Экономическая сущность прибыли и классификация ее видов. Формирование показателей прибыли и 27. анализ их структуры и динамики. Факторы, влияющие на качество прибыли.
Прибыль- разница между доходами и расходами
Основные функции прибыли – воспроизводственная, контрольная, стимулирующая.
Воспроизводственная функция прибыли проявляется в том, что она может быть источником финансирования на расширенной основе производственной деятельности организации и увеличения ее научно-технического потенциала.
Контрольная функция прибыли проявляется в том, что она характеризует экономический эффект от финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Стимулирующая функция состоит в том, что чистая прибыль является источником финансирования социальных программ, материальных поощрений для членов трудового коллектива.
Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, итог этой деятельности, который зависит от уровня себестоимости, производительности труда, степени использования основных средств, организации управления, материально-технического снабжения, спроса на продукцию, а также от компетентности руководства и качества принимаемых управленческих решений.
Ключевой задачей анализа прибыли является изучение возможности ее получения и выявление резервов ее увеличения.
Классификация видов прибыли:
1) по видам хозяйственной деятельности:
- прибыль от основной (операционной) деятельности;
- прибыль от инвестиционной деятельности;
- прибыль от финансовой деятельности (размещение средств на краткосрочной основе);
2) по составу включаемых элементов:
- маржинальная прибыль (маржинальный доход) – разница между выручкой от реализации и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию;
- прибыль EBITDA, т.е. прибыль до выплаты расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений;
- операционная прибыль EBIT – аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета процентов по заемным средствам и уплаты налогов;
3) по характеру использования:
- нераспределенная прибыль;
- потребляемая прибыль.
Показатели прибыли из ОФР:
1) валовая прибыль – разница между выручкой и себестоимостью продаж:
Пвал = В – Спродаж;
2) прибыль от продаж – разница между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов. Характеризует эффект от основной деятельности предприятия:
Ппродаж = Пвал – Рком – Рупр;
3) прибыль до налогообложения – это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода, ее называют также бухгалтерской прибылью (разница между совокупным доходом и явными издержками)
Пн/о = Ппродаж + Дпроч – Рпроч;
4) чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, рассчитывается как разность между прибылью до налогообложения и текущим налогом на прибыль (и отложенными налогами):
Пчист = Пн/о – Нтек.
(Или: Пчист = Пн/о – УР – ПНО = Пн/о – ТНП + ОНА – ОНО).
Конечный финансовый результат деятельности организации – чистая прибыль.
Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:
1) исследование динамики, структуры и выполнения плана по каждому показателю доходов, расходов, прибыли;
2) факторный анализ прибыли от продаж;
3) анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;
4) анализ формирования и использования чистой, реинвестированной прибыли, дивидендной политики;
5) расчет и анализ показателей рентабельности, включая факторный анализ;
6) расчет и анализ показателей деловой активности.
Основными факторами, определяющими уровень прибыли организации, являются:
конкурентоспособность выпускаемой продукции, позволяющая поддерживать объем реализации и цену на приемлемом уровне;
качество и производительность трудовых и материальных ресурсов организации и затраты на них;
уровень затрат на финансирование организации;
налоговая нагрузка;
мотивация собственников и персонала.
Полноценный анализ прибыли и определяющих факторов по данным бухгалтерской отчетности сделать невозможно, поэтому содержание анализа определяется наличием доступных источников информации.
В аналитических целях составляется агрегированный отчет о финансовых результатах, который включает следующие показатели:
1) выручка;
2) расходы по обычным видам деятельности (включают себестоимость продаж, коммерческие расходы, управленческие расходы);
3) прибыль от продаж;
4) прочий результат или результат от прочих видов деятельности (разность между всеми прочими доходами и прочими расходами);
5) прибыль до налогообложения;
6) текущий налог на прибыль и отложенные налоги;
7) чистая прибыль.
По перечисленным статьям ОФР рассчитываются показатели структуры (удельный вес показателей в выручке) и динамики.
Отдельно анализируется структура доходов, расходов, прибыли до налогообложения с целью оценить, получена ли прибыль от основных видов деятельности и, соответственно, характеризуется относительной устойчивостью, или же организация зарабатывает случайными (прочими) операциями. Схема построения аналитического отчета о финансовых результатах в этом случае:
1) выручка;
2) прочие доходы;
3) итого доходы;
4) расходы по обычным видам деятельности;
5) прочие расходы;
6) итого расходы;
7) прибыль от продаж;
8) результат от прочих видов деятельности;
9) прибыль до налогообложения.
Показатели, влияющие на качество прибыли:
структура прибыли: прибыль до налогообложения некачественна, неустойчива, если значительный удельный вес в ней занимает прочий результат, что говорит о случайных источниках ее получения;
колебания прибыли относительно ее трендового значения:чем больше эти колебания прибыли, тем менее она устойчива и тем ниже ее качество, поскольку высока вероятность того, что в будущем прибыль может существенно уменьшиться. Отклонение будет признано существенным, если его значение в 2 раза превышает среднеквадратическое отклонение. Величина отклонений зависит от ряда факторов:
уровень (эффект) операционного рычага – зависит от величины постоянных затрат и показывает, на сколько процентов изменится прибыль до налогообложения и выплаты процентов при изменении выручкина 1 %. Чем больше удельный вес постоянных расходов и выше уровень операционного рычага, тем больше возможные колебания прибыли и тем ниже ее качество.
запас коммерческой надежности(кромка безопасности), показывающий, насколько фактический объем продаж отличается от критического (должен быть не менее 10 % от величины фактического объема продаж).Чем выше запас коммерческой надежности, тем качественнее прибыль, поскольку при снижении объема реализации у организации больше шансов не попасть в зону убытков;
уровень финансового рычагазависит от величины заемного капитала и платы за него. Он показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль при изменении операционной прибыли (прибыли до налогообложения и выплатыпроцентов) на 1 %. Чем больше удельный вес заемных источников и выше уровень финансового рычага, тем больше возможные колебания прибыли и тем ниже ее качество;
дифференциал финансового рычага(разность между рентабельностью активов организации и стоимостью привлекаемых источников финансирования):чем он больше, тем больше вероятность того, что организация будет получать прибыль даже при повышении стоимости заемных источников, и, следовательно, прибыль организации является устойчивой и качественной;
структура расходов организации:значительный удельный вес «прочих расходов» свидетельствует о «непрозрачности» организации и некачественности ее прибыли;
степень контролируемости расходов организации ее менеджментомможно оценить через стабильность соотношений «Расходы / Выручка»; стабильные соотношения (в разрезе элементов расходов) подтверждают то, что прибыль качественна, резкие колебания маловероятны;
учетная политика значительно влияет на качество прибыли, при этом те положения учетной политики, которые уменьшают прибыль отчетного периода, повышают ее качество. Элементы учетной политики, повышающие качество прибыли:
способ начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам; в частности, способ уменьшаемого остатка или способ суммы чисел лет срока полезного использования в первые годы полезного использования приводят к увеличению амортизационных отчислений и снижению прибыли;
способ оценки материально-производственных запасов при отпуске их в производство (в частности, способ оценки по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов приводил к увеличению материальных затрат организации (в случае удорожания сырья и материалов) и снижению прибыли);
способ списания расходов будущих периодов – при своевременном списании этих расходов на финансовые результаты прибыль не завышается искусственно и поэтому признается качественной;
создание оценочных резервов;
другие положения учетной политики, приводящие к уменьшению прибыли;
качество покупателей: основные характеристики – это их платежеспособность и аккуратность в погашении своих обязательств перед организацией. Оценить это можно через долю просроченной дебиторской задолженности покупателей и заказчиков, а также удельный вес убытков от списания дебиторской задолженности. Высокие значения этих показателей снижают качество прибыли.
28. Факторное моделирование различных показателей прибыли и методика их анализа.
Факторный анализ прибыли позволит выявить влияние различных параметров функционирования организации на уровень финансовых результатов.
Основным источником прибыли успешной организации является прибыль от продаж, факторные модели которой можно записать следующим образом:
- аддитивные модели:
Ппродаж = В – Спродаж – Рком – Рупр;
Ппродаж = В – МЗ – ЗОТ – Ам – Зпроч;
- мультипликативно-аддитивные модели:
Ппродаж = РПнат × Ц – МЗ – ЗОТ – Ам – Зпроч;
Ппродаж = ∑(РПобщ.нат × Удi × (Цi – Седi)),
где Удi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации; Седi – полная себестоимость i-го вида продукции;
Ппродаж = ∑(РПобщ.нат × Удi × (Цi – Зпер.едi)) – Зпост,
где Зпер.едi – переменные затраты на единицу продукции; Зпост – постоянные затраты на весь объем реализации; разница (Цi – Зпер.едi) – удельный маржинальный доход;
- мультипликативная модель через рентабельность продаж:
Ппродаж = В × Rпродаж.
Факторный анализ аддитивных и аддитивно-мультипликативных моделей проводится способом цепных подстановок.
Рассмотрим методику факторного анализа мультипликативной модели прибыли от продаж в развернутом подходе:
Ппродаж = В × Rпродаж.
С использованием метода абсолютных разниц на основе информации ОФР и пояснений определяется влияние на прибыль следующих факторов:
объем реализации продукции;
уровень инфляции;
удельные затраты или ресурсоемкость (затраты в расчете на 1 руб. выручки), а именно: материалоемкость, зарплатоемкость, амортизационная емкость, ресурсоемкость по прочим затратам.
Исходными данными для анализа является следующая информация:
1) темп инфляции за отчетный год или индекс роста цен на выпускаемую организацией продукцию (в последнем случае результаты анализа более информативны);
2) выручка и прибыль от продаж за отчетный и предыдущий год из ОФР;
3) расходы в разрезе элементов затрат (пояснения к отчетности).
Расчеты осуществляются в следующей последовательности.
1. Расчет выручки отчетного года в сопоставимых ценах определяется делением выручки отчетного года на индекс цен:
Вс1 = В1 / Iц,
где Вс1 – выручка отчетного года в сопоставимых ценах; В1 – выручка отчетного года; Iц – индекс цен отчетного года.
2. Расчет прироста выручки за счет изменения объема реализации. Необходимо из выручки отчетного года в сопоставимых ценах вычесть выручку предыдущего года:
ΔВРП = Вс1 – В0.
где В0 – выручка предыдущего года.
3. Расчет прироста выручки за счет изменения цен. Из фактической выручки отчетного года надо вычесть выручку отчетного года в сопоставимых ценах:
ΔВц = В1 – Вс1.
где ΔВц – прирост выручки отчетного года за счет изменения цен.
4. Расчет удельного веса прибыли отчетного и предыдущего годов в выручке (рентабельности продаж):
R = Ппр / В.
где R – рентабельность продаж (или маржа прибыли) (рассчитывается отдельно для предыдущего и отчетного годов); Ппр – прибыль от продаж; В – выручка.
5. Расчет показателей ресурсоемкости предыдущего и отчетного годов в разрезе элементов затрат – материалоемкости, зарплатоемкости, амортизационной емкости, емкости по прочим расходам:
МЕ0(1) = МЗ0(1) / В0(1),
ЗЕ0(1) = (ЗОТ0(1) + ОСН0(1)) / В0(1),
АЕ0(1) = Ам0(1) / В0(1),
РЕпроч0(1) = Рпроч0(1) / В0(1).
6. Расчет изменений ресурсоемкости. Для расчета необходимо из показателя ресурсоемкости отчетного года вычесть показатель предыдущего года (все расчеты производятся отдельно по элементам затрат):
ΔМЕ = МЕ1 – МЕ0,
ΔЗЕ = ЗЕ1 – ЗЕ0,
ΔАЕ = АЕ1 – АЕ0,
ΔРЕпроч = РЕпроч1 – РЕпроч0.
7. Расчет прироста прибыли от изменения объема реализации:
ΔПРП = ΔВРП × R0,
где ΔПРП – прирост прибыли за счет объема реализации; R0 – рентабельность продаж (маржа прибыли) в предыдущем году.
8.Расчет прироста прибыли от изменения цен:
ΔПц = ΔВц × R0,
где ΔПц – прирост прибыли за счет изменения цен.
9. Расчет прироста прибыли от изменения ресурсоемкости (ресурсоемкость берется по перечисленным выше элементам затрат):
ΔПМЕ = –ΔМЕ × В1,
ΔПЗЕ = –ΔЗЕ × В1,
ΔПАЕ = –ΔАЕ × В1,
ΔПРЕпроч = –ΔРЕпроч × В1.
10. Расчет общего изменения прибыли осуществляется посредством суммирования частных приростов:
ΔП = ΔПРП + ΔПц + ΔПМЕ + ΔПЗЕ + ΔПАЕ + ΔПРЕпр,
где ΔП – общий прирост прибыли; ΔПМЕ – прирост прибыли за счет изменения материалоемкости продукции; ΔПЗЕ – прирост прибыли за счет изменения зарплатоемкости продукции; ΔПАЕ – прирост прибыли за счет изменения амортизациоемкости продукции; ΔПЕпр – прирост прибыли за счет изменения ресурсоемкости по прочим затратам.
11. Проверка правильности расчетов осуществляется сравнением общего прироста прибыли, рассчитанного в предыдущем пункте, с приростом прибыли от продаж, рассчитанного как:
ΔП = П1 – П0,
где П1 – прибыль от продаж в отчетном году; П0 – прибыль от продаж в предыдущем году.
Факторный анализ прибыли от продаж может быть произведен в несколько другом аспекте. В этом случае факторами являются следующие показатели: объем продаж; темп инфляции или индекс цен (первые два фактора остались такими же, как и в предыдущем расчете); удельная себестоимость проданных товаров в расчете на1 руб. выручки; удельные коммерческие и удельные управленческие расходы. В остальном алгоритм расчетов остается практически таким же.
В процессе интерпретации полученных результатов необходимо выявить основные факторы, определившие изменение прибыли, и дать им оценку.
Рассмотрим методику факторного анализа мультипликативной модели прибыли от продаж в упрощенном варианте:
Ппродаж = В × Rпродаж.
Способом абсолютных разниц получим влияние факторов:
ΔПпродаж(В) = (kВ – 1) × Ппродаж0;
ΔПпродаж(R) = В1 × (–ΔРЕ),
где РЕ – ресурсоемкость продукции (себестоимость в расчете на один рубль выручки).
Анализ формирования прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Прибыль предприятия до налогообложения формируется за счет двух источников:
1) прибыль от продаж;
2) прочий результат (или результат от прочих видов деятельности).
В процессе анализа необходимо рассчитать удельный вес этих источников в прибыли до налогообложения и оценить, таким образом, «качество» прибыли с точки зрения ее структуры.
С целью определения основных причин изменения прибыли до налогообложения целесообразно провести ее факторный анализ, используя следующую аддитивную модель:
ΔПн/о = ΔПпродаж + ΔПпроч,
где ΔПН – прирост прибыли до налогообложения; ΔПпродаж – прирост прибыли от продаж; ΔПпроч – прирост прочего результата (результата от прочих видов деятельности).
Для определения основных причин изменения чистой прибыли можно использовать следующую формулу:
ΔПчист = ΔВ – ΔСпродаж – ΔРком – ΔРупр + ΔДпроч – ΔРпроч – ΔНтек,
где ΔВ – прирост выручки; ΔС – прирост себестоимости проданной продукции; ΔРкомм – прирост коммерческих расходов; ΔРупр – прирост управленческих расходов; ΔДпроч, ΔРпроч – прирост прочих доходов и расходов; ΔНтек – прирост текущего налога на прибыль и отложенных налогов.
Оценивая результаты расчетов, необходимо учитывать, что основным фактором роста прибыли до налогообложения и чистой прибыли должна быть прибыль от продаж.
Анализ использования чистой прибыли проводится по следующим направлениям (решения общего собрания собственников организации):
отчисления в резервный капитал, формируемый в соответствии с законодательством и уставом организации;
дивиденды по привилегированным акциям;
дивиденды по простым акциям;
поощрительные выплаты работникам;
увеличение уставного капитала;
благотворительные выплаты;
остаток нераспределенной прибыли (присоединяется к нераспределенной прибыли прошлых лет).
29 Понятие и характеристика деловой активности организации. Анализ показателей деловой активности.
деловая активность – текущая производственно-коммерческая деятельность организации, которая проявляется в динамизме развития, достижении поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта продукции, и описывается качественными и количественными показателями.
Качественные – широта рынков сбыта продукции, репутация организации как надежного, стабильного партнера….
Количественные - включают оценку степени выполнения плана по основным показателям, устойчивые темпы роста основной деятельности…
Цель анализа деловой активности – это оценка качества менеджмента по критерию скорости преобразования активов организации в денежные средства.
Система показателей деловой активности, характеризующая оборачиваемость капитала. В аспекте интенсивности и эффективности использования ресурсов оборачиваемость характеризуется скоростью возврата денежных средств, вложенных в текущую производственно-хозяйственную деятельность.
Процесс кругооборота включает несколько циклов:
1) операционный цикл
2) производственный цикл
3) финансовый цикл
Сокращение времени на любом из этапов приводит к увеличению эффективности использования оборотных активов.
Система показателей оборачиваемости включает:
1) коэффициенты оборачиваемости характеризуют скорость оборота средств и показывают, какое количество оборотов совершает тот или иной вид актива (капитала) за определенный период; кроме того, показывают величину реализованной продукции на один рубль активов (таблица).
2) показатели периода оборота дают представление о среднем сроке, за который возвращаются денежные средства, вложенные в деятельность организации, или показывают продолжительность одного оборота в днях (таблица).
3) коэффициенты закрепления отражают величину активов, необходимых для получения одного рубля выручки. Рассчитываются соотношением средней величины активов к выручке.
Факторы, влияющие на деловую активность:
1) структура активов
2) наличие неработающих активов
3) схема закупки сырья и материалов
4) длительность производственного процесса
5) конкурентоспособность продукции
6) платежеспособность покупателей и условия поставок продукции
30 Понятие и характеристика рентабельности. Анализ показателей рентабельности.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность деятельности организации в целом, так и доходность (результативность) по различным видам и направлениям деятельности: производственной, финансовой, инвестиционной.
1) показатели прибыльности продаж, назначение которых оценивать выгодность производимой продукции:
рентабельность продаж (маржа) – характеризует сумму прибыли, полученную с одного рубля реализованной продукции:
;
валовая рентабельность – в этом случае расчет рентабельности более точен, т.к. не искажается распределением косвенных расходов:
;
чистая рентабельность продаж:
.
Рост рентабельности продаж при увеличении объема реализации свидетельствует о росте конкурентоспособности продукции, причем за счет таких факторов, как качество и сервис в обслуживании покупателей, а не ценового фактора.
2) показатели, характеризующие эффективность затрат, понесенных от различных видов деятельности:
рентабельность основной деятельности (затратоотдача) – показывает, сколько прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции:
.
Частный показатель – рентабельность продукции – будет рассчитываться соотношением прибыли от продаж и себестоимости продаж;
рентабельность инвестиций – оценивает доходность инвестиционных вложений:
;
рентабельность инвестиционного капитала – для расчета берется только капитал, вложенный в основную деятельность, так же как и прибыль от основной деятельности:
.
рентабельность финансовых вложений:
;
3) рентабельность активов (или экономическая рентабельность), по которой можно судить об эффективности использования активов и о кредитоспособности организации; отвечает на вопрос, сколько прибыли получает организация в расчете на рубль своего имущества. Расчет можно вести по формулам:
;
;
.
Уровень рентабельности активов отражает степень кредитоспособности организации: организация кредитоспособна, если рентабельность ее активов превышает процент по привлекаемым финансовым ресурсам.
Факторное моделирование показателя рентабельности активов по чистой прибыли (используется факторная модель Дюпона):
.
Аналогичным путем рассчитывается рентабельность внеоборотных активов, основных средств, оборотных активов;
4) рентабельность собственного капитала – характеризует инвестиционную привлекательность организации, отражает доходность главного источника средств – собственного капитала:
.
Рентабельность собственного капитала должна превышать отдачу от альтернативных вложений с сопоставимым уровнем риска.
Ведется расчет и коэффициента окупаемости собственного капитала:
(лет).
Для оценки эффективности использования заемных средств и обоснования их дополнительного привлечения используется показатель эффекта финансового рычага (в европейском подходе):
,
где RA – рентабельность активов (экономическая рентабельность через прибыль до выплаты процентов и налогов); kн/о – коэффициент налогообложения прибыли (отношение расходов по налогу на прибыль к прибыли до налогообложения); r – средневзвешенная стоимость (цена) заемных средств (отношение расходов по обслуживанию заемных источников к средней балансовой величине заемного капитала, или ставка процента, предусмотренного договором).
В этой формуле:
(1 – kн/о) – налоговый корректор;
(RA – r) – дифференциал финансового рычага, должен быть больше нуля, т.е. привлечение заемных средств будет оправданным, в противном случае происходит снижение рентабельности собственного капитала, «проедание» собственного капитала;
ЗК/СК – коэффициент финансового рычага.
Эффект финансового рычага показывает, на сколько увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот организации.
Выгодность использования для собственников привлеченных средств оценивает также индекс финансового рычага, рассчитываемый как отношение рентабельности собственного капитала к рентабельности активов (должен превышать единицу).