В сионистских «коридорах власти»
Разобраться в лабиринте международного сионизма весьма сложно. Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, система подчиненности в рамках международной организационной структуры сионизма тщательно скрывается от непосвященных. Как пишет американский журналист Лоуренс Мошер, «получить серьезную информацию о внутренней деятельности сионистского движения довольно трудно» (Temoignage Chretien, 21.1.1971). В наши дни с развитием Интернета справочный материал и по сионистским организациям вполне доступен[65], но об их внутренней деятельности справок, как и прежде, не дают. При анализе деятельности и структуры этих организаций необходимо учитывать, что нередко евреи в странах Запада, участвуют не в одной, а в нескольких сионистских организациях. То же самое можно наблюдать теперь и в России, других странах бывшего СССР. Поэтому установить точное количество их членов весьма затруднительно. Большую путаницу вносит и обслуживающая сионистов пресса.
Многие сионистские организации, благодаря тому необъятному арсеналу вывесок для парадных подъездов, которые имеются в распоряжении международного сионизма, предпочитают выступать под личиной «еврейских», «религиозных», «социалистических», «благотворительных», «культурных», «воспитательных» «научных» и иных лиг, фондов, союзов, групп и партий. Между тем еще Альфред Лилиенталь отметил в своей книге «Оборотная сторона медали», что «единственная еврейская антисионистская организация» в США это «Совет по иудаизму», но и на его членов, по словам Лилиенталя, «оказывает сильное воздействие сионистский образ мышления», а сионисты захватывают руководство «Совета»[66].
Чтобы не выпускать еврея из-под своего влияния с момента рождения до самой смерти, сионисты стремятся использовать в целях обособления еврейства любые еврейские организации, от международных до национальных, от региональных до действующих в масштабах отдельной еврейской общины. Средневековое гетто воспроизводится в современных условиях через посредство многочисленных еврейских и сионистских организаций, созданных по религиозному, профессиональному, политическому, возрастному и культурному принципам. Практически все они поставлены сионистами под контроль.
Далеко не везде сионисты пользуются всенародной еврейской любовью. Тем более что сионистская бюрократия отнюдь не бескорыстно трудится на ниве служения еврейскому народу — на некоторых еврейских сайтах можно прочитать, какие сумасшедшие оклады устанавливают себе чиновники организаций по сбору пожертвований в фонд Израиля, не делая при этом ничего для тех евреев, которые действительно нуждаются в такой помощи в тех странах, где собирают шекель, то есть регулярный взнос в сионистскую казну. Еще в 1972 г. орган еврейской общины Уругвая газета «Пресенсиа» писала, что «несмотря на легионы специальных посланников и реки долларов, в среднем лишь от одного до пяти процентов членов еврейских общин вступили в сионистские организации». «Эти факты, — подчеркивала «Пресенсиа», — не только подтверждают бессмысленность сионистского тезиса о том, что каждый еврей — сионист, но и показывают усиление идеологического расхождения между сионистской политикой и интересами еврейских общин» (La Precencia, 14.1.1972). За это время процесс сионизации еврейских организаций в мире стал практически необратимым и, за исключением редких всплесков протеста, руководство международного сионизма осуществляет тотальный контроль над мировым еврейством. Ну, а газета «Пресенсиа» в ходе очередной вспышки юдофобии была закрыта властями в 1975 г. как «подрывная», и больше не выходит.
В наши дни еврейские организации, пытающиеся противостоять международному сионизму, отказывающиеся взять на вооружение его основные идеологические догмы и практические инструкции, подвергаются грубому нажиму, шантажу, бойкоту и в ряде случаев уступают натиску сионистов, попадают в сферу их влияния, если не в полное подчинение. В первую очередь это относится к Соединенным Штатам.
Массовое участие евреев в сионистских организациях, как США, так и других стран объясняется, как правило, тем, что еврей, отрицающий сионизм, становится в капиталистической стране изгоем вдвойне. Во-первых, из-за антисемитизма, насаждаемого внутренней реакцией и искусно подогреваемого теми же сионистами. И, во-вторых, из-за той травли и преследований, которым сионисты подвергают каждого еврея, отказывающегося давать «шекель», и не посещающего синагогу, а также сионистские сборища. Действует принцип предтечи сионизма Моисея Гесса: «Всякий, кто отрицает еврейский национализм, не только отступник, изменник в религиозном смысле, но и предатель своего народа и своей семьи». Все еврейские и сионистские организации построены по расовому принципу — гои, т. е. не евреи, туда не допускаются.
Посмотрим теперь, как выглядит сионизм организационно. Любопытное признание предназначения мировой сети сионистских организаций мы находим на сайте Иерусалимского центра общественных дел. Автор появившейся там публикации Даниэль Ж. Элазар называет четыре важнейших элемента в этой сети, предназначенные для действий в «кетер-малхут». В буквальном переводе этот термин означает «Царская корона». Так называлась поэма, которую написал в XI в. н. э. Шломо бен Иехуда ибн Габироль (1021–1058), выдающийся еврейский поэт и философ сефардско-испанской эпохи[67]. Во многом эта поэма отражает сакральные талмудические и каббалистические представления о звездах, их влиянии на судьбы мира и человека. Есть такое понятие, как «Кетер тора». Буквально — это корона, которой по традиции евреи в Галуте накрывают пергаментный свиток Торы. Символика здесь заключается в ожидании явления Бога, пришествия Мессии, Царя иудейского — никого кроме них верующие евреи за царя никогда не признавали, что традиционно создавало для них массу проблем со времен Древнего Рима. «Кетер малхут» — это к тому же и кабалистический термин, означающий процесс перехода от Высшей, Божественной воли к ее воплощению в реальности нашего мира. Обращение к кабалле здесь не случайно. Д. Ж. Элазар подводит философско-религиозную базу под мировую сионистскую организационную пирамиду — она выполняет Завет Бога, который объявил евреев «избранным народам» и обещал им передать все богатства Земли вместе с Землей обетованной.
Из названных «четырех элементов» (нечто вроде каббалистического «древа жизни») он выделяет следующие: Еврейское агентство для Израиля» (в наши дни, в связи с тем, что штаб-квартира агентства находится теперь в Иерусалиме предлог «для» в названии агентства обычно опускается) или сокращенно ЕАДИ, Всемирная сионистская организация (ВСО), Объединенный распределительный комитет (ОРК, более известный, как «Джойнт») и Всемирный еврейский конгресс (ВЕК). «К этому, — пишет Элазар, — мы прибавим еще и Правительство государства Израиль, которое является главным действующим лицом на мировой еврейской сцене. Правительство Израиля занимает самое первое место в том, что касается бюджета. Его ежегодные расходы составляют около полумиллиарда долларов. Ежегодный бюджет ЕАДИ приближается к этой сумме. Джойнт занимает третье место с расходами в 60 млн долларов и, наконец, ВСО с бюджетом в 40 млн долларов, часть которых поступает из бюджета ЕАДИ. У Всемирного еврейского конгресса бюджет всего 4 миллиона долларов, из которых 500 тысяч поступают от ВСО. Что касается доходов, то на первом месте стоит Государство Израиль (деньги туда поступают от сионистских фондов). Это, прежде всего, — Объединенный еврейский призыв и Керен ха-Йесод. Затем следуют ЕАДИ, ВСО, ВЕК и Джойнт. Для всех этих четырех организаций мировое еврейство — первейший приоритет при сохранении каждой из них своей специфики: ЕАДИ мобилизует мировое еврейство на строительство еврейского государств и поддержание еврейского образования в диаспоре, ВСО делает то же самое, Джойнт оказывает помощь евреям в реабилитации и в несчастьях, а ВЕК мобилизует мировое еврейство против антисемитизма. (Daniel J. Elazar. Reinventing World Jewry: How to Design the World Jewish Policy. Instruments of the Keter Malkhut: The Key Players. Jerusalem Center for Public Affairs).
Главным организационным и идеологическим центром сионизма, обладающим финансовыми фондами, равными фондам крупнейших монополистических объединений мира, является основанная в 1897 г. Всемирная сионистская организация, строящаяся по расовому признаку После создания ВСО в него вошли сразу все 260 местных организаций «Ховевей Цион» из России и Восточной Европы.
Поначалу ВСО базировалась в Берлине, затем в Лондоне и после Второй мировой войны в США. В настоящее время штаб-квартира ВСО находится в Израиле. Она контролирует и направляет деятельность сионистских объединений более чем в 60 странах, ее директивы определяют характер работы Всемирного еврейского конгресса — фактического филиала ВСО в 67 странах. К этим двум крупнейшим сионистским организациям примыкают многочисленные национальные сионистские объединения и союзы.
Высшим органом ВСО является Сионистский конгресс. Впервые созванный в 1897 г. по инициативе Т. Герцля, он стал своего рода «еврейским парламентом в изгнании». В наши дни сионистские конгрессы такой роли — при существовании государства Израиль и его парламента (кнессета) — уже не играют. Однако именно конгресс ВСО остается важнейшим форумом мирового сионизма. Он определяет основные направления деятельности сионистского движения, утверждает бюджет ВСО, избирает всех ее руководителей и членов постоянно действующих органов. В 1897–1901 гг. конгрессы созывались ежегодно, в 1903–1913 гг. и 1921–1939 гг. — один раз в два года, начиная с 1946 г. — приблизительно один раз в пять лет. После создания Государства Израиль конгрессы ВСО проходят в Иерусалиме.
С 1921 г. сионистские организации, действовавшие в Эрец-Исраэль, направляли на конгрессы в два раза больше делегатов, чем равные им по численности организации в диаспоре. Устав Сионистской организации, принятый в 1960 г., зарезервировал 38 % мандатов за делегатами политических партий Израиля (распределяются в соответствии с величиной их фракций в Кнессете на момент созыва конгресса). 29 % выделялись представителям сионистских организаций США. Остальные места распределяли «с учетом численности еврейского населения соответствующей страны… активности и условий деятельности сионистского движения в ней», что было возложено на специальную комиссию. Данное положение действует и ныне.
Новые данные о международном сионизме, ряд организационных перестроек и перетрясок, происшедших в его руководстве, особенно после 1967 г., позволяют с достаточным основанием говорить о существовании единой системы — Всемирная сионистская организация (ВСО) — Еврейское агентство для Израиля (ЕАДИ) — Джойнт — Всемирный еврейский конгресс (ВЕК) — и примыкающих к ней организаций. В эту систему входит, очевидно, и созданный в 1967 г., как постоянно действующий орган исполком иерусалимской «конференции миллионеров», в состав которого вошли региональные комитеты еврейских толстосумов. Иерусалимский исполком насколько стало известно в те годы, находился под контролем «Американского комитета» — новой организации международного сионизма, сформированной исключительно из представителей крупной еврейской буржуазии США. Судя по тому, что стало известно в последнее время о «Собраниях Международного Лидерства» (International Leadership Reunion (ILR) — ежегодных съездах еврейских олигархов, спонсоров Израильского Национального фонда «Керен ха-Иесод», о которых было рассказано, — они создали собственный оргкомитет, своего рода «всемирный кагал толстосумов», который и определяет основные направления деятельности международного сионистского концерна. Американский комитет и иерусалимский исполком, судя по всему, влились в этот «кагал».
Рассмотрим эту систему подробнее. Всемирная сионистская организация насчитывает в своих рядах несколько миллионов человек. С 1897 г. до наших дней она подвергалась ряду структурных перемен. Создатель ВСО Теодор Герцль главной ее целью называл «создание еврейского государства». Частично в этих целях при ВСО были созданы «Еврейский колониальный трест» (1902 г.), «Еврейский национальный фонд» (1901 г.), «Комиссия по освоению и развитию земель Палестины» (1908 г.), предназначенные для субсидирования колонизации Палестины. Уже в начале прошлого века сбор шекеля был организован на глобальной основе после того, как в 1920 г. был создан Керен ха-Иесод (в переводе с иврита — «основной фонд») главный финансовый орган Всемирной сионистской организации (ВСО) и Еврейского агентства для Израиля (ЕАДИ). Он взял на себя функцию финансирования всей деятельности Всемирной сионистской организации (позднее — и Еврейского агентства), связанную с репатриацией и абсорбцией новых поселенцев (олим) и заселением Эрец-Исраэль. Еврейскому национальному фонду, занимавшемуся этим до создания Керен ха-Иесод, была отведена функция приобретения и освоения земли. 23 марта 1921 г. Керен ха-Иесод был зарегистрирован в качестве британского акционерного общества. Штаб-квартира фонда находилась в Лондоне. В 1956 г. по закону, принятому кнессетом, Керен ха-Иесод зарегистрирован как израильская компания. Комитеты Керен ха-Иесод по сбору пожертвований имеются почти во всех странах, где есть еврейское население. В США Керен ха-Иесод действует в рамках Объединенного еврейского призыва. Мобилизация средств Керен ха-Иесод, вначале незначительная, сильно возросла ко времени Войны за независимость (1947 г.) и особенно увеличилась во время Шестидневной войны 1967 г. (КЕЭ, том 4, кол. 226).
Понятие «сионизм» нельзя сводить только к алие, т. е. переселению евреев в Израиль из Галута. Цели ВСО гораздо шире, ибо известно, что даже сам ее основатель Теодор Герцль, равно, как и его последователи, не считали целесообразным переселение всех евреев в «еврейское государство». Речь шла в первую очередь о создании «очага воздействия», с помощью которого можно было бы сплотить идеологически и духовно разбросанных по всему свету евреев, не допустить их ассимиляции, подчинить их воле руководства международного сионизма, обложить налогом. Именно эти цели и пыталась осуществить ВСО все годы своего существования. В соответствии с этим строилась и ее организационная структура.
Высший орган ВСО — Всемирный сионистский конгресс Конгресс — избирает Всемирный сионистский совет. В этом совете имеются представители всех сионистских организаций и партий, действующих в тех странах, где существуют еврейские общины. В составе исполкома действуют 12 отделов, каждый из которых руководит специфической отраслью деятельности ВСО: координация действий сионистских организаций, сбор средств, разведка, «культурно-религиозное образование», или «еврейское воспитание», дела еврейских студенческих, молодежных, детских и женских организаций, иммиграция, пропаганда, связь с нееврейскими организациями, представительство в международных органах, дела религии, и т. д. После создания государства Израиль ВСО провозглашает своей официальной целью «укреплять государство Израиль, собирать евреев на землю этого государства, с тем, чтобы обеспечить единство еврейского народа». ВСО официально провозглашает концепцию «двойной лояльности» евреев разных стран, согласно которой еврей, прежде всего, подданный Израиля, а затем уже того государства, в котором он живет.
Высшим органом ВСО между Сионистскими конгрессами считается избираемый на них Исполнительный комитет, на который возложена обязанность «рассматривать и решать все вопросы, касающиеся Сионистской организации и ее учреждений». Заседания Исполнительного комитета должны проходить не менее одного раза в год; на них утверждается, в частности, бюджет ВСО (в те годы, когда не созывается Сионистский конгресс). Число членов Исполнительного комитета время от времени меняется; его состав отражает соотношение сил различных течений на Сионистских конгрессах, поскольку в Исполком ВСО, как правило, избирается один представитель от каждых пяти делегатов. Работой Исполкома руководят председатель и президиум.
Ведущая роль в руководстве ВСО до середины 1930-х гг. принадлежала ее президенту. Первым этот пост занял Теодор Герцль в 1897 г. После смерти Герцля его сменил в 1904-м Давид Вольфссон. Затем президентами ВСО были, Отто Уорбург, Хаим Вейцман, Нахум Соколов и последним этот пост с 1956 по 1968 г. занимал Нахум Гольдман. С 1968 г. эта должность вакантна, и Сионистскую организацию возглавляют председатели Правления, которое фактически и управляет ВСО в перерывах между конгрессами.
Согласно уставу ВСО, утвержденному в 1960 г., избираемое Сионистским конгрессом Правление является ее исполнительным органом, направляет и координирует повседневную работу участников мирового сионистского движения. Официальным местом пребывания Правления после войны был избран Иерусалим. Члены его американской секции работают в Нью-Йорке. Несколько раз в год проводятся пленарные заседания с участием всех членов Правления. При ВСО с 1921 г. существует также свой суд — Трибунал конгресса, объединивший, согласно ныне действующему уставу, функции Суда конгресса, созданного в 1901 г., и Суда чести (КЕЭ, том 7, кол. 1000–1009).
В соответствии с конвенцией, подписанной в 1954 г. между правительством Израиля и ВСО, за Всемирной сионистской организацией было «признано право» представлять «мировое еврейство» в вопросах эмиграции и расселения. «Конвенция» предоставляла Еврейскому агентству право действовать от имени Израиля в диаспоре. Для координации и деятельности ВСО, Еврейского агентства и израильского правительства был создан так называемый «Координационный комитет», в котором израильский кабинет представлен на паритетных началах с Еврейским агентством[68]. В ноябре 1959 г. израильский парламент вновь подтвердил договоренность правительства Израиля с В СО в специально принятой декларации. В ней говорилось: «Согласно правовому статуту ВСО и конвенции, заключенной между правительством (Израиля. — В.Б.) и высшим советом Сионистской организации, правительство будет оказывать свою поддержку сионистскому движению и способствовать осуществлению стоящих перед ним задач: выполнение специфических целей сионизма, увеличение добровольных финансовых пожертвований, пропаганда языка иврит, развитие переселенческого движения, в частности, эмиграция молодежи и детей, расширение эмиграции и натурализации, прилив капитала в Израиль, стимулирование интереса еврейской молодежи во всех странах к получению высшего образования в Израиле, поддержка Израиля в войне, укрепление его международного положения, углубление осознания евреями факта их принадлежности к еврейству, укрепление единства евреев в диаспоре, активизация борьбы против всех признаков ассимиляции и попыток скрыть свою принадлежность к еврейству»[69]. Это соглашение подтверждено и в основополагающей для современного сионизма Иерусалимской программе, принятой 27-м конгрессом ВСО в 1968 г. Она мало чем отличается от программы, принятой 23-м Сионистским Конгрессом в 1951 г. и стала преемницей Билтморской программы, потерявшей свою актуальность после достижения независимости Государством Израиль. Основной задачей сионизма, согласно программе 1968 г., считается «укрепление Государства Израиль, собирание изгнанников в Эрец-Исраэль и укрепление единства еврейского народа». В соответствии с этим определяются и практические задачи ВСО, и ее структура. Программа долгосрочная. И, несмотря на то, что написана она в 1968 г., там запланирована даже поддержка международным сионизмом будущих войн Израиля, а заодно и преследование сионизмом тех евреев, которые не хотят ничего общего иметь с «еврейским истэблишментом» разных стран!
Комментируя характер отношений ВСО с Израилем, тогдашний премьер-министр Израиля Бен Гурион пояснял: «Государство не может вмешиваться во внутренние дела еврейских общин в диаспоре, не может им давать инструкции или ставить перед ними какие-то задачи. Сионистская же организация, наоборот, как общественная, занимающаяся сионистской деятельностью, имеет широкие возможности делать то, что государство делать не может или не имеет средств делать» (Sionismus, s. 194–195). Таким образом, Бен Гурион откровенно связал вмешательство Израиля в дела других государств с деятельностью на их территории сионистских организаций. Это не означает, конечно, что Израиль может командовать ВСО или что ВСО ему принадлежит. Скорее наоборот. Экономика Израиля фактически контролируется международной сионистской корпорацией, сионистским капиталом США, Англии, Франции и ряда других стран.
«Всемирная сионистская организация, — отмечал Ю. Иванов является одним из крупнейших в капиталистическом мире собственников». Только в государстве Израиль ВСО принадлежит 86 процентов сельскохозяйственных площадей страны, сдаваемых в аренду. Под «опекой» ВСО находится более 480 сельскохозяйственных поселений Израиля. К 1963 г. в безраздельной или частичной собственности ВСО находилось 60 израильских предприятий (при общем числе крупных предприятий в Израиле в то время 163). Ей принадлежит контрольный пакет акций строительной компании «Мекорот», авиационной компании «Эл-Ал», пароходной компании «Цим» и так далее[70]. Зная о «деловых» интересах сионистского капитала в Израиле, о тех филиалах, которые открывают на «земле обетованной» владельцы крупных банков и фирм из США и западноевропейских стран, нельзя не согласиться с выводом Ю. Иванова о том, что международный сионизм рассматривает Израиль не только как свое детище, но и как свою собственность[71]..
Говоря об организационной структуре ВСО, некоторые исследователи ошибочно отождествляют Еврейское агентство для Израиля с исполкомом ВСО. Как правило, при этом ссылаются на «Закон о статусе Всемирной сионистской организации — Еврейского агентства в Израиле», принятый кнессетом 24 ноября 1952 г.[72]Согласно этому закону исполком ВСО был одновременно и исполкомом Еврейского агентства, но нью-йоркские члены правления ВСО отвечали «за деятельность в диаспоре», а иерусалимские занимались «осуществлением своих исторических задач на земле Израиля»[73]. Однако даже закон 1952 г. говорит не о тождестве этих двух организаций, а о единой системе ВСО — Еврейское агентство. Разделение функций исполкомов для ВСО и для Еврейского агентства при общем их объединении под эгидой ВСО также подтверждает, что речь идет о единой системе.
Тождественность Сионистской организации и Еврейского агентства была закреплена в статье третьей первоначальной редакции Закона о статусе Сионистской организации — Еврейского агентства, утвержденного Кнессетом в 1952 г. По решению 27-го Сионистского конгресса (1968) в 1970–1971 гг. Еврейское агентство было вновь отделено от Сионистской организации: в его руководящие органы, ассамблею и Исполнительный комитет, помимо сионистов (50 % мест), вошли представители Объединенного еврейского призыва (30 % мест) и различных еврейских организаций, осуществляющих сбор пожертвований в Керен ха-Иесод (20 % мест). Главой Еврейского агентства остался председатель Правления Сионистской организации; сохранилось также совмещение постов казначея и контролера. Бюджет Сионистской организации стал частью бюджета Еврейского агентства. В 1975 г. соответствующие изменения были внесены в Закон о статусе Сионистской организации — Еврейского агентства. Из-за отсутствия четкого распределения функций внутри «расширенного» Еврейского агентства и по мере постепенного нивелирования идеологических и политических установок входящих в него организаций (к 1984 г. все они присоединились к принятой ВСО Иерусалимской программе) в 1970-х — начале 1990-х происходил процесс утраты ведущей роли ВСО в Еврейском агентстве, продолжающийся и в XXI в.[74]
Выступать под одной и той же вывеской вне пределов Израиля было весьма удобно для ВСО и Еврейского агентства в силу целого ряда причин. Прежде всего, это обеспечивало полную синхронность действий, а кроме того способствовало необходимой маскировке для столь «специфических» акций, о которых говорил Бен Гурион. Такой камуфляж был вызван практическими потребностями международного сионизма, но не идентичностью Еврейского агентства и ВСО. Вплоть до 1 июля 1971 г. американская секция ВСО именовалась «Еврейское агентство для Израиля — американская секция» (ЕА-ДИАС). В то же самое время в Нью-Йорке действовала штаб-квартира собственно Еврейского агентства для Израиля. С 1 июля 1971 г. ЕАДИАС была соответственно переименована в «ВСО — американская секция» (American Jewish Yearbook, 1971, р. 514.)
Об особой роли Еврейского агентства говорят и другие факты. Статья четвертая британского мандата на Палестину, утвержденного Лигой Наций в июле 1922 г., признала Сионистскую организацию в качестве Еврейского агентства — «общественного органа, целью которого является консультирование администрации Палестины и сотрудничество с нею в таких экономических, социальных и других вопросах, которые могут касаться создания еврейского национального очага и интересов еврейского населения Палестины…». В 1929 г. по инициативе X. Вейцмана 16-й Сионистский конгресс одобрил план создания нового органа «для выполнения функций Еврейского агентства предусмотренных мандатом». Он был создан в 1929 г. под именем Еврейское агентство для Палестины и служил ВСО в качестве «законосовещательного органа при английском комиссаре в Палестине»[75]. В этот орган вошли на строго паритетных началах как члены Сионистской организации, так и «несионисты» — представители еврейских организаций и частные лица, которые, не разделяя идеологию и политическую программу сионистского движения, были готовы поддержать планы создания еврейского национального очага в Палестине (КЕЭ, том 7, кол. 1008–1009).
С годами функции Еврейского агентства были значительно расширены: основой его деятельности стал сбор средств и организация иммиграции в Израиль. Еврейское агентство (иногда фигурирующее под древнееврейским наименованием «Сохнут») имеет свои филиалы во всех капиталистических странах, где проживают еврейские общины. Кроме того, агентство имеет своих функционеров во всех израильских посольствах и представительствах за границей. В США, в частности, Еврейское агентство зарегистрировано в министерстве юстиции в соответствии с законом 1938 г. «О регистрации иностранных агентов» (Temoignage Chretien, 21.1.1971). Цель этого закона — сделать обязательным «публичное обнародование действий лиц, участвующих в пропагандистской деятельности… в интересах или от имени иностранных правительств» (Temoignage Chretien, 21.1.1971). Отмечу, что агентство было признано «агентом иностранного правительства» еще до того, как было образовано государство Израиль. Таким образом, уже в 1938 г. американское правительство признало за Всемирной сионистской организацией право «представлять всех евреев».
В Израиле, как пишет Лоуренс Мошер, Еврейское агентство играет почти правительственную роль. По мнению Мошера, это «одно из лучше всего финансируемых теневых правительств в мире» (Temoignage Chretien, 21.1.1971). В качестве важного звена прямой связи с израильским правительством Еврейское агентство использует Координационный комитет, половину участников которого представляет агентство, а другую половину — правительство Израиля. Премьер-министр — непременный участник всех его заседаний. Созываются они раз в месяц. Именно здесь определяются финансовые нужды Израиля, потребность в доставке новых людских ресурсов из «диаспоры», вырабатываются планы «налогообложения», кампаний по оказанию нажима на то или иное правительство, и так далее (Temoignage Chretien, 21.1.1971).
В составе Еврейского агентства в Иерусалиме существуют пять отделений, через которые оно осуществляет свою деятельность в международных масштабах. Организационное отделение поддерживает тесные контакты с сионистскими организациями вне Израиля. Отделение заграничных связей занимается налаживанием контактов с еврейскими несионистскими и другими организациями вне Израиля. Отделение молодежи координирует действия молодежных и детских сионистских организаций вне Израиля. Отделение пропаганды планирует и координирует пропагандистские акции сионистских организаций во всемирном масштабе. Кроме издательской деятельности это отделение ответственно за передачи специальной радиовещательной станции в Иерусалиме «Кол Цдон Лагола» («Голос Сиона для диаспоры»).
Столь широкие функции Еврейского агентства, его финансовые и политические возможности позволяют, конечно, говорить о нем как об одном из ведущих центров международного сионизма. Но, тем не менее, отождествлять его с исполкомом ВСО неправомерно. Место агентства в системе ВСО— ЕАДИ — ВЕК помогают выявить результаты его генеральной ассамблеи, состоявшейся в конце июня 1971 г. 21 июня корреспондент агентства Рейтер сообщил из Иерусалима, что «300 делегатов из 27 стран подписали соглашение о реорганизации Еврейского агентства с тем, чтобы превратить его фактически в главный представительный орган для еврейского населения во всем свободном мире». Всемирная сионистская организация будет «осуществлять свою деятельность за пределами Израиля во всем остальном мире и заниматься вопросами, касающимися еврейских общин, еврейского просвещения и культуры, молодежного движения».
«Таким образом, делегаты, присутствующие на генеральной ассамблее Еврейского агентства, — отмечал корреспондент, — которая впервые состоялась здесь сегодня, официально признали существование двух разных организаций — Всемирной сионистской организации, с одной стороны, и Еврейского агентства для Израиля — с другой (курсив мой. — В.Б.)».
Если в прошлом Еврейское агентство (для Палестины, как оно называлось первоначально) действовало как «руководящий орган всемирного сионистского движения», то после 1971 г. реорганизованная генеральная ассамблея Еврейского агентства для Израиля взяла на себя еще и «ответственность за деятельность в пределах границ государства Израиль по вопросам, касающимся иммиграции, сельскохозяйственных поселений, здравоохранения, социальных мер, просвещения и финансов».
Подписанное в Иерусалиме соглашение официально подтверждает давно существующую взаимосвязь, юридически оформляет факт давнего сотрудничества организаций, открыто объявляющих о своей сионистской направленности, и организаций, скрывающих свою приверженность сионизму. Реорганизация руководства международного сионизма, несомненно, была вызвана потребностью более четкой координации действий сионистов во всемирном масштабе. Предоставление ВСО контроля над всеми еврейскими общинами вне Израиля означает, судя по всему, что сионисты захватили руководство большинства еврейских организаций, даже тех, члены которых в массе своей не разделяют сионистских взглядов, и стремятся подчинить своему влиянию все те еврейские общины, которые отвергают сионизм. Еврейскому агентству, в свою очередь, прочат теперь уже не только роль «теневого правительства» Израиля, а более того — «главного представительного органа для еврейского населения во всем свободном мире», то есть своего рода «всемирного еврейского правительства», на верность которому, по замыслу сионистов, должны будут присягнуть все евреи Галута.
О соподчинении ВСО и Еврейского агентства высказываются различные взгляды, однако нет никаких оснований полагать, что агентство в его реорганизованном виде вышло из-под контроля исполкома ВСО или же, наоборот, поставило его под свой контроль. Оно было и остается лишь частью ВСО, а, следовательно, продолжает подчиняться и ее исполкому. В свою очередь этот исполком «фактически подчинен воле узкого круга лиц, ставленников крупнейших американских монополистов, преимущественно еврейского происхождения» (Sionismus, s. 195). В наши дни борьба за руководство всей системой организаций международного сионизма обострилась, как мы видели, с приходом к руководству ведущих сионистских объединений в Европе и Азии еврейских олигархов из бывшего СССР.
«Джойнт» и другие сборщики шекеля
Важнейшим звеном в головной системе сионистских организаций, работающих в режиме «кетер-малхут», играет, и не только с точки зрения его роли в сборе средств, «Объединенный еврейский распределительный комитет», известный также под сокращенным наименованием «Джойнт». У него двое родителей. 4 октября 1914 г. лидеры ортодоксальной иудаистской общины США создали «Центральный комитет помощи евреям, пострадавшим от войны». 25 октября 1914 г. германские евреи, проживающие в США, создали «Американский еврейский комитет помощи» под председательством Маршалла. 27 ноября 1914 г. эти организации объединились, создав «Джойнт» (по-английски joint— «объединенный»).
Когда праздновался его пятидесятилетний юбилей, еженедельник «Новини и Курьер», издающийся в Израиле на польском языке, писал в статье «Джойнт» — символ еврейского братства»: «Еще не пришел час, чтобы можно было рассказать все подробности о деятельности «Джойнта» в разных странах. «Джойнт» это нечто большее, чем просто институт помощи, это символ единства еврейского народа на всей земле (Sionismus, s. 204).
Отбросим сионистскую демагогию о «еврейском братстве» и обратим внимание лишь на одну немаловажную подробность, выболтанную «Новини и Курьер»: «Джойнт» не только институт по сбору средств. Прежде всего? это ударная политическая организация международного сионизма. У колыбели «Джойнта» стояли представители крупной еврейской семейства Уорбургов, Лимэнов и Лебов. Первым председателем «Джойнта» был Феликс Уорбург, затем его сын Эдвард М. Уорбург. «Джойнт» участвовал в образовании «Палестинской экономической корпорации Нью-Йорка» (ПЭС) в 1929 г., которая ныне контролирует важнейшие отрасли экономики Израиля. В 1939 г. под эгидой «Джойнта». был создан «Объединенный палестинский призыв», ныне известный как «Объединенный еврейский призыв» (United Jewish Appeal). Часто употребляемая аббревиатура этого названия ЮДЭ происходит от его английского варианта. В подчинении «Джойнта» оказались практически все еврейские филантропические и благотворительные общества, а также объединения, союзы и группы по сбору средств. «Джойнт», согласно американским источникам, «поддерживают все секции американского еврейства — ортодоксальные, консервативные и реформистские. Расходы «Джойнта» только в 1968 г. составили свыше 30 миллионов долларов.
В 2006-м бюджет «Джойнта» составил уже 320 410 019 долларов США (больше, чем бюджет Уругвая или Никарагуа). Он был распределен следующим образом:
Израиль — 140 616 535
Украина — 41 421 785
Россия — 38 600 560
Аргентина — 11 437 335
Страны Средней Азии — 10 750 313
Венгрия — 6 763 640
Белоруссия — 5 569 374
Румыния — 5 052 740
Марокко — 4 069 578
Молдова — 3 832 942
Польша — 3 146 253
Эфиопия — 1 837 607
Прочие — 21 453 858
Иерусалим, институт Брукдэйл — 5 713 521
Неевреям (non-sectarian) — 5 841 678
Администрация — 14 302 300
48,1 % всего бюджета «Джойнта» было потрачено на Израиль, 34,1 % — на СНГ (без Прибалтики), 6,6 % — на Центральную и Восточную Европу (без Прибалтики), 4,2 % — на Латинскую Америку. 24,8 % бюджета составляет программа помощи престарелым (Touching Lives, Transforming Communities. The American Jewish Joint Distribution Committee. 2006. Annual Report with 2007 Program Highlights. AJDDC, New York, 2007).
Согласно официальным данным «Американского еврейского комитета», только в США доход организаций, занятых сбором средств в казну сионизма, составил уже в 1969 г. 1 миллиард 315 миллионов 600 тысяч долларов. Для сравнения напомним, что чистый годовой доход крупнейшей в мире корпорации «Дженерал моторе» составил в 1969 г. 1 миллиард 731 миллион долларов. В 2006-м только бюджет «Джойнта» составил 320,4 млн долларов США. По данным Иерусалимского центра общественных дел “мировое еврейство напрямую в 2011 г. израсходовало от 40 до 45 миллиардов долларов из общественных фондов на поддержание жизнеспособности и функционирования государства Израиль». Эти средства поступают и от израильских налогоплательщиков, но в наибольшей степени от пожертвований из диаспоры через Керен ха-Иесод и ЮДЕ.
Альфред Лилиенталь писал: «Сионизм почти не знал денежных проблем. Американцы, незнакомые с методами выкачивания столь гигантских сумм денег, обычно поражаются размерам еврейских пожертвовани<