Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли.

Прибыль- разница между доходами и расходами

Основные функции прибыли – воспроизводственная, контрольная, стимулирующая.

Воспроизводственная функция прибыли проявляется в том, что она может быть источником финансирования на расширенной основе производственной деятельности организации и увеличения ее научно-технического потенциала.

Контрольная функция прибыли проявляется в том, что она характеризует экономический эффект от финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Стимулирующая функция состоит в том, что чистая прибыль является источником финансирования социальных программ, материальных поощрений для членов трудового коллектива.

Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, итог этой деятельности, который зависит от уровня себестоимости, производительности труда, степени использования основных средств, организации управления, материально-технического снабжения, спроса на продукцию, а также от компетентности руководства и качества принимаемых управленческих решений.

Ключевой задачей анализа прибыли является изучение возможности ее получения и выявление резервов ее увеличения.

Классификация видов прибыли:

1) по видам хозяйственной деятельности:

- прибыль от основной (операционной) деятельности;

- прибыль от инвестиционной деятельности;

- прибыль от финансовой деятельности (размещение средств на краткосрочной основе);

2) по составу включаемых элементов:

- маржинальная прибыль (маржинальный доход) – разница между выручкой от реализации и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию;

- прибыль EBITDA, т.е. прибыль до выплаты расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений;

- операционная прибыль EBIT – аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета процентов по заемным средствам и уплаты налогов;

3) по характеру использования:

- нераспределенная прибыль;

- потребляемая прибыль.

Показатели прибыли из ОФР:

1) валовая прибыль – разница между выручкой и себестоимостью продаж:

Пвал = В – Спродаж;

2) прибыль от продаж – разница между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов. Характеризует эффект от основной деятельности предприятия:

Ппродаж = Пвал – Рком – Рупр;

3) прибыль до налогообложения – это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода, ее называют также бухгалтерской прибылью (разница между совокупным доходом и явными издержками)

Пн/о = Ппродаж + Дпроч – Рпроч;

4) чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, рассчитывается как разность между прибылью до налогообложения и текущим налогом на прибыль (и отложенными налогами):

Пчист = Пн/о – Нтек.

(Или: Пчист = Пн/о – УР – ПНО = Пн/о – ТНП + ОНА – ОНО).

Конечный финансовый результат деятельности организации – чистая прибыль.

Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:

1) исследование динамики, структуры и выполнения плана по каждому показателю доходов, расходов, прибыли;

2) факторный анализ прибыли от продаж;

3) анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;

4) анализ формирования и использования чистой, реинвестированной прибыли, дивидендной политики;

5) расчет и анализ показателей рентабельности, включая факторный анализ;

6) расчет и анализ показателей деловой активности.

Основными факторами, определяющими уровень прибыли организации, являются:

конкурентоспособность выпускаемой продукции, позволяю­щая поддерживать объем реализации и цену на приемлемом уровне;

качество и производительность трудовых и материальных ре­сурсов организации и затраты на них;

уровень затрат на финансирование организации;

налоговая нагрузка;

мотивация собственников и персонала.

Полноценный анализ прибыли и определяющих факторов по данным бухгалтерской отчетности сделать невозможно, поэтому содержание анализа определяется наличием доступных источников информации.

В аналитических целях составляется агрегированный отчет о финансовых результатах, который включает следующие показатели:

1) выручка;

2) расходы по обычным видам деятельности (включают себестоимость продаж, коммерческие расходы, управленческие расходы);

3) прибыль от продаж;

4) прочий результат или результат от прочих видов деятельности (разность между всеми прочими доходами и прочими расходами);

5) прибыль до налогообложения;

6) текущий налог на прибыль и отложенные налоги;

7) чистая прибыль.

По перечисленным статьям ОФР рассчитываются показатели структуры (удельный вес показателей в выручке) и динамики.

Отдельно анализируется структура доходов, расходов, прибыли до налогообложения с целью оценить, получена ли прибыль от основных видов деятельности и, соответственно, характеризуется относительной устойчивостью, или же организация зарабатывает случайными (прочими) операциями. Схема построения аналитического отчета о финансовых результатах в этом случае:

1) выручка;

2) прочие доходы;

3) итого доходы;

4) расходы по обычным видам деятельности;

5) прочие расходы;

6) итого расходы;

7) прибыль от продаж;

8) результат от прочих видов деятельности;

9) прибыль до налогообложения.

Показатели, влияющие на качество прибыли:

структура прибыли: прибыль до налогообложения некачественна, неустойчива, если значительный удельный вес в ней занимает прочий результат, что говорит о случайных источниках ее получения;

колебания прибыли относительно ее трендового значения:чем больше эти колебания прибыли, тем менее она устойчива и тем ниже ее качество, поскольку высока вероятность того, что в будущем прибыль может существенно уменьшиться. Отклонение будет признано существенным, если его значение в 2 раза превышает среднеквадратическое отклонение. Величина отклонений зависит от ряда факторов:

уровень (эффект) операционного рычага – зависит от величины постоян­ных затрат и показывает, на сколько процентов изменится прибыль до налогообложения и выплаты процентов при изменении выручкина 1 %. Чем больше удельный вес постоянных расходов и выше уро­вень операционного рычага, тем больше возможные колебания прибыли и тем ниже ее качество.

запас коммерческой надежности(кромка безопасности), показывающий, насколько фактический объем продаж отличается от критического (должен быть не менее 10 % от величины фактического объема продаж).Чем выше запас коммерческой надежности, тем качественнее прибыль, поскольку при снижении объема реализации у организации больше шансов не попасть в зону убытков;

уровень финансового рычагазависит от величины заемного капитала и платы за него. Он показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль при изменении операционной прибыли (прибыли до налогообложения и выплатыпроцентов) на 1 %. Чем больше удельный вес заемных источников и выше уровень финансового рычага, тем больше возможные колебания прибыли и тем ниже ее качество;

дифференциал финансового рычага(разность между рентабельностью активов организации и стоимостью привлекаемых источников финансирования):чем он больше, тем больше вероятность того, что организация будет получать прибыль даже при повышении стоимо­сти заемных источников, и, следовательно, прибыль организации является устойчивой и качественной;

структура расходов организации:значительный удельный вес «прочих расходов» свидетельствует о «непрозрачности» организации и некачественности ее прибыли;

степень контролируемости расходов организации ее менедж­ментомможно оценить через стабильность соотношений «Расхо­ды / Выручка»; стабильные соотношения (в разрезе элементов расходов) подтверждают то, что прибыль качественна, резкие колебания маловероятны;

учетная политика значительно влияет на качество прибыли, при этом те положения учетной политики, которые уменьшают прибыль отчетного периода, повышают ее качество. Элементы учетной политики, повышающие качество прибыли:

способ начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам; в частности, способ уменьшаемого остатка или способ суммы чисел лет срока полезного исполь­зования в первые годы полезного использования приводят к увеличению амортизационных отчислений и снижению при­были;

способ оценки материально-производственных запасов при отпуске их в производство (в частности, способ оценки по себестоимости последних по времени приобретения матери­ально-производственных запасов приводил к увеличению ма­териальных затрат организации (в случае удорожания сырья и материалов) и снижению прибыли);

способ списания расходов будущих периодов – при своевре­менном списании этих расходов на финансовые результаты прибыль не завышается искусственно и поэтому признается качественной;

создание оценочных резервов;

другие положения учетной политики, приводящие к уменьше­нию прибыли;

качество покупателей: основные характеристики – это их платежеспособность и аккуратность в погашении своих обязательств перед организацией. Оценить это можно через долю просроченной дебиторской задолженности покупателей и заказчиков, а также удельный вес убытков от списания дебиторской задолженности. Высокие значения этих показателей снижают качество прибыли.

28. Факторное моделирование различных показателей прибыли и методика их анализа.

Факторный анализ прибыли позволит выявить влияние различных параметров функционирования организации на уровень финансовых результатов.

Основным источником прибыли успешной организации являет­ся прибыль от продаж, факторные модели которой можно записать следующим образом:

- аддитивные модели:

Ппродаж = В – Спродаж – Рком – Рупр;

Ппродаж = В – МЗ – ЗОТ – Ам – Зпроч;

- мультипликативно-аддитивные модели:

Ппродаж = РПнат × Ц – МЗ – ЗОТ – Ам – Зпроч;

Ппродаж = ∑(РПобщ.нат × Удi × (Цi – Седi)),

где Удi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации; Седi – полная себестоимость i-го вида продукции;

Ппродаж = ∑(РПобщ.нат × Удi × (Цi – Зпер.едi)) – Зпост,

где Зпер.едi – переменные затраты на единицу продукции; Зпост – постоянные затраты на весь объем реализации; разница (Цi – Зпер.едi) – удельный маржинальный доход;

- мультипликативная модель через рентабельность продаж:

Ппродаж = В × Rпродаж.

Факторный анализ аддитивных и аддитивно-мультипликативных моделей проводится способом цепных подстановок.

Рассмотрим методику факторного анализа мультипликативной модели прибыли от продаж в развернутом подходе:

Ппродаж = В × Rпродаж.

С использованием метода абсолютных разниц на основе информации ОФР и пояснений определяется влияние на при­быль следующих факторов:

объем реализации продукции;

уровень инфляции;

удельные затраты или ресурсоемкость (затраты в расчете на 1 руб. выручки), а именно: материалоемкость, зарплатоемкость, амортизационная емкость, ресурсоемкость по прочим затратам.

Исходными данными для анализа является следующая информация:

1) темп инфляции за отчетный год или индекс роста цен на выпускаемую организацией продукцию (в последнем случае результаты анализа более информативны);

2) выручка и прибыль от продаж за отчетный и предыдущий год из ОФР;

3) расходы в разрезе элементов затрат (пояснения к отчетности).

Расчеты осуществляются в следующей последовательности.

1. Расчет выручки отчетного года в сопоставимых ценах определяется делением выручки отчетного года на индекс цен:

Вс1 = В1 / Iц,

где Вс1 – выручка отчетного года в сопоставимых ценах; В1 – выручка отчетного года; Iц – индекс цен отчетного года.

2. Расчет прироста выручки за счет изменения объема реализации. Необходимо из выручки отчетного года в сопоставимых ценах вычесть выручку предыдущего года:

ΔВРП = Вс1 – В0.

где В0 – выручка предыдущего года.

3. Расчет прироста выручки за счет изменения цен. Из фактиче­ской выручки отчетного года надо вычесть выручку отчетного года в сопоставимых ценах:

ΔВц = В1 – Вс1.

где ΔВц – прирост выручки отчетного года за счет изменения цен.

4. Расчет удельного веса прибыли отчетного и предыдущего годов в выручке (рентабельности продаж):

R = Ппр / В.

где R – рентабельность продаж (или маржа прибыли) (рассчитывается отдельно для предыдущего и от­четного годов); Ппр – прибыль от продаж; В – выручка.

5. Расчет показателей ресурсоемкости предыдущего и отчетного годов в разрезе элементов затрат – материалоемкости, зарплатоемкости, амортизационной емкости, емкости по прочим расходам:

МЕ0(1) = МЗ0(1) / В0(1),

ЗЕ0(1) = (ЗОТ0(1) + ОСН0(1)) / В0(1),

АЕ0(1) = Ам0(1) / В0(1),

РЕпроч0(1) = Рпроч0(1) / В0(1).

6. Расчет изменений ресурсоемкости. Для расчета необходимо из показателя ресурсоемкости отчетного года вычесть показатель пре­дыдущего года (все расчеты производятся отдельно по элементам затрат):

ΔМЕ = МЕ1 – МЕ0,

ΔЗЕ = ЗЕ1 – ЗЕ0,

ΔАЕ = АЕ1 – АЕ0,

ΔРЕпроч = РЕпроч1 – РЕпроч0.

7. Расчет прироста прибыли от изменения объема реализации:

ΔПРП = ΔВРП × R0,

где ΔПРП – прирост прибыли за счет объема реализации; R0 – рентабельность продаж (маржа прибыли) в предыдущем году.

8.Расчет прироста прибыли от изменения цен:

ΔПц = ΔВц × R0,

где ΔПц – прирост прибыли за счет изменения цен.

9. Расчет прироста прибыли от изменения ресурсоемкости (ресурсоемкость берется по перечисленным выше элементам затрат):

ΔПМЕ = –ΔМЕ × В1,

ΔПЗЕ = –ΔЗЕ × В1,

ΔПАЕ = –ΔАЕ × В1,

ΔПРЕпроч = –ΔРЕпроч × В1.

10. Расчет общего изменения прибыли осуществляется посредст­вом суммирования частных приростов:

ΔП = ΔПРП + ΔПц + ΔПМЕ + ΔПЗЕ + ΔПАЕ + ΔПРЕпр,

где ΔП – общий прирост прибыли; ΔПМЕ – прирост прибыли за счет изменения материалоемкости про­дукции; ΔПЗЕ – прирост прибыли за счет изменения зарплатоемкости продук­ции; ΔПАЕ – прирост прибыли за счет изменения амортизациоемкости про­дукции; ΔПЕпр – прирост прибыли за счет изменения ресурсоемкости по про­чим затратам.

11. Проверка правильности расчетов осуществляется сравнением общего прироста прибыли, рассчитанного в предыдущем пункте, с приростом прибыли от продаж, рассчитанного как:

ΔП = П1 – П0,

где П1 – прибыль от продаж в отчетном году; П0 – прибыль от продаж в предыдущем году.

Факторный анализ прибыли от продаж может быть произведен в несколько другом аспекте. В этом случае факторами являются следующие показатели: объем продаж; темп инфляции или ин­декс цен (первые два фактора остались такими же, как и в предыду­щем расчете); удельная себестоимость проданных товаров в расчете на1 руб. выручки; удельные коммерческие и удельные управленче­ские расходы. В остальном алгоритм расчетов остается практически таким же.

В процессе интерпретации полученных результатов необходимо выявить основные факторы, определившие изменение прибыли, и дать им оценку.

Рассмотрим методику факторного анализа мультипликативной модели прибыли от продаж в упрощенном варианте:

Ппродаж = В × Rпродаж.

Способом абсолютных разниц получим влияние факторов:

ΔПпродаж(В) = (kВ – 1) × Ппродаж0;

ΔПпродаж(R) = В1 × (–ΔРЕ),

где РЕ – ресурсоемкость продукции (себестоимость в расчете на один рубль выручки).

Анализ формирования прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Прибыль предприятия до налогооб­ложения формируется за счет двух источников:

1) прибыль от продаж;

2) прочий результат (или результат от прочих видов деятельности).

В процессе анализа необходимо рассчитать удельный вес этих источников в прибыли до налогообложения и оценить, таким образом, «качество» прибыли с точки зрения ее структуры.

С целью определения основных причин изменения прибыли до налогообложения целесообразно провести ее факторный анализ, используя следующую аддитивную модель:

ΔПн/о = ΔПпродаж + ΔПпроч,

где ΔПН – прирост прибыли до налогообложения; ΔПпродаж – прирост прибыли от продаж; ΔПпроч – прирост прочего результата (результата от прочих видов деятельности).

Для определения основных причин изменения чистой прибыли можно использовать следующую формулу:

ΔПчист = ΔВ – ΔСпродаж – ΔРком – ΔРупр + ΔДпроч – ΔРпроч – ΔНтек,

где ΔВ – прирост выручки; ΔС – прирост себестоимости проданной продукции; ΔРкомм – прирост коммерческих расходов; ΔРупр – прирост управленческих расходов; ΔДпроч, ΔРпроч – прирост прочих доходов и расходов; ΔНтек – прирост текущего налога на прибыль и отложенных налогов.

Оценивая результаты расчетов, необходимо учитывать, что ос­новным фактором роста прибыли до налогообложения и чистой прибыли должна быть прибыль от продаж.

Анализ использования чистой прибыли проводится по следующим направлениям (решения общего собрания собственников организации):

отчисления в резервный капитал, формируемый в соответствии с законодательством и уставом организации;

дивиденды по привилегированным акциям;

дивиденды по простым акциям;

поощрительные выплаты работникам;

увеличение уставного капитала;

благотворительные выплаты;

остаток нераспределенной прибыли (присоединяется к нераспределенной прибыли прошлых лет).

29 Понятие и характеристика деловой активности организации. Анализ показателей деловой активности.

деловая активность – текущая производственно-коммерческая деятельность организации, которая проявляется в динамизме развития, достижении поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта продукции, и описывается качественными и количественными показателями.

Качественные – широта рынков сбыта продукции, репутация организации как надежного, стабильного партнера….

Количественные - включают оценку степени выполнения плана по основным показателям, устойчивые темпы роста основной деятельности…

Цель анализа деловой активности – это оценка качества менеджмента по критерию скорости преобразования активов организации в денежные средства.

Система показателей деловой активности, характеризующая оборачиваемость капитала. В аспекте интенсивности и эффективности использования ресурсов оборачиваемость характеризуется скоростью возврата денежных средств, вложенных в текущую производственно-хозяйственную деятельность.

Процесс кругооборота включает несколько циклов:

1) операционный цикл

2) производственный цикл

3) финансовый цикл

Сокращение времени на любом из этапов приводит к увеличению эффективности использования оборотных активов.

Система показателей оборачиваемости включает:

1) коэффициенты оборачиваемости характеризуют скорость оборота средств и показывают, какое количество оборотов совершает тот или иной вид актива (капитала) за определенный период; кроме того, показывают величину реализованной продукции на один рубль активов (таблица).

2) показатели периода оборота дают представление о среднем сроке, за который возвращаются денежные средства, вложенные в деятельность организации, или показывают продолжительность одного оборота в днях (таблица).

3) коэффициенты закрепления отражают величину активов, необходимых для получения одного рубля выручки. Рассчитываются соотношением средней величины активов к выручке.

Факторы, влияющие на деловую активность:

1) структура активов

2) наличие неработающих активов

3) схема закупки сырья и материалов

4) длительность производственного процесса

5) конкурентоспособность продукции

6) платежеспособность покупателей и условия поставок продукции

30 Понятие и характеристика рентабельности. Анализ показателей рентабельности.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность деятельности организации в целом, так и доходность (результативность) по различным видам и направлениям деятельности: производственной, финансовой, инвестиционной.

1) показатели прибыльности продаж, назначение которых оценивать выгодность производимой продукции:

рентабельно­сть продаж (маржа) – характеризует сумму прибыли, полученную с одного рубля реализованной продукции:

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru ;

валовая рентабельность – в этом случае расчет рентабельности более точен, т.к. не искажается распределением косвенных расходов:

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru ;

чистая рентабельность продаж:

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru .

Рост рента­бельности продаж при увеличении объема реализации свидетельствует о росте конкурентоспособности продукции, причем за счет таких факторов, как качество и сервис в об­служива­нии покупателей, а не ценового фактора.

2) показатели, характеризующие эффективность затрат, понесенных от различных видов деятельности:

рентабельность основной деятельности (затратоотдача) – показывает, сколько прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции:

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru .

Частный показатель – рентабельность продукции – будет рассчитываться соотношением прибыли от продаж и себестоимости продаж;

рентабельность инвестиций – оценивает доходность инвестиционных вложений:

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru ;

рентабельность инвестиционного капитала – для расчета берется только капитал, вложенный в основную деятельность, так же как и прибыль от основной деятельности:

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru .

рентабельность финансовых вложений:

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru ;

3) рентабельность активов (или экономическая рентабельность), по которой можно судить об эффективности использова­ния активов и о кредитоспособности организации; отвечает на вопрос, сколько прибыли получает организация в расчете на рубль своего имущества. Расчет можно вести по формулам:

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru ;

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru ;

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru .

Уровень рентабельности активов отражает степень кредито­способности организации: организация кредитоспособна, ес­ли рентабельность ее активов превышает процент по привле­каемым финансовым ресурсам.

Факторное моделирование показателя рентабельности активов по чистой прибыли (используется факторная модель Дюпона):

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru .

Аналогичным путем рассчитывается рентабельность внеоборотных активов, основных средств, оборотных активов;

4) рентабельность собственного капитала – характери­зует инвестиционную привлекательность организации, отражает доходность главного источника средств – собственного капитала:

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru .

Рентабельность собственного капитала должна превышать отдачу от альтерна­тивных вложений с сопоставимым уров­нем риска.

Ведется расчет и коэффициента окупаемости собственного капитала:

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru (лет).

Для оценки эффективности использования заемных средств и обоснования их дополнительного привлечения используется показатель эффекта финансового рычага (в европейском подходе):

Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли. - student2.ru ,

где RA – рентабельность активов (экономическая рентабельность через прибыль до выплаты процентов и налогов); kн/о – коэффициент налогообложения прибыли (отношение расходов по налогу на прибыль к прибыли до налогообложения); r – средневзвешенная стоимость (цена) заемных средств (отношение расходов по обслуживанию заемных источников к средней балансовой величине заемного капитала, или ставка процента, предусмотренного договором).

В этой формуле:

(1 – kн/о) – налоговый корректор;

(RA – r) – дифференциал финансового рычага, должен быть больше нуля, т.е. привлечение заемных средств будет оправданным, в противном случае происходит снижение рентабельности собственного капитала, «проедание» собственного капитала;

ЗК/СК – коэффициент финансового рычага.

Эффект финансового рычага показывает, на сколько увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот организации.

Выгодность использования для собственников привлеченных средств оценивает также индекс финансового рычага, рассчитываемый как отно­шение рентабельности собственного капитала к рентабельности ак­тивов (должен превышать единицу).

Наши рекомендации