Тема 2.1 «Общие правила проведения инвентаризации»

Тема 2.1 «Общие правила проведения инвентаризации»

Основные понятия инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

Цели и сроки проведения инвентаризации.

Задачи и состав инвентаризационной комиссии.

5. Процесс подготовки инвентаризации.

Порядок составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

1.Инвентаризация - это способ определения фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии и сверка их с данными учета.

Инвентаризация может быть полнойи частичной.

Полная инвентаризацияохватывает все виды имущества и финансовых обязательств организации.

Частичная инвентаризацияпроводится по одному или нескольким видам имущества и обязательств, например только по денежным средствам.

Различают плановыеи внеплановыеинвентаризации.

Плановыепроводят в заранее установленные сроки.

Внеплановыепроводят, чтобы установить наличие ценностей, неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.

Финансовые обязательства являются частью финансовых отношений, связанных с движением денежных средств и основаны на передаче предприятиям финансовых ресурсов для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Они отражаются в пассиве баланса предприятий как долгосрочные и краткосрочные обязательства.

Выделяют внешние и внутренние финансовые обязательства.
Внешние финансовые обязательства у предприятий возникают:

- перед государством в лице бюджетов и внебюджетных фондов в форме выплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;

- перед партнерами по хозяйственной деятельности в лице поставщиков, подрядчиков, банков, страховых компаний, в части выполнения финансовых аспектов заключенных договоров;

Внутренние финансовые обязательства у предприятий возникают:

· перед собственниками, в части выплаты им из чистой прибыли предпринимательского дохода или дивидендов за расчетный период;

· перед филиалами и дочерними фирмами, в части платежей, установленных условиями заключенных с ними соглашений или разовыми распоряжениями руководства;

· перед наемным персоналом, в части выплаты заработной платы в размерах и сроки, установленные условиями индивидуальных трудовых контрактов или коллективного трудового договора (соглашения).

Целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.

Определимся, какое же имущество и обязательства подлежат инвентаризации. Согласно п. 1.2 Методических указаний по инвентаризации под имуществом организации понимаются:

· основные средства;

· нематериальные активы;

· финансовые вложения;

· производственные запасы;

· готовая продукция;

· товары и прочие запасы;

· денежные средства и прочие финансовые активы.

Под финансовыми обязательствами понимаются:

· кредиторская задолженность;

· кредиты банков;

· займы;

· резервы.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств (дата, перечень имущества и обязательств) устанавливается руководителем организации (кроме случаев с обязательной инвентаризацией).

Подготовка к инвентаризации на местах.

Действия бухгалтерии: на дату проведения инвентаризации готовит учетные данные об остатках активов предприятия.

Действия материально-ответственного лица: готовит товарно-материальные ценности к инвентаризации (группирует, сортирует и раскладывает их по названиям, сортам, размерам, в порядке, удобном для подсчета). При плановой (годовой) инвентаризации это делается заблаговременно, при внезапной — в присутствии инвентаризационной комиссии.

Действия рабочей инвентаризационной комиссии: проверяет исправность всех весоизмерительных приборов; опломбировывает помещения хранения материальных ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; берет у МОЛ расписки о том, что до начала проведения инвентаризации материальных ценностей все расходные и приходные документы на них сданы в бухгалтерию, поступившие — оприходованы, а выбывшие — списаны (как правило, текст расписки приведен в заглавных частях инвентаризационных описей, утвержденных Постановлением №241); имеет в наличии все необходимые бланки инвентаризационных документов.

Тема 2.1 «Общие правила проведения инвентаризации»

Основные понятия инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Наши рекомендации