Социально-проектная деятельность

Прогнозирование служит базой для четырех специфических форм реализации вариантов будущего:

– социального проектирования, когда решается судьба новых или реконструируемых процессов и организаций в форме социальных проектов;

– социального программирования, нацеленного на решение наиболее актуальных и значимых проблем в форме социальных программ;

– социального планирования, которое охватывает все полотно социальной жизни на всех уровнях общественной организации в форме социального плана;

– социального эксперимента, когда отрабатывается возможный путь внедрения нововведений.

6.1. Социальное проектирование: суть, основные понятия

Термин «проектирование» происходит от лат. «ргоесt» – брошенный вперед. Проектирование - специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Это – процесс создания прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. В то же время проектирование – составная часть управления. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилась в XX в., когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении, а затем – при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

Суть социального проектирования состоит в том, что человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывают несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Проектировать – значит сознательно перебирать варианты и схему будущего действия. Социальное проектирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает важным элементом цикла управления, обеспечивающим реализацию других его функций. Однако социальное проектирование, в отличие от планирования, в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения. В силу исключительной важности этого процесса иногда употребляется термин «социальное конструирование»
(И. И. Ляхов, 1970). Конструктивная деятельность – это поле творческого освоения социальной действительности. Она основывается на том, что наряду с наиболее вероятностной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И, наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своими положениями или одна и та же цель может обеспечиваться различными средствами. Реконструирование часто относится как к интеллектуальной деятельности, так и к практической. Этот термин используется в нескольких смыслах: 1) коренное переустройство или перестройка какого-либо искусственного объекта; 2) восстановление первоначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, письменным источникам. В этом смысле реконструирование можно применять как по отношению к искусственным объектам, например реконструирование памятника архитектуры, так и по отношению к естественным объектам (восстановление облика первобытного человека). Деконструирование – построение идеальной модели, в которой определяются процедуры демонтажа искусственного объекта, его разборка на части, или вообще разрушение, или нарушение нормального функционирования. Данная идеальная модель носит нормативный характер. Социальная инженерия–конструирование возможных путей развития явления или объекта исходя из закономерностей той непосредственной среды, процессы которой в первую очередь интересуют проектантов. В этом принципиальное отличие инженерии от социального проектирования.

6.2. Субъект, объект, предмет социального проектирования

Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности: отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.

Объектом социального проектирования выступают системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.

В проблемное поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:

1) объекты, поддающиеся организованному воздействию: элементы, под­системы и системы материального и духовного производства;

2) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений;

3) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, социальные группы, регионы и т. п.);

4) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, нравственные, семейно-бытовые, межличностные);

5) элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).

Предметсоциального проектирования формируется в системе научного знания об объекте, представляя те или иные стороны социальной системы-объекта. В соответствии с этим, по мере развития теории социального прогнозирования изменяется и развивается и сам предмет социального проектирования. Он наполняется эмпирическими данными реального объекта, структурируется в соответствии с представлением об идеальном объекте.

6.3. Классификация социальных проектов

Социальный проект – выражение конечных результатов социальной деятельности, изображенное при помощи коммуникатов (знаковых сообщений). Конечная стратегическая цель социального проекта – создание оптимальных общественных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.

Сложность проектов. Наиболее простыми являются проекты принятия решений. Наиболее сложными – проекты будущих состояний социальных систем, процессов, отношений. В настоящее время еще нет возможности выразить многие характеристики общественного развития в количественных показателях. Поэтому применяются качественно-содержательные оценки. По мере возрастания временного интервала растет сложность деятельности по созданию моделей будущих состояний системы и процессов.

Классификация проектов социальной направленности

1. Социальные проекты историко-культурной направленности: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций, воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой, формирование социально и граждански активной личности; творческое освоение исторического и культурного опыта; проекты, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы.

2. Оздоровительные проекты, осуществляемые на базе культурно-досуговых учреждений, предоставляют человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечивают широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, формируют навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

3. Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, их цель – ликвидация образовавшегося в обществе дефицита позитивных социальных отношений, распространение и утверждение этики ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем.

4. Проекты развития художественной культуры должны учитывать имеющийся потенциал профессионального искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности, предусматривать участие в проектных мероприятиях неорганизованной самодеятельности.

5. В области проектирования, связанного с исторической культурой (и соответствующее направление культурной политики), рассматриваются наиболее актуальные проблемы, свидетельствующие о неблагополучии общества в отношении к собственной истории: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, отсутствие интереса к культурному наследию, к национальным формам культурного творчества.

6. Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут быть классифицированы следующим образом:

– образовательные и профориентационные, ориентирован­ные на формирование личности, стремящейся к максималь­ной реализации интеллектуальных, эмоциональных и твор­ческих возможностей в трудовой деятельности;

– социально-реабилитирующие по освоению людьми какой-либо новой профессии;

– профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие условия для наиболее полного самовыражения личности специалиста, реализации творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования профессиональной этики);

– профессионально-компенсирующие (в этом случае программа выступает в качестве средства решения проблем, вызванных отсутствием условий для самореализации в рамках основного вида деятельности).

7. Социальные проекты в сфере политической культуры: активизация общественно-политической жизни и повышение уровня компетентности граждан в социально-политических вопросах, вовлечение широких слоев населения в процесс местного самоуправления, в разработку различных идей и концепций переустройства общества, формирование политического и гражданского самосознания.

8. В рамках информационно-просветительных проектов можно планировать изучение политических идей и концепций, обсуждение актуальных проблем общественно-политической жизни. Практика подобного проектирования вовлекает развитие позитивных социально-политических инициатив граждан в разработку и выдвижение моделей общественного самоуправления, создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности.

Возможны классификации проектов по другим основаниям.

6.4. Методы социального проектирования

Среди современных методов проектирования следует выделить следующие: матрица идей, вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, метод мозгового штурма, метод синектики.

Матрица идей

На основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.

Метод вживания в роль

Методика помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей. Для этого проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии

Всегда имеются эффективно функционирующие объекты, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Они в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Беря самое лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, социальный проект, созданный по аналогии, может быть использован для конструирования социальных задач и целей.

Является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:

– чем больше известно общих признаков (Р1, Р2, ..... Рп) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;

– чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

– чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

– если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.

Метод ассоциации

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, что вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. В этом случае наиболее приемлема ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании – приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия. Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта, и с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот метод называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предполагает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Метод мозгового штурма

В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на упомянутые выше и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный запас: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 г. Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Мозговой штурм осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики

Это один из вариантов метода мозгового штурма. Метод синектики предполагает, что несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

6.5. Этапы социального проектирования

1. В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. На этом этапе желательно хотя бы в самом общем видепредставить тот резерв времени, который отводится для выполнения намеченного проекта.

2. На следующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса. Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как за, так и против тех решений, какие имеются в мировой практике.

3. На базе полученной информации составляется задание на проектирование и определяются параметры, которым оно должно соответствовать. На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного осуществления намеченных целей. Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор из них наиболее приемлемых, с учетом изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и при помощи эксперимента.

4. На заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

Каждый проект в принципе решает три основных вопроса: кто будет проектировать, что надо проектировать и как организовать проектирование? Решение этих вопросов всегда связано с удовлетворением общественной потребности, а также с реализацией смелых и оригинальных замыслов. Эффективность социального проектирования определяется возможностью обеспечить комплексное развитие социального объекта. Практика показывает, что придание значения только одной функции чревато серьезными издержками.

В практике современного проектирования используется методика составления паспорта социального проекта, который включает в себя ряд структурных элементов. Паспорт позволяет в сжатом виде представить проект на конкурс, описать его для представления на совещании в деятельности социального центра, включить в организационную документацию, он составляет содержательную основу для проверки его реализации и эффективности выделенных для этого ресурсов со стороны управляющих и проверяющих органов.

Паспорт социального проекта

1. Название проекта.

2. Тип проекта.

3. Постановка проблемы, описание проблемной ситуации.

4. Определение объекта и предмета проектирования.

5. Цель проекта.

6. Задачи проекта.

7. Обоснование проекта:

– нормативно-правовое;

– финансовое;

– организационное.

8. Система мероприятий в рамках проекта.

9. Сроки реализации. Жизненный цикл проекта.

10. Ожидаемые результаты:

– позитивные последствия (вытекают из целей и задач проекта);

– негативные последствия и превентивные мероприятия по их недопущению (риски).

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое проектирование?

2. Чем проектирование отличается от планирования?

3. Что является объектом и предметом социального проектирования?

4. Какие социальные проекты самые сложные?

5. Дайте классификацию социальных проектов.

6. В чем суть метода аналогии?

7. В чем суть метода ассоциации?

8. Что такое синектика?

9. Какие этапы социального проектирования выделяют?

10. Какова роль паспорта социального проекта?

Раздел 7

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РФ

Законодательно-нормативная основа социально-экономического прогнозирования в РФ базируется, прежде всего, на положениях Федерального Закона “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ” от 20.07.1995, № 115-ФЗ, а также постановлениях Правительства РФ.

Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. Он включает следующие статьи.

Статья 1. Основные понятия

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономичес­кого развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально - экономической политики государства.

Далее приводим названия статей. Текст Федерального Закона “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ” от 20.07.1995, № 115-ФЗ дается в приложении № 1.

Статья 2. Система государственных прогнозов социально-экономичес­кого развития Российской Федерации.

Статья 3. Государственное прогнозирование социально-экономичес­ко­го развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Статья 4. Государственное прогнозирование и программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Статья 5. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу.

Статья 6. Заключительные положения.

В Постановлении Правительства РФ “О разработке прогноза социально-экономического развития РФ” от 22 июля 2009 г. N 596 определен порядок разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Постановление подписано В.В. Путиным. В нем выделены следующие разделы.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее – прогноз).

2. Разработка прогноза осуществляется в 3 этапа:

а) на первом этапе Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка Российской Федерации разрабатывает сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации (далее – сценарные условия) и основные параметры прогноза социально-экономи­ческого развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее – основные параметры прогноза);

б) на втором этапе Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка Российской Федерации на основе вариантов прогноза развития видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также иных материалов, необходимых для разработки соответствующих разделов прогноза, подготовленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разрабатывает прогноз и представляет его в Правительство Российской Федерации;

в) на третьем этапе Министерство экономического развития Российской Федерации разрабатывает уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации.

II. Разработка сценарных условий и основных параметров прогноза.

III. Разработка прогноза.

IV. Уточнение прогноза.

Данное постановление Правительства дано в приложении № 2.

Ранее в РФ были приняты два постановления, оба за подписью В. Черномырдина:

1. Постановление Правительства РФ “О разработке прогноза социально-экономического развития РФ” от 15 апреля 1995 г. № 331.

Суть постановления – «Министерству экономики Российской Федерации представить до 1 декабря 1995 г. в Правительство Российской Федерации уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 1996 год».

2. Постановление Правительства РФ “О разработке прогноза социально-экономического развития РФ” от 15 июня 1993 г. № 553.

Суть постановления – «Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации с участием Министерства внешних экономических связей Российской Федерации разработать и представить до 25 сентября 1993 г. в Совет Министров – Правительство Российской Федерации прогноз платежного баланса Российской Федерации на 1994 год».

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асеева, И. А. Философско-методологические проблемы социального прогнозирования / И. А. Асеева // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 6.

2. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

3. Бестужев-Лада, И.В. Глобальный технологический прогноз на XXI век / И.В. Бестужев-Лада // Социологические исследования. – 2007. – № 4.

4. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб., 2001.

5. Гольц, Г. А. Идейные, содержательные и информационные основы прогнозирования социально-экономических процессов / Г. А. Гольц // Общественные науки и современность. – 2005. – № 5.

6. Госпорян, А. Моделирование в социальном обслуживании / А. Госпорян // Социальное обеспечение. – 2005. – № 2.

7. Дмитриева, О. Прогноз на бедность/ О. Дмитриева // Социальная защита. – 2004. – № 12.

8. Добров, Г.М. Рабочая книга по прогнозированию / Г.М. Добров. – М., 1998.

9. Загладин, В. Глобальное прогнозирование современности: научный и социальный аспекты / В. Загладин, И. Фролов. – М., 1981.

10. Капица, С.П. Модель динамики населения Земли и демографический переход / С.П. Капица // На пути к постиндустриальной цивилизации: материалы II Междунар. Кондратьевской конференции. – М., 1996.

11. Капица, С. Демография и будущее цивилизации / С. Капица // Вопросы социального обеспечения. – 2007. – № 2.

12. Климентьев, А. Неутешительный прогноз // Вопросы социального обеспечения. – 2009. – № 12.

13. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации; Межрегион. ассоц. "Сибирское соглашение". - Новосибирск , 2006.

14. Кравченко, И. Доктрина С. Хантингтона: гипотеза или жесткий аларм-прогноз? / И. Кравченко // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 12.

15. Кризисный прогноз // Вопросы социального обеспечения. – 2008. – № 23.

16. Крутов, А. В. Политические классовые противоречия: прогноз развития / А. В. Крутов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 6.

17. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: учеб. пособие для вузов / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов н/Д : Феникс, 2001.

18. Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигмы, модели, стратегии / В.К. Левашов. – М., 2001.

19. Левашов, В. К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование / В.К. Левашов // Социологические исследования. – 2008. № 12.

20. Луков, В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. – М., 2007.

21. Математические модели исторической демографии (Как хаос на микроуровне порождает предсказуемую динамику на макроуровне) // Общественные науки и современность. – 2005. № 5.

22. Национальная доктрина России. Проблемы и приоритеты. – М., 1994.

23. Нормативное социальное прогнозирование. – М.: Наука, 1987.

24. О государственном прогнозировании и программах социально-эко­но­мического развития РФ: Федеральный Закон РФ от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.

25. Орлова И.Б. Демографическое благополучие России / И.Б. Орлова. – М., 2001.

26. Основы экономического и социального прогнозирования / под ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. – М.: Высшая школа, 1985.

27. Парсаданов, Г.А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологические аспекты): учеб. пособие для вузов / Г.А. Парсаданов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

28. Поисковое социальное прогнозирование. – М.: Наука, 1984.

29. Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М.: Наука, 1993.

30. Ржаницына, Л. Правительственный прогноз на 2006 г. и на период до 2008 г.: социальная экспертиза параметров / Л. Ржаницына // Человек и труд. – 2005. – № 8.

31. Сафронова, В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / В.М. Сафронова. – М., 2007.

32. Сафронова, В.М. Сущность и теоретико-методологические основы прогнозирования социальных процессов / В.М. Сафронова // Социальная работа: история и современность. Четвертые годичные научные чтения МГСУ. – М., 1999.

33. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для вузов / В.М. Сафронова ; Моск. гос. соц. ун-т. – М., 2002.

34. Скуфьина, Т. Социально-экономическое прогнозирование: проблемы науки и преподавания / Т. Скуфьина // Вопросы экономики. – 2005. – № 3.

35. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. – М., 2001.

36. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. – Т. 1. – М., 1997.

37. Социальный контроль (социальный аудит) как эффективная форма оценки качества деятельности и прогнозирования дальнейшего развития социозащитного учреждения: на опыте муниципального учреждения "Социально-реабилитационный центр "Радуга" г. Волхова Ленинградской области / В. В. Горанчук [и др.] // Социальное обслуживание. – 2008. – № 4.

38. Сухоруков, Н.М. Структурно-логический подход к прогнозированию и моделированию в социальной деятельности (из отечественного и зарубежного опыта) // Перспективы развития гуманитарных наук в Московском Университете: Материалы конференции. – 1996.

39. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализа и прогнозирования: учеб. для вузов по специальности "Математические методы в экономике" / Н.П. Тихомиров; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. – М.: Экзамен, 2005.

40. Тощенко, Ж.Т. Социальное прогнозирование / Ж.Т. Тощенко,
Н.А. Аи­тов, Н.И. Лапин. – М., 1982.

41. Управление проектами. – СПб., 1996.

42. Федотовская, Т. Демографическая ситуация и прогноз // Вопросы социального обеспечения / Т. Федотовская. – 2007. – № 17.

43. Фролов, А. К прогнозированию и проектированию социально-политических последствий кризиса: через призму ленинской методологии // Российский экономический журнал. – 2009. – № 3/4.

44. Шелов-Коведяев, Ф. В. Особенности национального планирования: как разорвать порочный круг анахронизмов / Ф. В. Шелов-Коведяев // Общественные науки и современность. – 2005. – № 5.

45. Шумейко, В. И. Россия в глобальной системе социальных координат: социологический анализ и прогноз / В. И. Шумейко // Социально-гумани­тар­ные знания. – 2009. – № 2.

46. Ядов, В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы / В.А. Ядов. – М.: Наука, 1995.

47. Яковлев, А.И. Всемирная информационная революция и будущее России (по прогнозам Э. Тоффлера) / А.И. Яковлев // Социально-гума­ни­тарные знания. – 2006. – № 1.

Приложение 1

20 июля 1995 года N 115-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ
И ПРОГРАММАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

23 июня 1995 года

(с изм., внесенными Федеральным законом

от 09.07.1999 N 159-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

Статья 1. Основные понятия

1. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономичес­кого развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

2. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации – система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

3. Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Статья 2. Система государственных прогнозов социально-экономи­чес­кого развития Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее – прогноз социально-экономического развития) на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

2. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-техничес­кого потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

3. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.

4. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

5. Прогнозы социально-экономического развития включают количествен­ные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса РФ прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разраба

Наши рекомендации