. Финансовая система РФ, ее состав. Задание: Студент, классифицируя финансы по административно-территориальному признаку, выделил следующие виды финансов: - финансы РФ; - федеральные финансы; - финансы субъекта РФ; - совместные финансы; - местные финансы; - государственные финансы; - негосударственные финансы; - финансы предприятий; - финансы государственных предприятий; - финансы кредитных организаций; - международные финансы. Отдельные студенты выразили сомнение в правильности такой классификации. Каково ваше мнение. Определите данные понятия. |
Практическое занятие № 3
Финансовый контроль
Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы.
1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:
1.Понятие, значение, принципы финансового контроля.
2.Виды и методы финансового контроля.
3.Органы, осуществляющие финансовый контроль.
2. Вопросы для обсуждения:
1.Правовое регулирование государственного финансового контроля на федеральном, региональном и местном уровне.
2.Виды финансового контроля и их классификация.
3. Объекты государственного финансового контроля.
4. Методы государственного финансового контроля.
5. Система органов финансового контроля.
Наименование ОС | Контрольный срез знаний |
Наполнение ОС | Во время занятий (лекций, семинарских занятий) преподаватель по своему усмотрению проводит текущий контроль на знание изученных тем, в т.ч. основных определений понятий, классификаций и т.д. – в виде открытых вопросов: 1.Понятие, значение, принципы финансового контроля. 2.Виды и методы финансового контроля. 3.Органы, осуществляющие финансовый контроль. |
Наименование ОС | Тестирование |
Наполнение ОС | Представляет собой проверку уровня подготовки студента к предстоящему семинарскому занятию. Аналогично контролю среза знаний по форме это могут быть как открытое, так и закрытое тестирование. Приложение № 3 |
Наименование ОС | Работа на семинарских занятиях |
Наполнение ОС | Представляет собой теоретическую и практическую подготовку. Теоретическая подготовка осуществляется студентом по заранее очерченному кругу вопросов, излагается в устной форме в ходе проведения семинарского занятия. Практическая подготовка представляют собой решение студентом при подготовке к семинарскому занятию case-study по соответствующей теме. Контрольные вопросы 1.Финансовый контроль в РФ: источники правового регулирования, понятие, функции, задачи. 2. Понятие финансовой дисциплины. 3. Формы, методы и виды государственного и муниципального финансового контроля. Задание: Какие документы оформляются по результатам ревизии? Кто, по Вашему мнению, может продлить срок ревизии: - руководитель ревизуемого предприятия (организации); — должностное лицо, назначившее ревизию; - должностное лицо, возглавляющее ревизионную группу; - главный бухгалтер предприятия; - прокурор. |
Практическое занятие № 4
Бюджетное право и бюджетный процесс
Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы.
1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:
1.Понятие, роль и виды бюджетов.
2.Понятие, предмет и метод бюджетного права.
3.Принципы и источники бюджетного права.
4.Понятие бюджетного процесса и полномочия его участников.
5.Стадии бюджетного процесса.
6.Межбюджетные трансферты.
7.Понятие и правовые основы доходов бюджетов.
8.Система доходов бюджетов.
9.Понятие и виды расходов бюджетов.
10.Формирование расходов бюджетов.
2. Вопросы для обсуждения:
1. Что является первичным - народно-хозяйственный (стратегический) план или финансовый план. Как соотносятся стратегичекое прогнозирование и планирование с бюджетным планом?
2. Как соотносятся понятия «бюджетные средства» и «денежные средства (деньги)»?
3. Принцип единства кассы – принцип осуществления бюджетного контроля или принцип для организационного устройства исполнения бюджета?
4. Бюджетная ответственность – юридическая ответственность или обеспечительная мера? Бюджетное нарушение – правонарушение или юридический факт?
(i) Вариант проведения семинара с использованием интерактивной формы обучения:Деловая игра с элементами ролевой игры «Рассмотрение стадий бюджетного процесса».
Сюжет игры основан на имитационном моделировании базовой модели
бюджетного процесса, которая состоит из следующих стадий:
1 – составление проектов бюджета,
2 – рассмотрение законопроекта в Государственной Думе (принятие Советом ГД к рассмотрению, направление в профильный комитет, работа в комитете, рекомендация Совета ГД для включения в повестку обсуждения пленарного заседания в первом чтении),
3 – рассмотрение в трех чтениях и утверждение закона в Государственной Думе,
4 – рассмотрение и/или одобрение закона Советом Федерации,
5 – подписание закона Президентом Российской Федерации,
6 – исполнение бюджета,
7 – контроль исполнения бюджета,
8 – проверка отчета об исполнении бюджета,
9 – утверждение отчета об исполнении бюджета.
Объектом обсуждения является законопроект, выбранный преподавателем.
Например, в качестве модели текста законопроекта может быть выбран текст
проекта федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2016 год».
Учебная студенческая группа делится на несколько подгрупп, количество которых должно соответствовать основным участникам бюджетного процесса на федеральном уровне власти. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в игровом сюжете принимают участие:
Основные участники бюджетного процесса
1. Президент РФ, он же полномочный представитель Президента РФ в ГД.
2. Правительство РФ – 1 студент, он же полномочный представитель
Правительства РФ в ГД.
3. Министерство финансов РФ – 1 студент
4. Председатель Государственной Думы РФ.
5. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам – 1 студент
6. Совет Федерации РФ – 1 студент
7. Министерство экономического развития и торговли – 1 студент
8. Центральный банк РФ – 1 студент
9. Счетная палата РФ – 1 студент.
10. Федеральное казначейство РФ – 1 студент
11. Субъект права законодательной инициативы, например, им может явиться
группа депутатов от КП РФ (1-3 человека),
12. Иные группы депутатских объединений (исходя из реального состава ГД РФ):
от движения «Справедливая Россия» – 1 – 2 человека,
от движения «Единая Россия» - 2-3 человека,
от ЛДПР – 2-3 человека и др.
В зависимости от количества студентов в группе число депутатских объединений может быть увеличено или уменьшено.
Перед проведением деловой игры преподаватель разъясняет порядок и правила ее проведения, заключающиеся в следующем.
Первая стадия осуществляется студентами дома. Представители участников, ответственные за разработку проекта бюджета на следующий финансовый год, должны подготовить текст законопроекта, беря в качестве образца текст закона или законопроекта, предложенного преподавателем, и внося свои поправки.
Подготовленный проект передается всем участникам игры для реализации
второй стадии – предварительного рассмотрения:
в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы
– для выработки окончательного текста проекта или подготовки альтернативного законопроекта, Президенту РФ, в Правительство РФ – для подготовки отзывов, предложений, замечаний, в Правовое управление Аппарата Государственной Думы – для проведения правовой и лингвистической экспертизы.
Вторая стадия – предварительное рассмотрение – также проводится
студентами во внеаудиторное время. Каждый из участников, получивший текст законопроекта для ознакомления, дома готовит на него замечания, предложения, поправки, изменения. Домашние заготовки студенты приносят на аудиторное занятие, во время которого их используют при реализации своих ролевых функций.
Третья стадия проводится во время семинарского занятия. Заседание ведет сначала Председатель Государственной Думы либо заместитель председателя в соответствии с порядком, установленным Регламентом Государственной Думы.
Каждый участник игры должен иметь письменный текст своего выступления, обоснованного не только с правовой позиции, но и с учетом их политической принадлежности (для представителей общественно-политических движений).
Субъект права законодательной инициативы во время представления своего законопроекта на заседании Государственной Думы должен отстаивать свой проект, обоснованно отвергая возможные поправки или дополнения.
Во время обсуждения законопроекта (на семинарском занятии) обязательно должны высказать свое заключение полномочные представители Президента и Правительства РФ, а также представитель Правового управления Аппарата Государственной Думы (заключение должно содержать ответы на вопросы: а) соответствует или не соответствует законопроект Конституции РФ, б) не нарушена ли логика законопроекта). При обсуждении законопроекта должны выступить все участники деловой игры, давая оценку законопроекту и высказывая предложения о его одобрении и принятии.
Студенты самостоятельно (путем предварительного совместного обсуждения) могут выбрать тот или иной путь развития сюжета деловой игры (т.е. совокупность действий), затем готовят свои заключения и предложения, основываясь на реальном порядке законодательного процесса, установленного в Регламенте Государственной Думы.
В процессе такого занятия студенты учатся:
- работать с нормативными актами и пользоваться полученной из них информацией,
- выступать перед аудиторией,
- вести дискуссии,
- аргументировано излагать свою точку зрения
- отвечать на высказанные им другими участниками замечания или предложения,
- логично и обоснованно формулировать свои ответы.
Во время проведения деловой игры преподаватель находится в аудитории, направляет развитие игрового занятия, но не участвует в нем. По окончании игры студенты передают преподавателю тексты своих выступлений, с учетом содержания которых он подводит итоги и дает оценку действиям студентов. При этом он оценивает технико-юридическое обоснование подготовленных текстов, логику изложения материала, степень подготовленности и знания каждого студента.
Список рекомендуемой литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями);
2. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период».
Наименование ОС | Домашняя контрольная работа |
Наполнение ОС | Домашняя контрольная работа направленна на формирование у обучающихся аналитических способностей, а также навыков работы с действующими нормативными правовыми актами. Как правило, домашняя контрольная работа представляет собой выполнение сравнительных таблиц по изучаемой теме. Домашняя контрольная работа сдается для проверки в срок, указанный преподавателем, и после его истечения к проверке не принимается. Домашняя контрольная работа №2 Между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (заказчиком) и Обществом (поставщиком) по итогам открытого аукциона в электронной форме заключен Контракт, по условиям которого поставщик обязуется поставить заказчику расходные материалы к оргтехнике заказчика согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью Контракта. Согласно Контракту для проверки поставленных товаров в части их соответствия условиям контракта, заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, производится заказчиком в соответствии с действующим законодательством. Также Контрактом установлено, что в случае, если выяснится, что поставленный поставщиком товар при его приемке не отвечает техническим требованиям установленным условиями Контракта, заказчик в течение 2 рабочих дней с момента выяснения такого несоответствия, направляет поставщику мотивированный отказ от приемки поставленного товара с указанием замечаний и сроков их устранения, в том числе о замене ненадлежащего товара. Товарные накладные в этом случае заказчиком не подписываются. По результатам приемки товара заказчиком составлен акт, в котором сделано заключение о том, что поставленные картриджи могли ранее находиться в использовании или являются неоригинальными. В связи с чем заказчик направил обществу акт, заявив об отказе от приемки поставленного товара и предложив заменить поставленные картриджи на новые, соответствующие условиям Контракта. Также заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта со ссылкой на неисполнение поставщиком обязательств по Контракту. Составьте исковое заявление в целях защиты прав общества (поставщика). Домашняя контрольная работа №3 Подготовьте аналитическую справку одного из контрольных мероприятий Счетной палаты РФ за 2015 год. При этом в аналитической справке Вы должны указать: объект контроля в соответствии со ст.266.1 Бюджетного кодекса РФ, метод, использованный Счетной палатой РФ в соответствии со ст.267.1 Бюджетного кодекса РФ. Объем работы: 1-2 стр. Повторение выбранных проверок не допускается. Домашняя контрольная работа №4 Подготовить алгоритм применения мер бюджетного принуждения при использовании средств бюджета соответствующего субъекта РФ (со ссылками на действующие правовые акты субъекта РФ. Объем – 1 стр. |
Наименование ОС | Деловая игра |
Наполнение ОС | Проведение деловой игры «Бюджетный процесс на федеральном уровне», направленной на развитие у студентов навыков практической работы – составление юридически значимых документов, юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, анализ представленной документации на предмет соблюдения действующего законодательства, принятие юридически значимых решений в соответствии с законом и т.д. Сюжет игры основан на имитационном моделировании базовой модели бюджетного процесса, которая состоит из следующих стадий: 1 – составление проектов бюджета; 2 – рассмотрение законопроекта в Государственной Думе (принятие Советом ГД к рассмотрению, направление в профильный комитет, работа в комитете, рекомендация Совета ГД для включения в повестку обсуждения пленарного заседания в первом чтении); 3 – рассмотрение в трех чтениях и утверждение закона в Государственной Думе; 4 – рассмотрение и/или одобрение закона Советом Федерации; 5 – подписание закона Президентом Российской Федерации; 6 – исполнение бюджета; 7 – контроль исполнения бюджета; 8 – проверка отчета об исполнении бюджета; 9 – утверждение отчета об исполнении бюджета. Объектом обсуждения является законопроект, выбранный преподавателем. Например, в качестве модели текста законопроекта может быть выбран текст проекта федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2016 год». Учебная студенческая группа делится на несколько подгрупп, количество которых должно соответствовать основным участникам бюджетного процесса на федеральном уровне власти. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в игровом сюжете принимают участие: Основные участники бюджетного процесса: -Президент Российской Федерации – 1 человек; -Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации – 4 человека; -Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – 2 человека; -Правительство Российской Федерации – 1 человек; -Министерство финансов Российской Федерации – 4 человека; -Федеральное казначейство – 2 человека; -Центральный банк Российской Федерации – 4 человека; -Счетная палата Российской Федерации – 4 человека. В процессе такого занятия студенты учатся: - работать с нормативными актами и пользоваться полученной из них информацией; - выступать перед аудиторией; - вести дискуссии; - аргументировано излагать свою точку зрения; - отвечать на высказанные им другими участниками замечания или предложения; - логично и обоснованно формулировать свои ответы. Во время проведения деловой игры преподаватель находится в аудитории, направляет развитие игрового занятия, но не участвует в нем. По окончании игры студенты передают преподавателю тексты своих выступлений, с учетом содержания которых он подводит итоги и дает оценку действиям студентов. При этом он оценивает технико-юридическое обоснование подготовленных текстов, логику изложения материала, степень подготовленности и знания каждого студента. Список рекомендуемой литературы: 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями); 2. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период». |
Наименование ОС | Работа на семинарских занятиях |
Наполнение ОС | Представляет собой теоретическую и практическую подготовку. Теоретическая подготовка осуществляется студентом по заранее очерченному кругу вопросов, излагается в устной форме в ходе проведения семинарского занятия. Практическая подготовка представляют собой решение студентом при подготовке к семинарскому занятию case-study по соответствующей теме. Контрольные вопросы 1.Понятие, сущность бюджета, его правовая форма. 2. Понятие и основные принципы бюджетного устройства. 3. Бюджетная система Российской Федерации. Характеристика бюджетов различных уровней. 4. Бюджетная классификация. 5. Состав доходов и расходов бюджетов. Задание: На семинаре по финансовому праву студент при ответе сказал что дотация, субвенция, субсидия практически ничем не отличаются, что все это виды финансовой помощи. Проанализируйте ответ студента. |
Практическое занятие № 5
Правовой режим централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы.
1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:
1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг.
2.Государственные и муниципальные заимствования.
3.Государственные и муниципальные гарантии.
4.Понятие, виды и значение целевых внебюджетных фондов и бюджетных фондов.
5. Правовой режим социальных государственных внебюджетных фондов.
6.Правовое регулирование целевых бюджетных фондов.
2. Вопросы для обсуждения:
1.Правовой режим денежных средств государственных и муниципальных предприятий и учреждений.
2. Назовите виды и значение страхования.
3.Правовое регулирование страхования.
4.Субъекты и объекты страхования.
5.Порядок лицензирования страховой деятельности.
Наименование ОС | Анализ лекций |
Наполнение ОС | Анализ лекции на тему «Страховая система Российской Федерации». Анализ лекций при этом предполагает три вида работы студенты с лекциями по указанным тематикам. 1) конспект лекции. Преподаватель проверяет полноту отражения студентом данного в ходе лекции материала, логичность изложения, самостоятельность мышления. За проверку конспекта лекции преподаватель выставляет от 0 до 1 балла. 2) схема. Студенты объединяются в группы до 4 человек в целях составления схем на основе конспекта лекции по указанным темам. Преподаватель проверяет логичность схемы, взаимосвязь элементов внутри нее. За проверку схем преподаватель выставляет от 0 до 2 баллов каждому студенту группы. Баллы у каждого участника группы одинаковые. 3) презентация. Студенты объединяются в группы до 4 человек в целях составления презентации на основе конспекта лекции по указанным темам. Преподаватель проверяет полноту отражения в презентации сведений, данных в лекции, логичность изложения материала, творческий подход студентов. За проверку выполненных презентаций преподаватель выставляет от 0 до 3 баллов каждому студенту группы. Баллы у каждого участника группы одинаковые. В течение семестра студент может выполнить каждый вид работы с лекциями по одному разу. Ротация устанавливается преподавателем. |
Наименование ОС | Домашняя контрольная работа |
Наполнение ОС | Домашняя контрольная работа направленна на формирование у обучающихся аналитических способностей, а также навыков работы с действующими нормативными правовыми актами. Как правило, домашняя контрольная работа представляет собой выполнение сравнительных таблиц по изучаемой теме. Домашняя контрольная работа сдается для проверки в срок, указанный преподавателем, и после его истечения к проверке не принимается. Домашняя контрольная работа №5 Покажите виды внебюджетных фондов и их отличия от иных целевых фондов. Назовите основания, взятые вами для их классификации. На основе анализа нормативных актов, определяющих правовое положение государственных внебюджетных фондов, покажите сходство и принципиальные отличия данных фондов. |
Наименование ОС | Работа на семинарских занятиях |
Наполнение ОС | Представляет собой теоретическую и практическую подготовку. Теоретическая подготовка осуществляется студентом по заранее очерченному кругу вопросов, излагается в устной форме в ходе проведения семинарского занятия. Практическая подготовка представляют собой решение студентом при подготовке к семинарскому занятию case-study по соответствующей теме. Контрольные вопросы 1. Понятие и виды целевых денежных фондов. Правовое регулирование целевых бюджетных фондов. 2. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов. 3. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов. Задание: Найдите общее и особенное в государственных внебюджетных фондах (пенсионном фонде, фонде социального страхования и фондах обязательного медицинского страхования). Назовите систему управления данными фондами и их финансовые планы. Имеется ли связь этих фондов с федеральными и региональными бюджетами? Какие имеются общие или однозначные источники формирования бюджетов этих фондов? |
Практическое занятие № 6