Тема 2.1 «Общие правила проведения инвентаризации»
Тема 2.1 «Общие правила проведения инвентаризации»
Основные понятия инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
Цели и сроки проведения инвентаризации.
Задачи и состав инвентаризационной комиссии.
5. Процесс подготовки инвентаризации.
Порядок составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.
1.Инвентаризация - это способ определения фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии и сверка их с данными учета.
Инвентаризация может быть полнойи частичной.
Полная инвентаризацияохватывает все виды имущества и финансовых обязательств организации.
Частичная инвентаризацияпроводится по одному или нескольким видам имущества и обязательств, например только по денежным средствам.
Различают плановыеи внеплановыеинвентаризации.
Плановыепроводят в заранее установленные сроки.
Внеплановыепроводят, чтобы установить наличие ценностей, неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.
Финансовые обязательства являются частью финансовых отношений, связанных с движением денежных средств и основаны на передаче предприятиям финансовых ресурсов для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Они отражаются в пассиве баланса предприятий как долгосрочные и краткосрочные обязательства.
Выделяют внешние и внутренние финансовые обязательства.
Внешние финансовые обязательства у предприятий возникают:
- перед государством в лице бюджетов и внебюджетных фондов в форме выплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
- перед партнерами по хозяйственной деятельности в лице поставщиков, подрядчиков, банков, страховых компаний, в части выполнения финансовых аспектов заключенных договоров;
Внутренние финансовые обязательства у предприятий возникают:
· перед собственниками, в части выплаты им из чистой прибыли предпринимательского дохода или дивидендов за расчетный период;
· перед филиалами и дочерними фирмами, в части платежей, установленных условиями заключенных с ними соглашений или разовыми распоряжениями руководства;
· перед наемным персоналом, в части выплаты заработной платы в размерах и сроки, установленные условиями индивидуальных трудовых контрактов или коллективного трудового договора (соглашения).
Целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.
Определимся, какое же имущество и обязательства подлежат инвентаризации. Согласно п. 1.2 Методических указаний по инвентаризации под имуществом организации понимаются:
· основные средства;
· нематериальные активы;
· финансовые вложения;
· производственные запасы;
· готовая продукция;
· товары и прочие запасы;
· денежные средства и прочие финансовые активы.
Под финансовыми обязательствами понимаются:
· кредиторская задолженность;
· кредиты банков;
· займы;
· резервы.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств (дата, перечень имущества и обязательств) устанавливается руководителем организации (кроме случаев с обязательной инвентаризацией).
Подготовка к инвентаризации на местах.
Действия бухгалтерии: на дату проведения инвентаризации готовит учетные данные об остатках активов предприятия.
Действия материально-ответственного лица: готовит товарно-материальные ценности к инвентаризации (группирует, сортирует и раскладывает их по названиям, сортам, размерам, в порядке, удобном для подсчета). При плановой (годовой) инвентаризации это делается заблаговременно, при внезапной — в присутствии инвентаризационной комиссии.
Действия рабочей инвентаризационной комиссии: проверяет исправность всех весоизмерительных приборов; опломбировывает помещения хранения материальных ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; берет у МОЛ расписки о том, что до начала проведения инвентаризации материальных ценностей все расходные и приходные документы на них сданы в бухгалтерию, поступившие — оприходованы, а выбывшие — списаны (как правило, текст расписки приведен в заглавных частях инвентаризационных описей, утвержденных Постановлением №241); имеет в наличии все необходимые бланки инвентаризационных документов.
Тема 2.1 «Общие правила проведения инвентаризации»
Основные понятия инвентаризации имущества и финансовых обязательств.